Неказахские сюжеты Ляйлим Имангазиной

9866 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Суббота, 08 Апр 2017, 13:30

Ее Томирис поет на русском языке, Кармен - дефилирует по подиуму, а сама режиссер, по ее собственному признанию, 25 лет - как на американских горках: то вверх, то вниз...

Читайте также
Потомки батыра "наехали" на Бердыбека Сапарбаева

Это она два года назад посадила тореадора Эскамильо на мотоцикл, вывела танцовщицу Кармен на подиум, а из солдата Хозе сделала «секьюрити». Бог его знает, чего ждал зритель в этом году от новой постановки «Риголетто» в ГАТОБ имени Абая - что придворный шут станет квнщиком или резидентом Comedy Club?

Но оперный режиссер, заслуженный деятель РК Ляйлим ИМАНГАЗИНА (на снимке) снова удивила публику: в этот раз классика осталась классикой до конца - и в костюмах, и в декорациях, и в самом сюжете.    

– В конце девяностых - начале «нулевых» режиссура в мировой опере начала развиваться в двух направлениях:  аутентичном и современном, - рассказывает Имангазина. – Ярким примером эксперимента как раз стала опера «Риголетто» в Англии: Риголетто стал барменом. Сюжеты всех опер актуальны и современны всегда, поэтому почти каждую можно перестроить на сегодняшний лад. Другое дело, что бывают удачные и неудачные переносы...

Читайте также
Кайрат Нуртас замахнулся на «Келiн»

Надо помнить, что Геродот был далеко не казахом

– После премьеры новой «Кармен» в ГАТОБ имени Абая зрители разделились на два лагеря. Кто-то (как раз!) посчитал ее редкой удачей, кто-то – наоборот.  

– Дело в том, что некоторые зрители не увидели саму сердцевину. Мы с народным художником России, лауреатом Государственной премии РФ Вячеславом ОКУНЕВЫМ поработали лишь над визуальными знаками. Драматургическая же линия между героями развивалась в традиционном контексте. В итоге «Кармен» получилась неким стебом над стереотипами людей, в том числе и стереотипами об Испании. Когда я писала либретто к опере «Томирис», мне тоже говорили, что это не казахский сюжет.

Но надо же понимать, что впервые история о Томирис была упомянута Геродотом в 4 веке до н.э. Во-первых, Геродот был далеко не казахом, во-вторых, он сам услышал историю о Томирис благодаря своим странствиям. Никто не был истинным свидетелем этой истории. Все это фантазии на тему. Точно так же дело обстоит и с «Кармен». Новая постановка – это наш калейдоскоп знаний об Испании, сложенный по фильмам Педро Альмадовара, Карлоса Сауры...

- И как пришла идея постановки - после просмотра фильма Альмадовара?

– Мысль модернизировать оперную постановку ко мне пришла еще во время работы над оперой «Богема» Джакомо Пуччини десять лет назад. Тогда мне показалось, что ни зритель, ни театральная труппа не готовы к этому. Сейчас же сменилось поколение исполнителей в нашем театре. Оно уже воспитано на современных телевизионных каналах, Интернете, имеет клиповое мышление.

Я поняла, что время пришло. Более того, выросло и зрительское восприятие. Зритель тоже стал толерантен к подобным экспериментам. Однако нельзя обольщаться и переделывать все направо и налево. Существуют произведения, которые, на мой взгляд, нельзя трогать совсем. «Кармен» же является самым благодатным материалом для каких-то интересных находок. 

Читайте также
Песня про зайцев Арыстанбека Мухамедиулы

Я оставляю за собой право экспериментировать

– То есть критика вас не испугала и не дала повода усомниться в том, что время экспериментов уже пришло и в нашу страну?

– Я очень рада, что позволила себе этот эксперимент – впрочем, так же, как и с «Томирис». Мне кажется, что да, новая волна восприятия оперы дошла и до Казахстана. Я оставляю за собой право экспериментировать и далее. Тем не менее, мое образование, мой опыт позволяют трезво относиться к этим вещам. Поэтому я не экспериментировала в «Травиате» и «Риголетто».

Мы сделали рискованный шаг с «Кармен» для того, чтобы привлечь к нашему театру и опере в целом тех людей, кто до этого времени даже и не знал, где в нашем городе находится оперный театр. Сейчас же стало престижно ходить в театр и разбираться в опере. Наконец-то проснулись музыковеды, критики, блогеры. Пусть они меня ругают, говорят какие-то нелицеприятные вещи, иногда очень справедливые, а иногда эмоционально-дилетантские, радует одно – театр жив.

– И не теряет зрителя?

– Вы что? Наоборот. Благодаря новой «Кармен» мы привели зрителя в зал. Это и есть наша главная задача.  А дальше можно говорить о другой цели - образовательной. Молодое поколение зрителей, увидев «Кармен», заинтересовалось и другими постановками, и уже тогда стала воспринимать оперу в ее классическом виде - без дополнительных спецэффектов. 

Читайте также
Оркестр, как государство, бывает демократичным или авторитарным

– А казахские оперы в современной интерпретации наш зритель готов слушать?

– Здесь должен быть очень деликатный подход. Почему сегодня мы часто видим обращение к историческим сюжетам не только в опере, но и во многих других жанрах искусства? Казахстан – молодая страна. Происходит самоидентификация нации, возникла потребность обращения к своим истокам. «Томирис» – как раз взгляд в глубины истории. При этом использовалась современная музыка и даже в костюмах артистов  можно было найти архаичные элементы, но – в современной стилистике.  

Специальность, которой не учат

– Женщина-режиссер уже само по себе звучит, скажем так, достаточно непривычно. Что уж говорить о режиссуре в оперном искусстве!

