Из-за откатов работать с государственными компаниями невозможно
Во вторник, 26 мая, в дискуссионном клубе Ярослава РАЗУМОВА состоялась встреча с директором машиностроительного завода «Белкамит», экспертом в сфере машиностроения, инженером Павлом БЕКЛЕМИШЕВЫМ.
Г-н Беклемишев считает, что отечественное машиностроение в Казахстане имеет большие перспективы, хотя здесь производится всего 10% от необходимой номенклатуры товаров, а все остальное покрывается за счет импорта. Пусть Казахстан и не способен производить все необходимое оборудование и комплектующие для того же нефтегазового сектора, но он убежден, что спрос на простые металлоконструкции местные производители могли бы удовлетворить хотя бы на 90%.
Чтобы добиться успеха, Казахстану, по мнению Беклемишева, нужно сосредоточиться на производстве качественных металлоконструкций под конкретный заказ, делать продукцию, которую он определил как «штучный металлопродукт». По его данным, этот сегмент рынка в Казахстане оценивается в миллиарды долларов, подобная продукция востребована в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
На этом оптимистическая часть выступления и закончилась. Дальше о грустном.
Программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) Павел Беклемишев охарактеризовал как очень слабую. Он отметил, что программа ФИИР-2 выглядит чуть получше, но только благодаря исследованиям российской компании Strategy Partners, которые были учтены при написании этого документа:
- Исследование показало, что в нефтегазовом секторе Казахстана трудится 90 тыс. человек, объем дохода очень высокий. В машиностроении трудятся порядка 60 тыс. человек, но на одного работающего там выпускается продукции на 17 тыс. долларов в год – это мизерная цифра. Нормально машиностроение может работать, когда на одного работающего будет выпускаться продукции на 100 тыс. долларов. Но такая задача не ставится и в программе ФИИР-2. При этом большая часть населения Казахстана трудится в сельском хозяйстве, где уровень производительности труда – 300 долларов на одного человека в год, - рассказал предприниматель.
Однако исследование не помогло составителям программы выбрать правильные, с точки зрения Беклемишева, приоритеты. К примеру, ему не нравится, что деньги выделяются на автомобилестроение, которое он считает бесперспективным для Казахстана:
- Чтобы производить автомобили по равной себестоимости с той же «Тойотой», «Мерседесом» или «Фольксвагеном», надо выпускать, по моим оценкам, не менее, чем 200 тыс. штук в год, а лучше миллион. Только тогда себестоимость этого автомобиля будет достаточно низкая. Но все равно влезло (в программу ФИИР-2- А.К.) автомобилестроение, хотя это полная профанация, - отметил Павел Беклемишев.
Приглашенный на заседание клуба общественный деятель Петр СВОИК считает, что первая пятилетка программы ФИИР была неким разрозненным набором объектов, строительство которых пропихивали регионы или министерства «то ли ради дела, то ли ради отката». Программа же второй пятилетки ФИИР - это далекие от реальной жизни рассуждения, считает г-н Своик.
- Там нет даже карты индустриализации – это чистая теория. На мой взгляд, это просто такое место, куда могут прийти те, кто работает по этим направлениям, и если сможет доказать что-то, то получит деньги, - резюмировал Своик.
Почувствовав внимание аудитории, вызванное критикой ФИИР, инженер Беклемишев решил усилить свой рассказ другими картинками из жизни отечественных товаропроизводителей. Он убежден, что дополнительные проблемы в реальном секторе создают банки, задирающие процентные ставки по кредитам. Производственники месяцами не могут получить банковскую гарантию, даже имея на руках контракты с серьезными компаниями.
- Банк – это враг номер один на сегодняшний день. Мне даже обидно за нашего президента, он их пестовал-пестовал, а в результате родились монстры, которые растопыривают пальцы и говорят, что они тут уже не один машиностроительный завод построили. И где эти заводы? – недоумевает инженер.
При этом сам г-н Беклемишев давно отказался от госзаказов и не работает с нацкомпаниями, потому что везде требуются откаты. Впрочем, чтобы смягчить тональность дискуссии, Беклемишев подсластил пилюлю, уверив, что, несмотря на все проблемы, отрасль развивается. В качестве примера он привел Кентауский трансформаторный завод, который успешно вышел на российский рынок. Правда, осталось неясным, машиностроение у нас развивается благодаря или вопреки нынешним условиям.