Проблемные кредиты: обратитесь к банковскому и микрофинансовому омбудсманам

8195 просмотров
0
FinGramota
Воскресенье, 12 Янв 2025, 10:30

В Казахстане вступили в силу законодательные новшества

В июне 2024 года главой государства подписан закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства". Данный документ разработан Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка в целях защиты прав казахстанских заемщиков. 

Читайте также
Если у вас есть несколько кредитов: как их правильно погасить досрочно

В реализацию закона регулятор в августе разработал:

- Правила избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности банковского омбудсмана;

- Правила избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности микрофинансового омбудсмана. 

Эти поправки вступили в силу 21 декабря 2024 года.

Таким образом заемщики, у которых возникли споры с банками или микрофинансовыми организациями, при невозможности найти компромисс с кредитными организациями, могут решить свои вопросы с банковским или микрофинансовым омбудсменами. 

Кто такой банковский омбудсман?

Банковский омбудсман – это независимое в своей деятельности физическое лицо, и по закону банки обязаны исполнять его решения. В настоящее время он решает споры по договорам ипотечного займа между заемщиками-физлицами и банками, не доводя их до суда. Полномочия омбудсмана прописаны в Законе РК "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

В офисе банковского омбудсмана граждане могут получить консультацию по всем видам займов, банковским продуктам. Таким образом банковский омбудсман выступает посредником, который помогает заемщикам и банкам найти компромисс. Он поможет, если банк нарушит условия договора ипотечного займа или закон. Например, банк повысил процент по ипотеке, из-за чего вырос ваш ежемесячный платеж. Или проконсультирует по вопросам просрочки по кредиту, подскажет алгоритм действий в нелегкой финансовой ситуации, в том числе связанной с оформлением мошеннических кредитов, и другое.

Как расширились его полномочия?

Читайте также
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками

Об этом рассказал банковский омбудсман Дархан НУРПЕИСОВ. По его словам, с февраля 2011 года по 21 декабря 2024 года полномочия банковского омбудсмана ограничивались урегулированием разногласий исключительно по ипотечным займам, то есть займам, обеспеченным залогом. Такое решение было связано с проблемами тех лет: после кризиса 2008 года заемщики столкнулись с ростом курса доллара, что затруднило выполнение ими кредитных обязательств. Кроме того, наблюдался значительный спад цен на недвижимость, при продаже которой заемщики не могли полностью рассчитаться с банками.

"Однако в последние годы, благодаря введению регуляторных мер и реализации государственной программы рефинансирования ипотечных жилищных займов, количество проблемных ситуаций с ипотечным кредитованием сократилось. Это отразилось и на статистике: доля обращений по ипотечным займам составляла не более 30% от общего числа запросов, тогда как основная часть жалоб касалась потребительских беззалоговых кредитов. В таких случаях заемщики могли получить только консультации, поскольку их дела не подпадали под нашу компетенцию", - объясняет Дархан Нурпеисов.

С учетом этого, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка решило расширить компетенцию банковского омбудсмана на разногласия, возникающие из всех видов договоров банковского займа. Это включает ипотечные договоры, договоры автокредитования и потребительские займы граждан.

Таким образом, с 21 декабря 2024 года банковский омбудсман уполномочен рассматривать разногласия по всем договорам банковских займов физических лиц с правом принятия обязательных решений для банков и коллекторских организаций, которым был уступлен договор займа. 

При этом банковский омбудсман рассматривает обращения исключительно на досудебной стадии. Если судебное решение уже вынесли, есть исполнительная надпись или подан иск, такие обращения не подлежат рассмотрению и не могут быть приняты в работу.

"Расширение компетенции банковского омбудсмана обеспечит более широкий доступ потребителей банковских услуг к урегулированию их разногласий, что повысит доверие клиентов к банковской системе. Ожидается увеличение количества разрешенных разногласий между банками и их клиентами на досудебной стадии, что снизит социальную напряженность. Кроме того, уменьшится нагрузка на финрегулятор и судебные органы благодаря снижению количества поступающих к ним обращений", - говорит Дархан Нурпеисов.

Кроме того, значительное количество банковских клиентов будут освобождены от длительных и затратных судебных процессов, поскольку услуги банковского омбудсмана являются бесплатными.

Какие обращения банковский омбудсман не рассматривает?

Не стоит обращаться к банковскому омбудсману, если у заемщика отсутствует письменное доказательство его обращения в банк. Омбудсман также не рассматривает обращения граждан, которые приняты к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу. Либо же направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.

Как записаться на прием к банковскому омбудсману?

Можно обратиться в офис банковского омбудсмана по адресу: г. Алматы, ул. Айманова, 124, офис 301, предварительно на прием по телефонам: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 (708) 983-30-16 или через электронную почту: office@bank-ombudsman.kz.

Читайте также
Кредит до зарплаты: что изменилось в условиях предоставления таких микрозаймов

Также можно записаться на прием к банковскому омбудсману через его официальный сайт по ссылке: https://www.bank-ombudsman.kz/ndoc. Здесь, на главной странице, расположены три опции: "Подать обращение", "Записаться на прием", "Оставить отзыв".

