Потомки палачей и жертв

9789 просмотров
0
Анатолий ЧЕРНОУСОВ
Понедельник, 20 Мар 2017, 18:00

Свидетели ужасов сталинских репрессий живут среди нас - но мы почему-то редко о них вспоминаем

На снимке: фото Ербосына Мельдибекова из серии "Пол Пот" 1998-2002 г.г

2017-й – год советских юбилеев. И это не только 100 лет Октябрьской революции, но и 80 лет «Большому террору», который в пост-советских республиках чаще называют «сталинскими репрессиями».  

Читайте также
Если ты «не в приоритете» у своего государства...

В Казахстане работает музей «КарЛАГ» (Музей памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка).

Ежегодно 31 мая мы чтим память жертв политических репрессий.

В прошлом году в Национальном музее РК в Астане прошла выставка современного искусства «Архипелаг-КарЛАГ».

То есть неплохо, в принципе, особенно на фоне новостей из России, где открывают памятники Сталину и то дело высказываются опасения о том, что музеи ГУЛАГа превратят в «музеи ударников НКВД». Однако, если приглядеться повнимательнее к нашему казахстанскому сегодня, то можно увидеть: память о страшных страницах нашей истории остается делом немногих. Большинство населения - вместе с государством - предпочло благополучно обо всем забыть. И тому есть объяснение.

Тоталитаризм = террор + идеология

Читайте также
Возле посольств Казахстана по всему миру пройдут пикеты

По меткому выражению искусствоведа Валерии ИБРАЕВОЙ (на снимке), которая давно занимается темой «искусство и тоталитаризм», мы очень гордимся теми, кто у нас сидел. А у нас сидели многие. Оттрубив положенное в КарлЛАГе, СтепЛАГе или АЛЖИРе, репрессированные художники перебирались в Алматы, где включались в культурную жизнь республики.

В наших музеях полно их работ. Фундаменты наших художественных школ были заложены их руками. А наши искусствоведы помогают своим коллегам из бывших союзных республик восполнять пробелы в биографии великих сидельцев, сосланных к нам из этих республик.

При этом очень часто в этих биографиях по советской традиции пишут, что такой-то художник в таком-то, например, 1937 или 1938 году, переехал жить в Казахстан. Переехал – словно бы по своей воле. Непонятно, чего больше в этой языковой игре: стыда, боли или злонамеренности. Одно ясно точно – мы не хотим вспоминать о репрессиях.

Смертельные перегибы

Музей памяти жертв политических репрессий поселка Долинка расположен в здании бывшего Управления Карлага, где в подвалах воспроизведена обстановка бараков для заключенных. При этом на вопрос о том, почему для экскурсий не используются настоящие бараки, некоторые экскурсоводы отвечают, что оригинальные сооружения давно снесены. Что, конечно же, неправда. От части бараков действительно остались лишь остовы, которые казахстанская художница Алмагуль МЕНЛИБАЕВА использовала в своей работе «Құрбан».

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

Другая часть лагерных сооружений сохранилась по сей день и используется населением и государством для иных нужд. По словам Валерии Ибраевой, часть сооружений поселка Долинка в конце 50-х использовалась как пионерский лагерь, то есть несмотря на осуждение культа личности Сталина и массовую реабилитацию жертв репрессий, советское государство взяло курс на затирание памяти о лагерных ужасах.

По инерции или целенаправленно мы, похоже, все еще идем этим курсом. Прошлой осенью молодая экскурсовод восторженно декламировала участникам молодежной конференции, проходившей в Караганде, заученный текст о развешанных во всех кабинетах Управления КарЛАГа портретах Великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, генералиссимуса и далее по списку регалий. А затем переходила к рассказам о вполне себе сносной жизни в лагерях, называя зверства охраны и начальства отдельными перегибами на местах.

Непонятно, был ли текст экскурсии утвержден начальством музея или девушка проявила творческий подход? Однако факт остается фактом - так теперь порой рассказывают о КарЛАГе в музее, созданном на его территории. Добавьте к этой картине впечатления от откровенно искусственных бараков и зинданов в величественном здании с колоннами эпохи сталинского классицизма, и вы поймете, что такого рода музей вряд ли может заставить молодое поколение казахстанцев задуматься об ужасах того времени.

На снимке: фото Ербосына Мельдибекова из серии "Пол Пот" 1998-2002 г.г

Читайте также
Бахытжан Канапьянов: Это мой путь...

Портреты молчат

Впрочем, не обязательно ехать в «специализированный», назовем это так, музей. Зайдите в любую школу, в класс истории или литературы, и обратите внимание на годы жизни, указанные на портретах казахской интеллигенции начала XX века. Очень часто год смерти совпадает с годами Большого террора – 1937-1938 г.г. Пугающее ощущение. Именно такими же чувствами были объяты цензоры, принимавшие в 80-х годах галерею славы, подготовленную издательством «Өнер». Тогда большое начальство решило убрать портреты с глаз долой. Нынче же они повсюду, только что это меняет?

Через два месяца, 9 мая, народ массово хлынет к мемориалам Победы в городах и весях республики. В центре торжеств будут ветераны войны – живые свидетели ужасов войны, дожившие до нашего времени. А меж тем последние сталинские репрессии завершились на 8-9 лет позже войны, а значит, свидетели ужасов репрессий тоже еще живут среди нас, и их ряды также редеют из года в год.

Однако никто не устраивает встреч в школьных актовых залах и не несет цветов и портретов на массовом марше памяти. Должно быть, это потому, что у нас живут только те, кто победил во Второй Мировой войне. А кто же тогда мы, сегодняшние поколения постсоветских людей? На самом деле мы все - потомки тех, кого репрессировали, и тех, кто репрессировал. Мы все - жертвы и убийцы одновременно. Такое вот страшное наследие оставили нам наши предки.

На снимке: фото Ербосына Мельдибекова из серии "Пол Пот" 1998-2002 г.г
Читайте также
Право на самоубийство

И оно, по словам Валерии Ибраевой, до сих пор неосознанно и не осмысленно нами...

Фото автора и из открытых источников  Интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером