Почему Асет Исекешев не объясняет своим подчиненным, что взятки брать нехорошо?
Система подбора чиновничьих кадров, ставшая привычной для казахстанцев, нередко вгоняет в ступор приезжих. Иностранцы зачастую просто не в курсе, насколько специфические критерии могут применяться у нас при приеме на госслужбу, а потому дают очень смешные советы о том, как нам поправить дела. Недавно к нам в руки попал очень занятный и весьма увесистый документ – анализ нынешней ситуации в
Министерстве по инвестициям и развитию Казахстана (МИР). Подготовила его экспертная группа, специально приглашенная для этого из Сингапура. По заявке самого министерства, а также с подачи Азиатского банка развития с июля по август текущего года команда сингапурских экспертов во главе с Чан Вэй Сияном, человеком с весьма солидным послужным списком работы в заграничных управленческих структурах, связанных с инвестициями, изучали положение дел в МИР РК.
Стоит напомнить, что это ведомство было создано в августе 2014 года путем объединения Министерства индустрии и новых технологий, Министерства транспорта и коммуникаций, Агентства по связи и информации, Национального космического агентства и структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям в области промышленной безопасности. Получился этакий бюрократический монстр с клубком щупалец из функций и полномочий.
Оговорюсь, что доступ к информации, а также возможность открыто общаться с высшими должностными лицами 15 департаментов и 9 комитетов изучаемого министерства иностранному эксперту и его команде обеспечили лично министр Асет ИСЕКЕШЕВ и ответственный секретарь ведомства Замир САГИНОВ. Так что выводы можно считать заслуживающими доверия. В результате на свет появился аналитический отчет объемом в 94 листа с картинками, диаграммами, таблицами. И весьма удручающим содержанием…
Итак, вот на что обратили внимание эксперты из Сингапура.
Поскольку создание Министерства по инвестициям и развитию было инициировано высшим руководством страны, то целесообразность такой реформы ни у кого не вызвала никаких сомнений и внешне чиновниками была принята с большим воодушевлением. Но де-факто слияние ранее никак не связанных и почти не взаимодействовавших между собой госструктур получило среди их сотрудников неоднородную степень поддержки. И результаты этого слияния, по мнению сингапурских экспертов, трудно назвать однозначно успешными.
Во-первых, руководящие должностные лица большинства департаментов и комитетов созданного министерства слабо себе представляют стратегическое направление произошедшей реформы. В основном это касается бывших подразделений бывшего министерства транспорта и коммуникаций. Здесь, как заметили эксперты, четко не определены ни роли, ни обязанности, ни задачи как департаментов и их руководителей, так и их подчиненных структур и отдельных чиновников. Проще говоря, люди не знают, чем заняться.
Во-вторых, большинство департаментов и комитетов нового министерства не имеют ни среднесрочных, ни долгосрочных планов, основанных на четком понимании того, как использовать выделяемые им бюджеты. И даже предложений на этот счет не имеют. Нормально, да? Денег как у дурака махорки, а куда девать – невдомек!
В-третьих, в-четвертых и в-пятых, по мнению экспертов из Сингапура, чиновники изучаемого ими министерства вконец запутались, кто за что отвечает, то и дело дублируют функции своих коллег, принимают противоречащие друг другу решения, зачастую попросту мешают своим же коллегам. Из-за этого между подразделениями и отдельными руководителями и сотрудниками постоянно происходят конфликты различного рода. Как отмечено в аналитическом докладе, нередко это происходит из-за разных зарплат.
А еще отмечено, что МИР страдает от острого недостатка добросовестных и талантливых (так и сказано – Г.Б.) сотрудников. А работоспособность и набор навыков тех, что имеются в наличии, оставляют желать лучшего. В подтверждение всех этих нелицеприятных для министерства выводов сингапурские эксперты приводят подробную таблицу на 22 листах с выявленными недостатками каждого структурного подразделения и их руководителей. Там пышный букет претензий - начиная от слабого стратегического мышления и образовательного потенциала и кончая низким уровнем юридических и финансовых знаний у топ-менеджеров компаний и глав департаментов и комитетов.
Почему все так, как описано в отчете экспертов из Сингапура, мы-то с вами хорошо понимаем. Чем более мутная ситуация в министерстве, тем для нашего чиновника лучше. Как говорится, в мутной воде легче рыбку ловить. Подбирать к себе в департамент сотрудников по знанию, интеллекту, работоспособности и таланту – значит, готовить себе конкурентов, которые в любой момент могут подсидеть. Ведь если сам руководитель дуб дубом и мало что соображает в порученных вопросах, то в окружении толковых подчиненных некомпетентность шефа станет тем более заметна. Так что, когда в подчинении сплошь услужливая бестолковая серая масса – это в понимании наших чиновников залог благополучия.
Н
у, это мы все понимаем. А вот иностранцам это зачастую невдомек. Поэтому поставив свой неутешительный диагноз Министерству по инвестициям и развитию, эксперты из Сингапура предложили целый ряд с их точки зрения простых и эффективных способов реанимации ведомства. Само собой - на основе сингапурского опыта.
Лично меня больше всего рассмешило такое предложение сингапурцев: дескать, необходимо объяснять чиновникам, что взятки брать нехорошо. Но, покопавшись в интернете, нашел ряд положений антикоррупционного законодательства, принятого в самом Сингапуре, который, к слову, считается страной с одним из самых низких уровней коррупции в мире.
Так вот там, например, существует ясно прописанная в законе презумпция виновности заподозренного в коррупции чиновника – другими словами, не ему должны доказывать, что он взял взятку, а он сам должен доказать обратное. Если ему суд убедить не удалось, то штрафом, как во всю практикуется сейчас у нас, сингапурский чиновник не отделается – его заставят и штраф оплатить, и сумму инкриминируемой взятки вернуть, и еще назначат ему тюремное заключение от пяти до семи лет в зависимости от нанесенного его действиями вреда государству и его имиджу, причем без возможности досрочного освобождения.
Кстати, если в Казахстане имеется довольно пространный Кодекс чести госслужащего, то в Сингапуре все сводится всего к двум, но весьма жестким правилам: всего 7 (семь) пунктов, на что чиновник имеет право, и 19 (девятнадцать) пунктов, чего делать ему нельзя. Нарушил – прямой путь в зиндан. А там, кстати, до сих пор практикуется «воспитание» тростниковой палкой.
И еще одна ремарка. Когда ныне покойного премьер-министра Сингапура, а впоследствии министра-наставника Ли Куан Ю однажды спросили, как ему удалось избавить страну от коррупции, он ответил: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что». Такой подход для Казахстана – вообще на грани фантастики!