Нурлан Абдиров: Как советоваться с народом? Мы же ушли от уличной демократии

2832 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 08 Июл 2016, 09:00

В четверг, 8 июля, члены комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса провели встречу с представителями общественных советов Караганды и области

Спикером на мероприятии выступил председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Нурлан АБДИРОВ (на верхнем снимке), который сразу обозначил цель визита в регион:

- Недавние события в Актобе и в Балхаше стали пробой на прочность нашего государства. На эти вызовы мы должны адекватно отвечать. У нас меняется формат работы мажилиса. Мы будем мониторить 59 законов, которые приняты в рамках плана нации. Я и мои коллеги - Арман КОЖАХМЕТОВ и Канат МУСИН - как раз этим вопросом занимаемся. Когда глава государства обратился по мораторию на нормы Земельного кодекса, он сделал акцент на общественные советы. И он сказал, что общественные советы не должны быть придатком госорганов. У вас особая и очень важная миссия. Поэтому хотелось бы услышать от вас, какие есть проблемы или вопросы.

Но обсуждение земельного вопроса в Караганде не стало ключевым. Кроме спикера, никто этот вопрос не понимал. Самой обсуждаемой темой стали полномочия общественных советов.

- Президент всегда говорит на заседаниях правительства и парламента – советуйтесь с народом. А как советоваться с народом? – продолжил дискуссию г-н Абдиров. - Мы же ушли от уличной демократии: вышел на площадь – ну-ка, идите, я вам расскажу. Если будешь ходить по рабочим коллективам, то не находишься ты столько. Поэтому важно, чтобы эти сливки общества, без всяких кавычек и в самом хорошем смысле - представители научной интеллигенции, студенчества и так далее - вошли в состав общественных советов. К слову этих людей прислушиваются. Поэтому содержательный состав советов очень важен. Когда люди будут видеть через СМИ: кто входит в состав общественных советов и если это люди достойны доверия, - то не надо выходить на площадь и кричать. Вот вчера на встрече на «АрселорМиттал Темиртау» несколько рабочих подошли и сказали про дороги. Здесь день рождения президента, мы его поздравляем, а люди подошли и шепчут: дороги, надо ремонтировать дороги.

По словам председателя комитета, он довел просьбу работников комбината о дорогах до акима Карагандинской области Нурмухамбета АБДИБЕКОВА. Но в таких вопросах главная роль теперь отведена именно общественным советам. Причем лучше это делать именно через СМИ.

- Мы должны общество учить общественным дискуссиям. Не противостоянию на площадях, не ругани. Либо под псевдонимами в соцсети начинают всякое забрасывать. А где его лицо? Лица нет! Кто этот человек? Сидят, троллят, - оценил роль социальных медиа г-н Абдиров.

По его словам, если население не право, члены совета должны прямо это говорить:

- Общественные советы не должны создавать конфронтацию между населением, гражданским обществом и властью. Нам нужны площадки для диалога, а не для конфронтации. Институт общественных советов президент создал не для того, чтобы был коллапс деятельности власти, а для того, чтобы власть действовала правильно, сообща. Через вас, через доверие к вам идет доверие к тому, что государство делает. И к президенту - как главному идеологу.

Члены общественного совета области во время встречи предпочитали отмалчиваться, а вот члены совета Караганды активно вступили в диалог с гостями. Причем говорили всё как есть.

- Общественный совет Караганды активно работает, реагирует на обращения граждан. Но возникает ряд проблем с местными исполнительными органами. Можно ли как-то законодательно закрепить ответственность руководителей государственных органов? Мы столкнулись с тем, что они не являются на заседания совета, а присылают своих заместителей, которые зачастую не владеют ситуацией и не могут ответить на наши вопросы. Нас не воспринимают серьезно, - сказал член общественного совета Караганды Бейбит ЖУМАБЕКОВ (на снимке).

- Есть законы об обращениях граждан. Действуйте в рамках этого закона. Если есть нарушения – обращайтесь в прокуратуру. Вы не должны расписываться в своем бессилии. Ваш авторитет будет напрямую зависеть от того, как вы построите эти отношения с местной властью, - ответил Нурлан Абдиров. – Дождитесь отчета этого руководителя - и там прямо скажите обо всех его нарушениях. Если вы его так высечете, он получит столько стружек по своей служебной линии, столько взысканий... И когда это все увидят, первые руководители по первому зову будут являться на заседания общественного совета.

Прозвучала на встрече и критика в адрес депутатского корпуса. Причем больше всего досталось членам партии «Нур Отан».

- Сразу прошу всех присутствующих не обижаться, я скажу как есть, - выступил член общественного совета Караганды Николай АБТ (на снимке). - Я был депутатом областного маслихата с 1998-го по 2002 год. Работал в бюджетной комиссии. То, что мы делаем сегодня, я делал тогда. Члены советов начинают дублировать работу наших маслихатов. Раз мы находим какие-то ошибки, то либо депутаты не дорабатывают, либо их надо избирать по тому же принципу, что и нас. То есть от народа. Сегодня все депутаты у нас – члены партии «Нур Отан»: как партия решила, так они и будут голосовать. Необходимо, чтобы хотя бы половина депутатов маслихатов были от народа, как это было до 2002 года.

- Подменяет ли общественный совет маслихат? Нет, - ответил г-н Абдиров. - Но он будет подталкивать маслихат. Если кандидат в депутаты не отвечает требованиям, не голосуйте за него! Я уверен, что придет к тому, что если маслихат не столь активен, ему на пятки будет наступать общественный совет. И завтра общественные советы могут вырасти до того, что из их рядов будут вырастать депутаты маслихатов и мажилиса. Я лично в это верю,

– Второй больной вопрос – тарифы, - продолжал рубить правду-матку Николай Абт. - На сегодняшний день в Темиртау, который покупает воду у нашего ТОО «Караганды Су», вода для бюджетных организаций стоит 89 тенге, у нас - почти 600 тенге! Когда мы начали смотреть, оказалось очень просто – в ноябре 2013 года антимонопольное агентство зарегистрировало в юстиции методику расчета тарифа на воду. Она обязательна к использованию по всей стране. Оплата для бюджетных организаций должна быть по среднему предельному тарифу. «Караганды Су» высчитало его в размере 102 тенге. Бюджет же платит почти 600 тенге! На каком основании? Есть же закон! Мы три письма отправляли в антимонопольное агентство по этому вопросу, ответы получаем ни о чем. Мы обратились в агентство по борьбе с коррупцией. На недавнем заседании совета мы рассматривали вопрос, чтобы трем школам на срочный ремонт кровли выделить 72 млн тенге. Больше денег нет. Но только за 2014-15 годы бюджет переплатил ТОО «Караганды Су» 1,1 млрд тенге! В этом году бюджет переплатит еще 710 млн тенге. Это 1,8 млрд тенге. За эти деньги мы все школы отремонтируем. А почему депутаты, когда утверждали бюджет, не обратили на это внимание? Вы в Астане можете на эти вопросы влиять. Просьба – повлияйте.

- То, что вы видите недостатки в бюджете и другие вопросы, что вы сказали, г-н Абт, можно инициировать общественные слушания по всем важным вопросам, - пытался ответить на неудобный вопрос г-н Абдиров. - Это будет самая высокая планка и форма общественного контроля. Если вы проведете одно качественное общественное слушание и отправите его результаты в парламент и правительство, никто не сможет отмахнуться. Вот это будет результат.

- Если мы вынесем на общественное слушание то, что государство дотирует частную компанию, то тут могут быть очень серьезные проблемы, - ответил Абт.

Такуе же точку зрения выразил и председатель общественного совета Караганды Кабдыгали ОСПАНОВ:

- Площадка диалоговая на базе общественного совета хороша сама по себе. Но для проведения полноценных общественных слушаний нам необходимы опытные модераторы, узкие специалисты в тех или иных вопросах. А иначе можно такую волну поднять, что потом ее не остановишь. И, к сожалению, у нас еще нет связи с акиматами. Они могут отказать или не обращать внимания на наши рекомендации. Необходима сильная сторона закона – отчет акима перед общественным советом. Чтобы он сегодня сказал, а завтра сделал. И население ждет этого.

Впереди у членов комитета поездки по всем городам Карагандинской области, где они должны выслушать мнения общественных советов. Глядишь, постепенно диалог с населением и построят. Главное - чтобы в общественных советах не было таких же молчунов, как и в маслихатах.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером