Ян Коцык собрал и переложил на ноты сотни народных песен
Жизни и творчеству этого композитора, дирижёра, этнографа посвящена выставка, открывшаяся в историко-краеведческом музее. Среди её инициаторов – руководитель польского культурного центра “Коперник” Валентина КОРНЕВА, которая несколько лет изучала биографию КОЦЫКА.
В Петропавловске уроженец польского города Ченстохова, обучавшийся музыке в Варшаве Ян (Иван) Коцык оказался в 1923 году. Работать здесь начал преподавателем пения и теории музыки в Казахском педагогическом техникуме. Здесь Коцык занялся изучением казахского фольклора и организовал первый Казахский национальный хор. Слава о хоре, состоящем из 60 музыкально одаренных представителей казахской молодежи, гремела по всей большой стране.
- В ноябре 1928 года хор Коцыка выступил в Кремле, и это стало началом московских гастролей, прошедших с грандиозным успехом, - рассказала Валентина КОРНЕВА. – Коллектив выступал на разных сценах, в том числе и Академии художественных наук. Состоялась запись выступления хора на киностудии документальных фильмов и радиостанции имени Коминтерна.
У хора был богатый репертуар, благодаря кипучей деятельности Ивана Коцыка. Он издал сборник “50 песен Казахского народа: песни степей”. В действительности песен, собранных Коцыком, было гораздо больше. Он занялся гармонизацией народных песен, превращая традиционные мелодии в современные хоровые произведения, доступные для исполнения большим коллективом. Сохранились партитуры музыкальных обработок народных песен и произведений Укили ЫБЫРАЯ, других самородков, записанных с помощью Исы БАЙЗАКОВА, Куляш БАЙСЕИТОВОЙ и Жусупбека ЕЛЕБЕКОВА, Мариям ЕГОРОВОЙ, Камбара МЕДЕТОВА, Зараба ТЕМЕРБЕКОВА.
- Иван Васильевич записал казахскую народную песню “Дуние-ай” для трио: фортепиано, скрипка, виолончель, - сказала Корнева. – Песни “Зауреш”, “Женеше-ай” и “Аль-коныр” в сопровождении фортепиано, “Кара торгай” для сопрано. А еще казахские песни философского наполнения: “Сары арка”, “Канат талды”, “Дудар-ай” и “Кулагер”. Запись песен и переложение на ноты Коцык делал с энтузиазмом и совершенно бескорыстно. Эта его деятельность никак не финансировалась. Часто для сбора этнографического материала он отправлялся в аулы вместе с семьей.
На выставке представлена редкая фотография, где Иван Коцык запечатлен с коллегами по Казахскому педагогическому техникуму, в том числе директором – Жумагали ТЛЕУЛИНЫМ, одним из видных деятелей Алаш Орды. Знакомство с ним, а также Магжаном ЖУМАБАЕВЫМ стало поводом для ареста Яна Васильевича в 1930 году.
Коцык не сломился, после освобождения вернулся к творчеству, продолжил собирать и записывать казахские народные мелодии. Он уехал в Алма-Ату, где трудился заведующим литературной частью радиокомитета, а во время формирования казахского музыкального театра вошел в состав творческой группы, создававшей первые национальные оперы. Среди его наиболее известных работ – участие в создании опер “Айман - Шолпан” и “Шуга”.
“Музыка всех этих постановок взята всецело из богатейших запасов народных вокальных и инструментальных мелодий, - писал Мухтар АУЭЗОВ. - Над обработкой, сюжетной увязкой и перекомпоновкой их для создания увертюр, арий и музыки балетных номеров работали талантливые композиторы Брусиловский и Коцык, которые использовали в музыкальном оформлении наиболее содержательные и красочные песни, кюи”.
Но в 1935 году имя Ивана Коцыка вдруг исчезло со всех афиш. Ему предложили сменить место работы. А еще через три года он был арестован “за шпионаж в пользу польской разведки”. Обвинение строились на невнятных показаниях одного свидетеля. Под пытками Иван Васильевич, конечно, подписал всё, в чём его обвиняли. К нему были применены настолько жесткие методы физического воздействия, что позднее за это следователь был осужден. 29 марта 1938 года Иван Коцык был приговорен к высшей мере наказания, приговор привели в исполнение в ночь на 21 июля. Спустя время Коцык был реабилитирован посмертно. Место его захоронения неизвестно.
Выставка “Иван Коцык: страницы жизни” призвана восстановить историческую справедливость. Экспозиция включает уникальные фотографии, письма, архивные документы и воспоминания современников. Особое место занимают нотные записи, сделанные рукой композитора.
Фото: из открытых источников.