Отметим, что в случае необходимости банковский омбудсман может рассматривать обращения с выездом на место, а также проводить встречи в онлайн-режиме.

Кто такой микрофинансовый омбудсман?

Это независимое в своей деятельности физлицо, посредник между заемщиками и организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (МФО), который будет решать все возникающие вопросы в рамках договоров о предоставлении микрокредита. К микрофинансовому омбудсману могут обращаться только клиенты МФО – физлица, и помощь его тоже будет бесплатной. Микрофинансовым омбудсманом в Казахстане является Назгуль ЕСТЕУСИЗОВА.

Перед микрофинансовым омбудсманом поставлены задачи по обеспечению защиты прав клиентов микрофинансовых организаций и содействию в разрешении споров между заемщиками и микрофинансовыми организациями, коллекторскими агентствами. Решение микрофинансового омбудсмана обязательно для исполнения микрофинансовой организацией и коллекторским агентством.

Какие обращения микрофинансовый омбудсман не рассматривает?

Микрофинансовый омбудсман не станет рассматривать обращения:

- принятые к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу;

 - по которым заемщик не предоставит письменное доказательство его обращения в МФО лицу, которому уступлено право (требование) по кредитному договору, с целью урегулирования возникшей ситуации;

- направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.

Как записаться на прием к микрофинансовому омбудсману?

Можно обратиться в офис микрофинансового омбудсмана по адресу: г. Алматы, ул. Мынбаева, 53, офис 320, предварительно на прием по телефонам: +7 (727) 338-22-44, +7 (727) 338-22-25 или через электронную почту: info@mfombudsman.kz.

Также можно записаться на прием к банковскому омбудсману через его официальный сайт по ссылке: https://mfombudsman.kz/.

Отметим, что микрофинансовый омбудсман так же, как и банковский, проводит встречи как в офлайн-, так и в онлайн-режимах.

Что еще нужно знать заемщикам?

Читайте также
Погасить кредит досрочно – выгодно!

Если заемщики не согласны с решениями банковского омбудсмана или микрофинансового омбудсмана, то вправе решить спор с кредитной организацией через суд. При обращении в суд нужно будет приложить ко всем имеющимся документам решение омбудсмана (-ов). Следует помнить, что банк или МФО тоже могут обратиться в суд, чтобы обжаловать решение уполномоченного финансового посредника.

Если банк, МФО или коллекторское агентство проигнорировали решение омбудсмана и не выполнили его в нужный срок, можно снова обратиться к омбудсману. Но теперь, с введением законодательных поправок, кредитные организации и коллекторские агентства заинтересованы в том, чтобы улаживать споры с клиентами до решения омбудсмана.

В случае, если банковский омбудсман или микрофинансовый омбудсман нарушили ваши права как потребителя финансовых услуг, к примеру, раскрыв банковскую тайну, и вы хотите пожаловаться на действия или бездействие омбудсманов, то вы можете обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка:

 - письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;

- посредством системы E-Otinish;

- через управления региональных представителей – по территориальной принадлежности.

Получить консультации можно через call-центр Агентства по номеру: +7 (727) 237 1000 или мобильное приложение "Fingramota Online".

Источник: fingramota.kz

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Технология слива: на что идут судьи ради престижных должностей в казахстанских судах
И насколько круто умеют работать следователи полиции, когда дело касается важных должностных лиц
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Стоят ли российские нефтяники в очереди за казахскими НПЗ
Эпоха лёгких денег и непуганых инвесторов закончилась
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Аулие-Ата: чем и как жили в "русской части" города в начале XX века
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Димаш Кудайбергенов избил кыргызского инвестора
Генконсульство Кыргызстана обратилось с нотой в представительство МИД РК, прося содействия в объективном расследовании уголовного дела
Как ботаники в Казахстане прививают обществу интерес к науке
Три года назад казахстанцы получили возможность участвовать в конкурсе по сбору данных о растениях и животных на онлайн-платформе iNaturalist
"Сотрудники" антикоррупционной службы хотели заработать на оральном сексе
Бизнес-план обернулся скамьёй подсудимых и уголовными сроками
Жители Усть-Каменогорска пожаловались в Антикор на упорных чиновников
Строительство проезда около реки Иртыш вызывает опасения горожан
Казахстанские чиновники потеряли человечность
Избитый пенсионер в Темиртау почти неделю лежал дома с сотрясением мозга
Собачий вопрос разделил жителей СКО
Пока одни требуют "убрать" бродячих животных, другие на свои деньги создают приюты
Аким Талдыкоргана сделал последнее предупреждение нелегальным торговцам
Он наказал им как можно скорее убраться с насиженных мест на тротуарах и дорогах в центре города
Алматинский активист судится с акиматом
Он требует признать незаконным проект детальной планировки исторического центра города
Главному бухгалтеру полиции Шымкента вынесен приговор
Вместе с ним осуждены двое его помощников и бизнесмен
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.