Как «конченый металлист» Нуржан Тойшы хочет поднять на новый уровень старую балалайку
Электродомбра, электрожетиген и - уже пару лет - электробалалайка. Два года назад лидер группы «Алдаспан» (единственной в мире, что играет на электродомбрах) Нуржан ТОЙШЫ решил тиражировать успех своего первого детища и создал проект «Байдана» - эта группа играет на электробалалайках. Недавно в составе группы произошли изменения: пришла новая барабанщица Юлия ЛЕГКУНЕЦ.
Новая барабанщица группы «Байдана» Юлия Легкунец.
О том, поможет ли новый барабан электробалалайкам, и о частных сложностях одного музыкального коллектива в целом Нуржан Тойшы рассказал Ratel.kz.
Нуржан Тойшы.
- Если не ошибаюсь, группа «Байдана» появилась почти одновременно с другим твоим проектом - «Шарапат», но казахстанскому зрителю она известна меньше. Почему?
- Да, «Байдана» существует уже два года, есть большой потенциал, но раскрутить ее пока не удается.
- Нет слушателя?
- До широкого слушателя мы пока не дошли. Проблема в том, что мне не удается найти таких фанатов этого инструмента – электробалалайки, которые могли бы его поднять на новый уровень.
- А этот новый уровень в твоем понимании – рок-сцена, как это было в случае с электродомброй в составе «Алдаспана»?
Группа "Алдаспан".
- Да. И причина тут не в том, что балалайка – это русский народный инструмент, а мы находимся в Казахстане. По сути, балалайка и домбра – это один и тот же инструмент. У нас в музее музыкальных инструментов есть домбра треугольной формы. Возможно, это следствие времен Орды, когда азиатская культура встретилась с русской. Известно также, что Абай играл на домбре с тремя струнами, то есть даже количество струн может быть одинаковым. Единственная разница – материал струн: у нас это кишки животных, у русских – металл. Но дело в том, что в русской народной музыке нет такого богатого пласта инструментальной музыки, как в казахской. У нас есть кюи, а русская этника - это в основном песни. И отношение к балалайке несерьезное. Ее порой воспринимают как инструмент для посиделок, на которых подвыпившие люди начинают петь скабрезные частушки. Этот стереотип сидит так глубоко, что даже у профессиональных музыкантов возникает недоверие к проекту «Байдана». Они понимают, что электродомбра – это кюи на современный лад, а электробалалайка – это что? Я даже хотел дать электробалалайки профессиональным домбристам, у которых есть навык игры инструментальной музыки. Но очень сложно подобрать состав, в котором все участники одинаково видят потенциал инструмента и понимают, какую музыку на нем можно играть.
Группа "Байдана" в старом составе.
- А на твой взгляд, какая это музыка?
Есть культурный пласт, в котором встречаются русская и кочевая мелодика – это казачьи песни. Ведь казаки – это кочевой народ, возникший, по одной из версий, на остатках Хазарского каганата. И мы уже экспериментировали с ребятами из «Байданы» - делали свои версии известных казачьих песен, например, «Ой, то не вечер…»: один в один казахский народный мотив получается. Поэтому я думаю, что электробалалайку можно продвинуть в трех направлениях – казахские народные мелодии, казачьи напевы в стиле классического рока и русские песни в стиле панк, потому что их объединяет мажорная тональность и частушечный ритм. Плюс авторский репертуар.
- То есть, как и в случае с «Алдаспаном», ты не хочешь ограничивать стиль группы каким-то одним направлением?
- А зачем ограничивать? Благодаря стилевому разнообразию в репертуаре у «Алдаспана» есть возможность выступать и перед фанатами «металла», и перед любителями «этно», как, например, на фестивале Spirit of Tengri.
- Кстати, там вы представили народные песни. Почему?
- Скажем так: организаторы Spirit-а задали нам направление, а мы уже в этом довольно широком спектре выбрали то, что и нас устроило...
- Если вам достался лимон…
- Да-да, мы постарались сделать из него лимонад. Хотя я сам – конченый металлист, и пацанам охота играть металл, и большинство наших фанатов – металлисты. Во время выступления у меня среди зрителей разведка работала, и мне передали, что среди металлистов было мнение: «Алдаспан» подкачал в этот раз - слишком легкая музыка была».
- Не считаешь, что такие отзывы - результат того многовекторного развития, которое ты заложил в «Алдаспан» с самого начала?
- Так и есть, но мы будем экспериментировать дальше – это точно. Играть и то, что нам нравится играть, но не приносит денег, и коммерческую музыку – более мелодичную, подходящую для танцев, и этнику в современной обработке. В разных жанрах у нас есть хорошие вещи, и примерно такой репертуар мы играли на фестивале в Уфе, который состоялся незадолго до нашего Spirit of Tengri. Это тоже этнофестиваль, по большому счету – просто копия Spirit, причем они этого и не скрывают. Но Уфа географически находится в России, соответственно, у них, например, выступала группа «Иван Купала» и молдавский коллектив Zdob şi Zdub. А на Spirit of Tengri «костяк» - это тюрко-монгольское направление, плюс, конечно, другие этноколлективы. В этот раз выступала Екатерина ЯМЩИКОВА из Башкирии, но - с русскими народными напевами. Возможно, Spirit и дальше будет расширять свой спектр, и – возвращаясь к главной теме нашего разговора - тогда, например, группа «Байдана» сможет представить на следующем фестивале русскую и казачью песенные традиции. На электробалалайках!