Акция стартовала в полдень и началась с минуты молчания
В минувшие выходные в Алматы прошел митинг движения “Жаңа Адамдар” против насилия. Однако не все сочли эту акцию искренней. Недовольство вызвал ряд факторов: стигматизация животных (их образы использовали на плакатах), повестка митинга, в которой напрямую не говорится о защите от насилия, размытые требования и якобы провластность движения “Жаңа Адамдар”.
Провластным движение называют из-за публикаций в социальных сетях и встрече активистов с президентом страны в ноябре прошлого года. Тогда Токаев отметил, что ребята могут принести пользу государству “через активную гражданскую деятельность”, а сами участники движения “Жаңа Адамдар” в будущем могут стать депутатами, министрами и даже президентом страны.
Санкционированный митинг проходил в сквере за кинотеатром Сары-Арка. В воскресный день возле памятников деятелям советской эпохи собралось около 300-400 человек. Заявленная цель митинга “Скажи нет миру животных” - обратить внимание общественности на проблему насилия в Казахстане. Акция стартовала в полдень и началась с минуты молчания.
Пришедших на входе встречали улыбчивые студенты в брендированных под тематику митинга куртках, предлагая всем желающим оранжево-фиолетовый шарф с лозунгом мероприятия. Территория, где проходила акция, была ограждена металлическим забором, внутри стояли клетки для заключенных с манекенами внутри. Примечательно, что большинство манекенов – женские. За несколько кварталов до места проведения митинга и вокруг площадки патрулировали стражи порядка, за соседним зданием стояли “басики” полиции. Среди митингующих можно было заметить сотрудников в гражданском, которые выделялись на фоне молодежи с плакатами.
Большинство участников были студенты, почему-то закрывающие лица шарфами, масками и кепками. Некоторые и вовсе отсиживались на скамейках в скучающем ожидании окончания акции.
Общественные организации, такие как “Феминита”, не только не поддержали митинг, но и раскритиковали его, как и лозунг “Скажи нет миру животных”.
“Мы не поддерживаем использование даже для сравнения темы животных, когда в Казахстане происходят массовые убийства животных (диких и домашних). Сравнивать их с насильниками и абьюзерами крайне некорректно.
Отметим, что вначале у “Жаңа Адамдар” не было санкции на проведение мирного собрания, но кампания по призыву людей началась задолго до ее получения от акимата города Алматы. Если бы такое сделал оргкомитет 8 марта в Алматы или Астане, которые проводят такие собрания уже с 2017 года и с 2022 года, это бы завершилось привлечением к административной ответственности. Получается, кому-то можно все, а кому-то ничего”, – говорится в сообщении казахстанской феминистской инициативы.
Сообщество недовольно и вырыванием повестки из контекста проблемы насилия в стране. В своей вступительной речи лидер движения “Жаңа Адамдар” Асель Баденова заявила, что основная цель митинга – не требовать, а привлечь внимание к проблеме, отмечая, что прежде всего “нужно менять мышление, а не ужесточать закон о семейно-бытовом насилии”, ведь это борьба с последствиями.
Похожие заявления были у других участников митинга, большинство из которых отказывались давать комментарий и озвучивать свое мнение о происходящем.
“Мы не можем говорить, подойдите к людям в фиолетовых куртках. Это кураторы, они ответят”, – примерно такой ответ звучал от большинства молодых участников и участниц движения “Жаңа Адамдар”. На вопрос, почему они не могут озвучить свои мысли, в ответ была тишина. Тем не менее, двоих участниц все же удалось разговорить.
“Сегодняшнее мероприятие против насилия, не только домашнего, а в общем. Мы пришли, чтобы изменить свое мышление, чтобы насилие в нашей стране и в целом в мире не происходило. Сначала нужно изменить себя, потом закон. Мы хотим изменить людей и их мышление. Внедряя всякие законы. Например, сажать не на 20, а на 30 лет или на 40 лет, ничего особо не меняется, потому что многие люди могут не принимать или просто не понимать законы. Хотелось бы, чтобы люди не решали конфликт насилием, а просто поговорили или же другой способ нашли. Бывают случаи, у тебя будет сын или дочка, ты можешь ее/его воспитать хорошо, они могут подумать об этом, и люди должны обращать внимание на поведение ребенка”, – считают студентки-активистки “Жаңа Адамдар”.
Пускали на митинг не всех. К примеру, плакаты активисток феминистского движения сочли не соответствующими повестке.
“Нас не пустили на митинг против насилия с плакатом против насилия. Сказали, что из-за плаката будут проблемы с акиматом. Я думаю, что все очевидно, с целью чего организован этот митинг. Чтобы показать, что у нас есть якобы какая-то свобода слова, а на деле ее нет. Мы годами выступаем за права женщин и против насилия, но нас всячески преследуют, отказывают, мы ходим в суды, пишем апелляции, но заканчивается все одинаково. Нам не предоставляют подобной охраны площадок на наших мероприятиях, если вдруг нам когда-то их и разрешают проводить, то полиция ведет себя не так дружелюбно”, – говорит участница “КазФем” Вероника Фонова.
Итогом митинга стало складывание плакатов и мягких игрушек в краске, имитирующей кровь, в клетку, а на месте, где у манекенов должно быть лицо – висели маски животных. Закончился митинг, как по часам, ровно через час после начала.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!