Организатор городских фестивалей Майра Измайлова - о неравнодушии, маргиналах и разговорах с властью
Она – одна из тех инициативных алматинцев, кому небезразлична судьба и атмосфера родного города. Если большинство только говорит, мечтает и задумывается, она уже делает. Несколько лет подряд Майра ИЗМАЙЛОВА (на снимке), по образованию - дизайнер и креатор, создает уникальные городские фестивали, направленные на преображение южной и северной столиц. Творческие площадки помогают ей объединять единомышленников и «включать» в процесс новых людей.
Вот и проходящий в эти выходные (15-16 сентября) на месте бывшего трамвайного депо фестиваль городских сообществ в Алматы стал площадкой для диалога между инициативными группами, бизнесом и властью. Ожидается, что на этом событии появятся новые идеи по изменению облика города в лучшую сторону.
– Фестиваль креативных индустрий Art Energy Almaty, стартовавший в прошлом году, в этот раз выбрал тему городских сообществ, - рассказывает Майра. – В 2016 году площадка подружила промышленный дизайн, архитектуру, цифровое искусство, театр и музыку. Она была организована, главным образом, с целью презентации оригинальных идей по улучшению городской среды. В 2017-м мы решили собрать в одном месте, а именно на месте трамвайного депо, все городские сообщества и попытались их объединить. Ведь в одиночку сложно создавать и улучшать наш общий город. Людей, любящих Алматы, желающих решить насущные и актуальные проблемы, рассказать о своих идеях и воплотить их в жизнь, к счастью, немало.
«Реконструкция трамвайного депо идет полным ходом»
– А что собой представляют эти сообщества?
– Различные сферы. Это и экология, и дизайн, и социальная защита, вплоть до ЛГБТ-сообщества. Мы говорим о том, что волнует людей в данный момент и будем стараться решить их.
– Фестиваль креативных индустрий прошел, оставив после себя – в качестве предложений – немало оригинальных решений по обустройству городских территорий. Но почему-то реализацию этих идей город так и не увидел…
– Да, мы очень хотели, чтобы созданные руками архитекторов, художников и дизайнеров арт-объекты имели практическое значение и были полезны горожанам. Но, к сожалению, на тиражирование креативных лавочек, информационных тумб, остановок бюджет не выделили. Возможно, у акимата были на тот момент более важные проблемы. В любом случае, нельзя сказать, что фестиваль прошел зря. Городские власти увидели, что Алматы населяют творческие, амбициозные и активные горожане. И они, кстати, продолжают создавать новые интересные проекты, которые постоянно появляются в городе. Сегодня радует, что бизнес и власть стали обращать внимание на культуру, искусство, потому что всем без исключения хочется видеть свой родной город красивым и интересным.
– Известно, что трамвайное депо станет площадкой для создания Depo Evolution Park. Вы - в числе создателей этого проекта...
– Да, это место станет центром креатива и отдыха алматинцев. Парк будет многофункциональным и вместит в себя парк отдыха и развлечений, Алматы Парк Депо и музейно-парковый комплекс общественного транспорта. На сегодняшний день процесс реконструкции идет полным ходом и привлекает много общественного внимания.
«В Астане была ЭКСПО. А у нас только кобыз!»
– Еще как привлекает! Буквально на днях внимание жителей города привлек контейнер-баннер, расположенный на территории депо. Интерес вызвало изображение на его поверхности. Вместо национального инструмента, кобыза, наш народ усмотрел…
– Ну, а что вы хотите? В Алматы не так много событий по сравнению с Астаной, где проходила ЭКСПО. Астанчане бы не сумели так быстро среагировать на этот контейнер, они буквально завалены креативом. А у нас только кобыз!
– Не обидно, что Алматы как-то отстает в плане создания и реализации культурных проектов?
– Да, обидно. Но мы все, казахстанцы, прекрасно понимаем, что государство направляет сегодня все силы на развитие столицы. В этом случае алматинцам не стоит разобщаться и видеть друг в друге каких-то конкурентов и врагов, надо объединяться. Алматы всегда была сильна электоратом, своим культурным, научным, интеллектуальным потенциалом. Если мы сейчас перенимем региональный менталитет (я говорю о поведении), то Алматы придется очень плохо.
– Хотите сказать, что сегодня региональный менталитет еще не до конца властвует в городе?
– Пока, к счастью, я не могу этого сказать. Все же остались в Алматы крупицы интеллигенции. Но она крайне разобщена. Есть и категория людей, которая недовольна ситуацией в городе, но выбирает свой путь - сидеть в социальных сетях, брюзжать и ругать всех и вся. Фестиваль городских сообществ призывает всех, наконец, встать со своих нагретых диванов и начать работать. Эмблема нашего фестиваля выполнена в виде дорожного знака, на котором изображен копающий человек. Мы за тех, кто не говорит, а делает!
«Чаще всего отторгают различного рода проекты, инициативы в сфере искусства маргиналы»
– Майра, тяжело ли сегодня создавать смелые проекты в сфере культуры, искусства и архитектуры в стране, где «уят» сегодня люди видят буквально на каждом шагу?
– Современное искусство – это, прежде всего, диалог художника с народом. Посредством искусства можно протестовать или, наоборот, радоваться. Рисунок на контейнере совершенно случайно взбудоражил алматинцев. Художник-граффитист из Астаны, Евгений «Швед», даже и не преследовал цели навести людей на какие-то низменные мысли. Этот контейнер был создан для столичного проекта, но был перевезен в Алматы.
– Майра, в одном интервью вы отметили, что уровень демократии определяется развитием современного искусства. Но ведь этот злополучный контейнер был подвержен остракизму не со стороны властей, а со стороны народа. Выходит, что городская администрация оказалась более... прогрессивной?
– Мнения людей всегда различаются. Чаще всего отторгают различного рода проекты, инициативы в сфере искусства маргиналы. «Докатились!» - наверняка произнесли они про себя и вслух, увидев этот контейнер, который сейчас благодаря им перекрашен.
– И как творить сегодня художникам, креаторам в маргинальном пространстве?
– Продолжать создавать свой уникальный продукт и просто не обращать внимание. При этом необходимо здраво относиться к своим проектам, проводить работу над ошибками, но не останавливаться, услышав неодобрительные крики. Всем не угодишь.
– Считается, что художники являются рупором народа. Кто-то откровенно и во всеуслышание борется с политическим режимом. Такие в Казахстане существуют?
– Вы знаете, я считаю, что борьба с властью, в какой бы ты стране не жил, будет абсолютно провальным занятием. С ней нужно сотрудничать, разговаривать, убеждать.
– Майра, нередко можно услышать обращение людей к воспоминаниям о старой Алма-Ате. Тогда, говорят, и искусство процветало, и культурнее народ был...
– Вспоминают атмосферу старого города коренные жители Алматы. Невозможно сегодня вернуть ту Алма-Ату. Но надо понимать, что это была атмосфера Советского Союза. Дело не в самом городе. Это был тот самый «загнивающий коммунизм», о котором сегодня хочется вспоминать с теплотой и даже сказать, что, оказывается, все тогда по-настоящему было круто. Все были друг другу братьями, не было националистов, все были космополитами, а ключ от квартиры оставляли под дверным ковриком. Люди больше доверяли, чем ненавидели. Искусство же было лишь декорацией ко всему, что было в действительности. Но эти времена не вернуть. Тем не менее, Алматы не потерял творческий настрой. Не знаю, что влияет на это, может, горы, может, наше наследие. Однозначно скажу, что здесь хочется делать и созидать больше, чем в каком-либо другом городе страны.
– Вы хотите сказать, что культурный статус Алматы не теряет?
– Нет, у Алматы было, есть и будет свое лицо. Об этом судим, кстати, не мы, а иностранцы. Именно в южной столице они чувствуют себя комфортно и уютно, им интересны алматинцы. В Алматы сосредоточены сообщества художников, писателей, музыкантов.
– И они же, алматинцы, создают культурную среду в Астане?
– Пока да. Благодаря Astana Art Fest, организатором которого я являюсь, центральные улицы в столице стали многолюдными, хотя долгое время были пустыми. Бульвар Нуржол украшали лишь офисные здания, по нему не ходили люди. Наша задача была оживить его, сделать из него «Арбат». За три года мы это сделали. Сегодня там даже в непогоду собираются люди, организовывают флеш-мобы, играют на инструментах, проводят вечера поэзии. Astana Art Fest смог объединить буквально всех людей. Креатив трансформирует пространство, мысли, людей, менталитет, страну. Если у нас не получается с заводами и пароходами, то начнем с креатива, а дальше посмотрим!
Фото из архива Майры Измайловой.