
Госаудит проверит ведомство Саясата Нурбека на эффективность бюджетных трат
Одно из самых дорогооплачиваемых налогоплательщиками ведомств – Министерство науки и высшего образования – аудиторы ВАП проверят не только по бумагам, но и через комплексный анонимный опрос студентов, преподавателей и выпускников. Не припомним, чтобы аудит заходил так далеко.
Что будут спрашивать проверяющие у трех групп своих респондентов:
Каково им учиться или работать в выбранном вузе?
Насколько современные в нем методики и технологии?
Устраивает ли оплата труда?
Как обстоят дела с трудоустройством выпускников?
По сути, это вопросы, которые обтекаемо комментируют чиновники, когда качество высшего образования и науки в Казахстане подвергают критике за неповоротливость, неэффективность и низкий уровень практического применения научных достижений.
Еще в феврале 2025-го, когда ВАП презентовала итоги аудита бюджетных расходов на среднее образование, к Миннауки и высшего образования (МНВО) появились претензии.
«Государственный аудит выявил ряд проблемных вопросов и системных недостатков, снижающих эффективность принимаемых мер по развитию среднего образования. Как сообщил член ВАП Нурлан Нуржанов, они касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, качества их переподготовки, методологического обеспечения образовательного процесса, а также государственного регулирования и контроля», – говорилось в сообщении контрольного органа.
Проверка показала, что стратегическое планирование в образовательной сфере характеризуется частыми изменениями государственных программ и концепций. Регулярная смена «корневых» документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив. Итог, отсутствие преемственности и стабильности в образовательной политике.
Но это далеко не все, на что госаудит обращает внимание. Вот, например, в итоговом заключении к отчету правительства об исполнении бюджета за 2024 год указано, что МНВО корректирует показатели под их фактическое исполнение в конце отчетного года и что нет взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов. Между тем, бюджет Министерства в 2024 году составил более 660 млрд тенге!
Поскольку нарушения в тратах денег на текущие расходы ВАП находит повсеместно во всех ведомствах, мы не станем акцентировать внимание на том, что МНВО – не исключение. Но есть вещи посерьезнее – системные недостатки в осуществлении отраслевой политики.
В Национальном плане развития Казахстана до 2029 года есть такой показатель «Количество казахстанских вузов, входящих в топ-700 рейтинга QS World University Rankings». Это британский рейтинг, считающийся одним из объективных, поскольку охватывает показатели трудоустройства выпускников вузов в первые 15 месяцев после окончания учебы.
«Между тем, критерий QS Rankings по трудоустройству выпускников до 2025 года не был включен в индикаторы планов развития МНВО и показатели результатов бюджетных программ. В 2025 году в переутвержденный План развития МНВО включен целевой индикатор «Доля отрабатывающих выпускников в первый год после окончания ОВПО» с плановым значением на 2024 год – 40% (в ранее утвержденном Плане развития отсутствовал), отчетные данные по которому не сформированы», – пишут аудиторы в своем июльском заключении к отчету правительства.
Что с трудоустройством молодежи в 2024 году, данных у МНВО нет ни по Национальному плану развития, ни по Концепции развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы. Наверное, по этой причине и родилась идея напрямую спросить у выпускников через анкетирование, что у них с трудоустройством.
Кстати, совсем недавно вице-министр труда и социальной защиты населения Аскар Биахметов на брифинге в правительстве сказал, что более 30 % выпускников работают не по специальности, и что госорганы работают над тем, чтобы повышать качество образования. Госаудит с этим согласен, считая, что «качество образования является основным фактором, определяющим будущее страны, поскольку оно формирует человеческий капитал». Но в системе подготовки тех же педагогов есть масса проблем. Думаете, что прием в педагогические вузы всего «абитуриентского неликвида», не набравшего пороговые баллы на ЕНТ, это народная байка? Нет!
«Действующий механизм приема в вузы позволяет выпускникам школ, не сдававшим ЕНТ, а также не набравшим пороговый балл (75 баллов) для поступления на педагогические специальности, поступать и обучаться на платной основе, путем перевода (обходным путем) из других ВУЗов. Так, в 2024 году 18 тысяч студентов (из 81,2 тысячи), обучающихся на платной основе, не выполнили условия зачисления на педагогические специальности (5,3 тысячи студентов набрали менее 75 баллов на ЕНТ, 12,7 тысячи – не проходили ЕНТ)», – выявили госаудиторы.
Кроме того, систематически с 2022 года выпускники вузов демонстрируют низкие результаты оценки знаний. В 2022 году порог не набрали 62%, в 2023-м – 32,9%, за 1 полугодие 2024-го - 50,3%). Чтобы хоть как-то повлиять на эту, мягко говоря, срамоту, система высшего образования даже меняла параметры оценки знаний – сократила количество тестов со 110 до 50, а проходной балл – с 50 до 25.
«Анализ результатов оценки знаний за 2022-2024 годы по выпускникам 20 вузов с наибольшим числом участников показал, что в 13 вузах пороговый балл не преодолели 40 % и более выпускников», - сказано в заключении госаудита.
У кого-нибудь после таких выводов еще есть вопросы к работодателям, не желающим трудоустраивать таких одаренных специалистов? Рынок по своим законам расставляет по местам всех, кто для удовлетворения карьерных амбиций пытается выдавать желаемое за действительное и вещает об этом на заседаниях в правительстве.