Перед Дворцом республики теперь стоит Кобланды батыр

4849 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Среда, 20 Сен 2017, 17:00

На пересечении проспектов Абая и Достык - новый конный памятник

Во вторник, 19 сентября, в Алматы во Дворце республики открылась персональная выставка «Наше Все» казахстанского художника Зулкайнара КОЖАМКУЛА (на снимке).

Впрочем, собственно выставка начинается уже перед Дворцом: там, у подножия лестницы, установлены две огромные работы в стиле «стимпанк». Но пусть вас не пугает малознакомое иностранное слово: на самом деле одна из скульптур - это Кобланды батыр. То есть на самом деле «наше все», которое продолжается в верхней галерее Дворца портретами «людей ХХ века» - так сформулировал тему художник, объясняя, почему собрал в одну экспозицию – одну компанию именно их.

Каныш САТПАЕВ, Мухтар АУЭЗОВ, Нургиса ТЛЕНДИЕВ, Абылхан КАСТЕЕВ, Бауыржан МОМЫШУЛЫ, Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Тохтар АУБАКИРОВ, Роза РЫМБАЕВА (на снимке)...

Если вы уже представили серию традиционных помпезных портретов в золоченых рамах – срочно сотрите эту картинку из вашего воображения. Потому что портреты выполнены в совершенно ином стиле: то ли поп-арт, то ли плакат. Вообще не посажены в рамы, а стоят на мольбертах. Написаны не в традиционных для портретов полутонах, но – красками яркими и сочными, причем на первый взгляд кажется, что где-то двумя, где-то – тремя. Золотистыми и голубыми – Шамши КАЛДАЯКОВ. Синими и светло-зелеными – Мухтар АУЭЗОВ. Темными тонами геологических пластов – Каныш САТПАЕВ (на снимке)...

Впрочем, сам художник об этом вряд ли задумывался: и о геологических пластах, и о писательском труде; и о том, почему на лице героя Момышулы – отблески красного зарева, а на самом народном из профессиональных композиторов Тлендиеве – бабочка и фрак.

Читайте также
Фильм о геноциде казахов: основано на исторических событиях

- Профессиональный каратист перед ударом не задумывается, как бить – он делает это машинально, – сказал мне во время первого нашего разговора Зулкайнар Кожамкул. – Так и я – чувствую и пишу. Интуитивно. Наверное, я уже просто дошел до того возраста и профессионализма, когда получается само по себе.

До «того возраста» - это до 63 лет. Возраста пророка, когда Зулкайнар не вдруг решил поменяться и уйти от классической живописи к стимпанку и поп-арту – вовсе нет. Он менялся всегда. В свое время начинал с АЙТБАЕВА, думая так: «зачем ПИКАССО изучать, когда Айтбаев уже «перевел» его на казахский язык?». Потом был сюрреализм, вместе с Бексеитом ТЮЛЬКИЕВЫМ, Ерболатом ТОЛЕПБАЕВЫМ, но «я опять думал, что я не просто сюрреалист, я – казах». Потом он просто все бросил и пропал со всех выставок на несколько лет, потому что готовил эту – «Наше Все». Где и скульптура, и живопись, и где-то новые для наших степей изобразительные стили, и совершенно, безнадежно наша казахская тема – портреты великих и конный памятник.

Но все уже поняли: Зулкайнар сделал это совсем не традиционно и вовсе не безнадежно.

А, наверное, так: иронично, но восхищенно, или «восхищенно, но иронично» - пусть каждый выберет сам свой порядок слов. 

И каждый найдет своего героя: я не сразу, но нашла Каныша Имантаевича Сатпаева.

...Зато дети сразу определились: игонорируя табличку «Видеонаблюдение! Просьба не трогать руками» они тянут ручки и к коню Кобланды, и ко второй скульптуре – быку. Кстати, этот объект (который бык) называется «Энергия, поднимающая акции» - и это к слову об иронии.

P.S. Еще при нашем с художником знакомстве мне резануло слух его имя – «Зулкайнар». В этот раз я рискнула спросить. Оказалось, все очень просто: ему, как и многим из нас в нашем советском детстве, исказили имя при записи в документах. Отец хотел, чтобы он был «Зулкарнайын» - Александр Македонский.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером