Обзор казахской прессы
“Люди из аулов и регионов Казахстана чувствуют себя чужими в крупных мегаполисах как Алматы и Астана. Заметно, как они чувствуют себя ущемлёнными в алматинском Dostyk Plaza или в астанинском Abu Dhabi Plaza. Советская и последующая идеологии сделали свое дело: для казахов из аула своя столица своей же страны стала чужбиной, рассуждает Камшат ТАСБОЛАТ.
“Ау, дедушки и бабушки, дяди и тёти, это же столицы вашей Родины, здесь вы должны ходить свободно, с высоко поднятой головой, говорить громко на своём родном казахском языке”, - хочется мне сказать. Пусть, наоборот, постесняется перед вами это меньшинство с обликом казаха и языком русских. Увы, но русский язык ныне для всего мира считается языком войны и агрессии. Это не родной язык казахов. Человек, не знающий родного языка - это трагедия. Либо он вернётся к своим, либо исчезнет, растворится в другой нации. Дети казахов в мегаполисах разговаривают на русском языке из-за комплексов старшего поколения. Не видевшие мир и свет недотёпы русский язык приняли за “язык города”, тогда как даже грузины и норвежцы, народы с гораздо меньшей численностью, чем казахи, говорят на родном языке. В Европе или в Америке уважают людей за национальную идентичность, там у нас стремление быть казахом почему-то вырастает в разы. А советская идеология работала прямо наоборот: всё, что связано “русским миром” считалось “красивым”, а всё национальное других народов отрицалось. Эта дискриминация привилась на генном уровне к потомкам некоторых казахов. С домброй, которую русский мир высмеивал как “одна палка, две струны”, Димаш прославился на весь мир. Песню “Жүрек” певца Адама на казахском языке прослушали 5 млрд раз, и он стоит на 13-ом месте в мировом рейтинге. Казахский язык почему-то нравится всему остальному миру. Казахский язык очень скоро сделает своё и в Казахстане, как только вырвется из идеологического рабства", - пишет она.
Казахские аулы продолжают пустеть
“Я раз в год еду в свой аул, в аул Тарбағатай, что в Аягузском районе области Абай. И вижу, как люди покидают аул”, - говорит Алмас ТОҚАБАЕВ.
"Много уезжающих, много разобранных домов. Если не смогли продать дом, то его просто оставляют, закрыв на замок. Говорят, в этом году не будет первого класса. Откуда быть, если тут нет детей и нет молодых семей. Потому что нет элементарных условий:
- Дороги до аула нет. На 40 километрах от общих 80 нет дороги. Лучше бы дороги не было по всей дистанции, потому что пеший человек сломает ногу от ям на асфальте. И всем плевать, что эта трасса стратегическая, она связывает с приграничной зоной, с Аксуатским районом.
- Нет самой минимальной базы: воды и интернета. Водопровод проведён, но по ней приходит вода желтая и солёная. Интернет по документам тоже есть, но выйти на связь мне так и не удалось.
В ауле осталось пока лишь одно благо цивилизации, это свет. Очевидно, людям оставаться в ауле уже нет смысла", - поделился он своими мыслями.
Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией Ratel.kz.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!