– Я бы не стала делать акцент на гендере. Другой вопрос, что оперный режиссер – довольно редкая профессия. В настоящее время сложно с этой специальностью.

– У нас или вообще в мире?

– У нас. Об этом надо задуматься. В нашей стране этой специальности не учат. Она была в советское время только в ГИТИСе (Государственный институт театрального искусства – именно его закончила Ляйлим, - авт.) и в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). Впрочем, и сегодня там каждый год выпускается около 20 человек, однако работать по специальности идут единицы. 

– Как вы думаете, почему так происходит?

– Сцена проверяет всех на выдержку и многие другие нужные для этой профессии качества. Здесь одного таланта мало. Нужно быть очень упертым и влюбленным в свое дело. Да и дивидендов здесь не так много - они приходят лишь через много лет после постановки хорошего спектакля. В нашей профессии можно говорить о «долгосрочных инвестициях». Мало поставить один удачный спектакль, нужно иметь в наличии несколько успешных работ, тогда только люди тебе поверят. Молодому специалисту важно наладить хороший контакт и с людьми, с которыми работаешь.

У меня, к счастью все сложилось быстро и хорошо. На сегодняшний день я уже успела поработать с тремя поколениями артистов. В свое время, правда, я уходила из театра - когда он был на реконструкции, потом я занималась воспитанием ребенка. Были ситуации, когда мне не давали ставить спектакли, считая, что лучше приглашать со стороны, в частности - режиссеров из Италии. Я очень долго доказывала свою состоятельность. На протяжении всех 25 лет работы в театре испытываю эффект американских горок – то вверх, то вниз...

Читайте также
Праздник джаза и свободы

Опера – это дорогое удовольствие во всех смыслах

– Мы с вами говорили о современном прочтении классической оперы – а как обстоят дела с современной оперой? В мире и в нашей стране - есть у нас свои имена в этом жанре?

– Современный оперный материал сложно воспринимается. Когда я стажировалась в Италии, этот вопрос поднимался среди профессионалов. Хотя в Италии очень много современных композиторов. На западе очень популярны оперы Шостаковича, в частности, «Леди Макбет», и Прокофьева.

Хотя сегодня их уже нельзя назвать нашими современниками. Композитор, взявшийся за написание оперы, должен предложить не только достойный сюжет, но и быть весьма убедительным в музыкальном плане. Это произошло у Жубанова и Хамиди, когда они написали оперу «Абай». Пока же я не слышала какого-то достойного материала у наших современных композиторов. Трудно предположить, появится ли такой вообще. Хотя хочется надеяться. Опера – продукт дорогостоящий, и экспериментировать на зрителях очень опасно. 

– Можно ждать интересные оперные проекты в ГАТОБе в ближайшее время?

– Были времена, когда мы вообще не имели средств на новые постановки. Сегодня надо отдать должное Министерству культуры и спорта Казахстана, благодаря которому мы можем позволить себе три-четыре постановки в сезон. В скором времени мы будем работать над новым материалом - это «Золушка» Джоаккино Россини. В процессе обсуждения обновленные сценические версии «Севильского цирюльника» Россини, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы»  Чайковского, «Фауста» Шарля Гуно. Из новых постановок мы предложим зрителю оперу французского композитора Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Мне кажется, что уже сами названия последних опер привлекут внимание наших зрителей.

- И последнее: есть вопрос, на который бы вам хотелось ответить, но журналисты не задают его?

- Есть! О статусе нашего театра. Думаю, что ГАТОБ имени Абая имеет право получить особый статус - национальной оперы. Ведь именно на этой сцене, имеющей уникальную самобытную историю, зачинались сами жанры оперы и балета в Казахстане...

Фото из архива ГАТОБа имени Абая.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




жазушы
Астананы Талғарға көшіріп, мемлекет атауын "Хуторстан" деп өзгертсек қайтет?
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Лайфхак от начальника колонии: как взять кредит в банке на 2,7 млн тенге и не возвращать
Рабочая схема от сотрудника ДУИС и частного судебного исполнителя
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Так кто подставил премьера Бектенова
После нашей публикации неравнодушный читатель Ratel.kz обратился в администрацию главы государства с официальным запросом
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
Асад сбежал, Иран ослаблен, Америка уйдёт - способны ли Израиль и Саудовская Аравия возобновить сближение на этом фоне
Не только Ближний Восток, но и весь мир от этого только выиграют
Документы из прошлого: диплом на латинице, бумажка ценою в жизнь, факт наличия казахстанской лёгкой промышленности
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Город мечты
Как мы ездили в Кызылорду и что мы там увидели
Фигурант списка Forbes.kz делает социальные окорочка дорогими
Государство субсидирует миллиардеров, нужна ли помощь самым богатым?
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"
А Китай продолжает своё Великое зелёное наступление
В Актюбинской области повесился военком
Военный свёл счёты с жизнью в служебном кабинете
У таможни в ВКО неоднозначный подход к участникам внешнеэкономической деятельности
Из-за этого в судах не становится меньше дел
Будут ли металлурги и шахтёры Qarmet добиваться 13 зарплаты, как при Миттале
На фоне миллиардных долгов компания хвастается высоким заработком, а работники ждут премию к Новому году
В СКО 11 млн тенге выделили на уничтожение собак и кошек
Взгляды общественников на судьбу бездомных животных разделились
Токаев побывал на пустующей индустриальной зоне Талдыкоргана, где появился новый аккумуляторный завод
На владельца этого предприятия в прошлом году жаловался собственник зернохранилища
Алматинский дом на Панфилова: рестораны принудительно отключат от воды и электричества
Дело сдвинулось с мёртвой точки после публикаций Ratel.kz
Қызық-ей. Біреудің әйелінде несі бар
Қазақстанның оңтүстігінде тағы да жаман нәрсе болды
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.