МИР – нашему дому!

1858 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Воскресенье, 04 Окт 2015, 12:15

Почему Асет Исекешев не объясняет своим подчиненным, что взятки брать нехорошо?

Система подбора чиновничьих кадров, ставшая привычной для казахстанцев, нередко вгоняет в ступор приезжих. Иностранцы зачастую просто не в курсе, насколько специфические критерии могут применяться у нас при приеме на госслужбу, а потому дают очень смешные советы о том, как нам поправить дела. Недавно к нам в руки попал очень занятный и весьма увесистый документ – анализ нынешней ситуации в

Министерстве по инвестициям и развитию Казахстана (МИР). Подготовила его экспертная группа, специально приглашенная для этого из Сингапура. По заявке самого министерства, а также с подачи Азиатского банка развития с июля по август текущего года команда сингапурских экспертов во главе с Чан Вэй Сияном, человеком с весьма солидным послужным списком работы в заграничных управленческих структурах, связанных с инвестициями, изучали положение дел в МИР РК.

Стоит напомнить, что это ведомство было создано в августе 2014 года путем объединения Министерства индустрии и новых технологий, Министерства транспорта и коммуникаций, Агентства по связи и информации, Национального космического агентства и структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям в области промышленной безопасности. Получился этакий бюрократический монстр с клубком щупалец из функций и полномочий.

Оговорюсь, что доступ к информации, а также возможность открыто общаться с высшими должностными лицами 15 департаментов и 9 комитетов изучаемого министерства иностранному эксперту и его команде обеспечили лично министр Асет ИСЕКЕШЕВ и ответственный секретарь ведомства Замир САГИНОВ. Так что выводы можно считать заслуживающими доверия. В результате на свет появился аналитический отчет объемом в 94 листа с картинками, диаграммами, таблицами. И весьма удручающим содержанием…

Итак, вот на что обратили внимание эксперты из Сингапура. 
Поскольку создание Министерства по инвестициям и развитию было инициировано высшим руководством страны, то целесообразность такой реформы ни у кого не вызвала никаких сомнений и внешне чиновниками была принята с большим воодушевлением. Но де-факто слияние ранее никак не связанных и почти не взаимодействовавших между собой госструктур получило среди их сотрудников неоднородную степень поддержки. И результаты этого слияния, по мнению сингапурских экспертов, трудно назвать однозначно успешными.

Во-первых, руководящие должностные лица большинства департаментов и комитетов созданного министерства слабо себе представляют стратегическое направление произошедшей реформы. В основном это касается бывших подразделений бывшего министерства транспорта и коммуникаций. Здесь, как заметили эксперты, четко не определены ни роли, ни обязанности, ни задачи как департаментов и их руководителей, так и их подчиненных структур и отдельных чиновников. Проще говоря, люди не знают, чем заняться.

Во-вторых, большинство департаментов и комитетов нового министерства не имеют ни среднесрочных, ни долгосрочных планов, основанных на четком понимании того, как использовать выделяемые им бюджеты. И даже предложений на этот счет не имеют. Нормально, да? Денег как у дурака махорки, а куда девать – невдомек!

В-третьих, в-четвертых и в-пятых, по мнению экспертов из Сингапура, чиновники изучаемого ими министерства вконец запутались, кто за что отвечает, то и дело дублируют функции своих коллег, принимают противоречащие друг другу решения, зачастую попросту мешают своим же коллегам. Из-за этого между подразделениями и отдельными руководителями и сотрудниками постоянно происходят конфликты различного рода. Как отмечено в аналитическом докладе, нередко это происходит из-за разных зарплат.

А еще отмечено, что МИР страдает от острого недостатка добросовестных и талантливых (так и сказано – Г.Б.) сотрудников. А работоспособность и набор навыков тех, что имеются в наличии, оставляют желать лучшего. В подтверждение всех этих нелицеприятных для министерства выводов сингапурские эксперты приводят подробную таблицу на 22 листах с выявленными недостатками каждого структурного подразделения и их руководителей. Там пышный букет претензий - начиная от слабого стратегического мышления и образовательного потенциала и кончая низким уровнем юридических и финансовых знаний у топ-менеджеров компаний и глав департаментов и комитетов.

Почему все так, как описано в отчете экспертов из Сингапура, мы-то с вами хорошо понимаем. Чем более мутная ситуация в министерстве, тем для нашего чиновника лучше. Как говорится, в мутной воде легче рыбку ловить. Подбирать к себе в департамент сотрудников по знанию, интеллекту, работоспособности и таланту – значит, готовить себе конкурентов, которые в любой момент могут подсидеть. Ведь если сам руководитель дуб дубом и мало что соображает в порученных вопросах, то в окружении толковых подчиненных некомпетентность шефа станет тем более заметна. Так что, когда в подчинении сплошь услужливая бестолковая серая масса – это в понимании наших чиновников залог благополучия. 
Н
у, это мы все понимаем. А вот иностранцам это зачастую невдомек. Поэтому поставив свой неутешительный диагноз Министерству по инвестициям и развитию, эксперты из Сингапура предложили целый ряд с их точки зрения простых и эффективных способов реанимации ведомства. Само собой - на основе сингапурского опыта.

Лично меня больше всего рассмешило такое предложение сингапурцев: дескать, необходимо объяснять чиновникам, что взятки брать нехорошо. Но, покопавшись в интернете, нашел ряд положений антикоррупционного законодательства, принятого в самом Сингапуре, который, к слову, считается страной с одним из самых низких уровней коррупции в мире.

Так вот там, например, существует ясно прописанная в законе презумпция виновности заподозренного в коррупции чиновника – другими словами, не ему должны доказывать, что он взял взятку, а он сам должен доказать обратное. Если ему суд убедить не удалось, то штрафом, как во всю практикуется сейчас у нас, сингапурский чиновник не отделается – его заставят и штраф оплатить, и сумму инкриминируемой взятки вернуть, и еще назначат ему тюремное заключение от пяти до семи лет в зависимости от нанесенного его действиями вреда государству и его имиджу, причем без возможности досрочного освобождения.

Кстати, если в Казахстане имеется довольно пространный Кодекс чести госслужащего, то в Сингапуре все сводится всего к двум, но весьма жестким правилам: всего 7 (семь) пунктов, на что чиновник имеет право, и 19 (девятнадцать) пунктов, чего делать ему нельзя. Нарушил – прямой путь в зиндан. А там, кстати, до сих пор практикуется «воспитание» тростниковой палкой.

И еще одна ремарка. Когда ныне покойного премьер-министра Сингапура, а впоследствии министра-наставника Ли Куан Ю однажды спросили, как ему удалось избавить страну от коррупции, он ответил: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что». Такой подход для Казахстана – вообще на грани фантастики!

 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером