В четверг, 8 июля, члены комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса провели встречу с представителями общественных советов Караганды и области
Спикером на мероприятии выступил председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Нурлан АБДИРОВ (на верхнем снимке), который сразу обозначил цель визита в регион:
- Недавние события в Актобе и в Балхаше стали пробой на прочность нашего государства. На эти вызовы мы должны адекватно отвечать. У нас меняется формат работы мажилиса. Мы будем мониторить 59 законов, которые приняты в рамках плана нации. Я и мои коллеги - Арман КОЖАХМЕТОВ и Канат МУСИН - как раз этим вопросом занимаемся. Когда глава государства обратился по мораторию на нормы Земельного кодекса, он сделал акцент на общественные советы. И он сказал, что общественные советы не должны быть придатком госорганов. У вас особая и очень важная миссия. Поэтому хотелось бы услышать от вас, какие есть проблемы или вопросы.
Но обсуждение земельного вопроса в Караганде не стало ключевым. Кроме спикера, никто этот вопрос не понимал. Самой обсуждаемой темой стали полномочия общественных советов.
- Президент всегда говорит на заседаниях правительства и парламента – советуйтесь с народом. А как советоваться с народом? – продолжил дискуссию г-н Абдиров. - Мы же ушли от уличной демократии: вышел на площадь – ну-ка, идите, я вам расскажу. Если будешь ходить по рабочим коллективам, то не находишься ты столько. Поэтому важно, чтобы эти сливки общества, без всяких кавычек и в самом хорошем смысле - представители научной интеллигенции, студенчества и так далее - вошли в состав общественных советов. К слову этих людей прислушиваются. Поэтому содержательный состав советов очень важен. Когда люди будут видеть через СМИ: кто входит в состав общественных советов и если это люди достойны доверия, - то не надо выходить на площадь и кричать. Вот вчера на встрече на «АрселорМиттал Темиртау» несколько рабочих подошли и сказали про дороги. Здесь день рождения президента, мы его поздравляем, а люди подошли и шепчут: дороги, надо ремонтировать дороги.
По словам председателя комитета, он довел просьбу работников комбината о дорогах до акима Карагандинской области Нурмухамбета АБДИБЕКОВА. Но в таких вопросах главная роль теперь отведена именно общественным советам. Причем лучше это делать именно через СМИ.
- Мы должны общество учить общественным дискуссиям. Не противостоянию на площадях, не ругани. Либо под псевдонимами в соцсети начинают всякое забрасывать. А где его лицо? Лица нет! Кто этот человек? Сидят, троллят, - оценил роль социальных медиа г-н Абдиров.
По его словам, если население не право, члены совета должны прямо это говорить:
- Общественные советы не должны создавать конфронтацию между населением, гражданским обществом и властью. Нам нужны площадки для диалога, а не для конфронтации. Институт общественных советов президент создал не для того, чтобы был коллапс деятельности власти, а для того, чтобы власть действовала правильно, сообща. Через вас, через доверие к вам идет доверие к тому, что государство делает. И к президенту - как главному идеологу.
Члены общественного совета области во время встречи предпочитали отмалчиваться, а вот члены совета Караганды активно вступили в диалог с гостями. Причем говорили всё как есть.
- Общественный совет Караганды активно работает, реагирует на обращения граждан. Но возникает ряд проблем с местными исполнительными органами. Можно ли как-то законодательно закрепить ответственность руководителей государственных органов? Мы столкнулись с тем, что они не являются на заседания совета, а присылают своих заместителей, которые зачастую не владеют ситуацией и не могут ответить на наши вопросы. Нас не воспринимают серьезно, - сказал член общественного совета Караганды Бейбит ЖУМАБЕКОВ (на снимке).
- Есть законы об обращениях граждан. Действуйте в рамках этого закона. Если есть нарушения – обращайтесь в прокуратуру. Вы не должны расписываться в своем бессилии. Ваш авторитет будет напрямую зависеть от того, как вы построите эти отношения с местной властью, - ответил Нурлан Абдиров. – Дождитесь отчета этого руководителя - и там прямо скажите обо всех его нарушениях. Если вы его так высечете, он получит столько стружек по своей служебной линии, столько взысканий... И когда это все увидят, первые руководители по первому зову будут являться на заседания общественного совета.
Прозвучала на встрече и критика в адрес депутатского корпуса. Причем больше всего досталось членам партии «Нур Отан».
- Сразу прошу всех присутствующих не обижаться, я скажу как есть, - выступил член общественного совета Караганды Николай АБТ (на снимке). - Я был депутатом областного маслихата с 1998-го по 2002 год. Работал в бюджетной комиссии. То, что мы делаем сегодня, я делал тогда. Члены советов начинают дублировать работу наших маслихатов. Раз мы находим какие-то ошибки, то либо депутаты не дорабатывают, либо их надо избирать по тому же принципу, что и нас. То есть от народа. Сегодня все депутаты у нас – члены партии «Нур Отан»: как партия решила, так они и будут голосовать. Необходимо, чтобы хотя бы половина депутатов маслихатов были от народа, как это было до 2002 года.
- Подменяет ли общественный совет маслихат? Нет, - ответил г-н Абдиров. - Но он будет подталкивать маслихат. Если кандидат в депутаты не отвечает требованиям, не голосуйте за него! Я уверен, что придет к тому, что если маслихат не столь активен, ему на пятки будет наступать общественный совет. И завтра общественные советы могут вырасти до того, что из их рядов будут вырастать депутаты маслихатов и мажилиса. Я лично в это верю,
– Второй больной вопрос – тарифы, - продолжал рубить правду-матку Николай Абт. - На сегодняшний день в Темиртау, который покупает воду у нашего ТОО «Караганды Су», вода для бюджетных организаций стоит 89 тенге, у нас - почти 600 тенге! Когда мы начали смотреть, оказалось очень просто – в ноябре 2013 года антимонопольное агентство зарегистрировало в юстиции методику расчета тарифа на воду. Она обязательна к использованию по всей стране. Оплата для бюджетных организаций должна быть по среднему предельному тарифу. «Караганды Су» высчитало его в размере 102 тенге. Бюджет же платит почти 600 тенге! На каком основании? Есть же закон! Мы три письма отправляли в антимонопольное агентство по этому вопросу, ответы получаем ни о чем. Мы обратились в агентство по борьбе с коррупцией. На недавнем заседании совета мы рассматривали вопрос, чтобы трем школам на срочный ремонт кровли выделить 72 млн тенге. Больше денег нет. Но только за 2014-15 годы бюджет переплатил ТОО «Караганды Су» 1,1 млрд тенге! В этом году бюджет переплатит еще 710 млн тенге. Это 1,8 млрд тенге. За эти деньги мы все школы отремонтируем. А почему депутаты, когда утверждали бюджет, не обратили на это внимание? Вы в Астане можете на эти вопросы влиять. Просьба – повлияйте.
- То, что вы видите недостатки в бюджете и другие вопросы, что вы сказали, г-н Абт, можно инициировать общественные слушания по всем важным вопросам, - пытался ответить на неудобный вопрос г-н Абдиров. - Это будет самая высокая планка и форма общественного контроля. Если вы проведете одно качественное общественное слушание и отправите его результаты в парламент и правительство, никто не сможет отмахнуться. Вот это будет результат.
- Если мы вынесем на общественное слушание то, что государство дотирует частную компанию, то тут могут быть очень серьезные проблемы, - ответил Абт.
Такуе же точку зрения выразил и председатель общественного совета Караганды Кабдыгали ОСПАНОВ:
- Площадка диалоговая на базе общественного совета хороша сама по себе. Но для проведения полноценных общественных слушаний нам необходимы опытные модераторы, узкие специалисты в тех или иных вопросах. А иначе можно такую волну поднять, что потом ее не остановишь. И, к сожалению, у нас еще нет связи с акиматами. Они могут отказать или не обращать внимания на наши рекомендации. Необходима сильная сторона закона – отчет акима перед общественным советом. Чтобы он сегодня сказал, а завтра сделал. И население ждет этого.
Впереди у членов комитета поездки по всем городам Карагандинской области, где они должны выслушать мнения общественных советов. Глядишь, постепенно диалог с населением и построят. Главное - чтобы в общественных советах не было таких же молчунов, как и в маслихатах.