Как чиновники пишут для себя меморандумы с оценкой собственной работы
Умение чиновников выдавать на-гора красивые отписки превосходит все ожидания. Депутатам «акжоловской» фракции на пленарном заседании в среду, 15 марта, пришлось сделать по этому поводу запрос на имя премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА.
Мажилисвумен Екатерина НИКИТИНСКАЯ (на снимке), рассказывая о проблеме, напомнила всем о заявлении, сделанном в 2016 году Талгатом ДОНАКОВЫМ, занимавшим в то время пост главы Агентства по делам госслужбы.
Чиновник тогда сообщил, что в соответствии с планом нации «100 конкретных шагов» введена оценочная система для государственных служащих, а первые руководители госорганов заключают меморандумы, чтобы поставить оценку их деятельности.
- Меморандум содержит ключевые индикаторы социально-экономического развития, выполнение которых министры и акимы обязуются обеспечить. Между тем нынешние ключевые индикаторы явно не отвечают требованиям, установленным законодательством, - сказала депутат.
В подкрепление своих слов она привела несколько примеров. В частности, опыт Министерства национальной экономики, работники которого в качестве целевого индикатора прописали мудреную формулировку – уровень декомпозиции стратегического плана развития РК до 2020 года. В то же время такие показатели, как темпы экономического роста, параметры внешнего долга и другие важные макроэкономические показатели в число критериев, увы, не попали.
Отличилось и Министерство по инвестициям и развитию.
В меморандуме Жениса КАСЫМБЕКА в качестве целевых индикаторов указаны производительность труда и объем экспорта в черной и цветной металлургии, количество привлеченных инвесторов из списка «Global-2000» транснациональных компаний и запуск проектов в рамках сотрудничества с Китайской Народной Республикой.
При этом чиновники совершенно забыли о приоритетах в области национальной обрабатывающей промышленности, развитие которой – один из приоритетов, отмеченных в послании президента.
Министерство сельского хозяйства в свою очередь сделало упор на индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и индекс физического объема инвестиций в основной капитал производства продуктов питания.
- Хотя очевидно, что второй показатель является составляющей величиной первого. То есть об одном результате министерство рапортует дважды. Такие примеры можно привести по всем ведомствам, - отметила Никитинская.
Не менее изобретательными оказались акимы областей. Меморандумы с ними по ряду индикаторов, как пожаловались народные избранники, суммарно превышают показатели отраслевых министерств в два раза.
- Это говорит об отсутствии координации и формальном характере как планирования, так и отчетов об исполнении таких показателей, - пояснила Никитинская. - Также вызывает недоумение, почему на фоне требований о прозрачности госорганов меморандумы министров и акимов не размещаются на сайтах самих ведомств и в интернете в качестве официальных обязательств их руководителей. Возможно, потому что в ряде случаев такие меморандумы не заключаются.
Это, по мнению парламентариев, лишает казахстанцев возможности узнать, какие задачи ставятся перед тем или иным ведомством, какова роль каждого из них в социально-экономическом развитии страны, и насколько успешно акимы и министры справляются («Или не справляются» - вставила Екатерина Никитинская) с возложенными на них обязанностями.
Возмущенные сложившимся положением дел и хитростью отдельных чиновников, депутаты предложили Бакытжану Сагинтаеву обеспечить контроль за заключаемыми меморандумами и разработкой целевых индикаторов, более соответствующих реалиям.
Кроме того, народные избранники попросили главу кабмина внедрить в практику привлечение к ответственности первых руководителей госорганов за неисполнение показателей, предусмотренных этими документами.