
Выступление заместителя премьер-министра-министра национальной экономики на пленарном заседании мажилиса парламента по проекту Налогового кодекса (1 чтение)
Уважаемый Ерлан Жаканович!
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение выносится проект нового Налогового кодекса.
Проект рассматривается с сентября прошлого года. В текушем году в него были внесены концептуальные поправки.
Прежде всего, хотел бы выразить благодарность всем депутатам и фракциям за проделанную работу.
В понедельник состоялось заседание фракции "Аманат".
В результате, прежде всего, Вашей, уважаемый Ерлан Жаканович, и вашей, уважаемые депутаты, конструктивной позиции, нам удалось выработать общие подходы по вопросам вызывающим наиболее острую дискуссию в обществе.
Позвольте начать именно с этих вопросов.
Первое - НДС будет равен 16%
Второе – порог по НДС.
Порог по НДС определить в размере 40 млн. тенге.
Третье – социально-значимые продукты питания, книгопечатание, археология - освобождаются от уплаты НДС.
Четвертое – в социальной сфере, в здравоохранении Правительством будет определен социальный список медикаментов освобожденных от НДС. НДС будут обложены только платные медицинские услуги. Ставка НДС будет 10%.
КПН в социальной сфере - 5% с 2026 года и 10% с 2027 года.
Пятое – банковские операции будут обложены НДС.
Для того чтобы они не выросли в цене Агенство по защите конкуренции совместно с Правительством проведет анализ обоснованности текущих расценок.
Шестое – по специальному налоговому режиму будет введен не разрешительный, а запрететительный список.
Все что не запрещено - будет разрешено.
Седьмое – по сельхозтоваропризводителям оставим все как есть. То есть льгота минус 70% остается.
Восьмое – обрабатывающая промышленность будет облагаться по ставке КПН 20%.
Теперь разрешите остановиться на основных аспектах законопроекта.
Мы сокращаем количество налогов, платежей и сборов. Это шаг, который не только упростит налоговое администрирование, сэкономит время, но и даст компаниям возможность направить больше ресурсов на свое развитие.
Вместо 12 налогов будет 11. (Предлагается перенести единый земельный налог (ЕЗН) в индивидуальный подоходный налог.)
2 платы из 10 предлагается к исключению: платы за размещение рекламы и за пользование лицензиями.
Предлагается объединить 3 платы: за пользование водными ресурсами, за лесные пользования и за пользование животным миром. Будет плата за использование природных ресурсов.
Количество ставок в этих платах будет сокращено на 77.
- : Из 373 ставок становится 296 (-77 ставок). Потери – 14,4 млрд. тенге. 10 плат сокращаются до 6.
Предлагается сократить 6 видов сборов. По ним будут исключены 34 вида ставок.
Справочно: за государственной регистрацию: лекарственных средств и медицинских изделий, а также их перерегистрации; космических объектов и прав на них; - залога движимого имущества и ипотеки судна. за постановку на учет теле-радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания. за выдачу: разрешительных документов, согласий для участников банковского и страхового рынков; разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям. Из 310 ставок становится 276 (-34 ставки). Потери – 0,5 млрд. тенге.
Также исключаются 5 видов госпошлин, ставки по ним будут сокращены на 51.
Справочно: за совершение юридически значимых действий уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности юридических действий; за совершение нотариальных действий; за выдачу: удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и его дубликата; удостоверения личности моряка, мореходной книжки Республики Казахстан, профессионального диплома; разрешений на импорт, экспорт и (или) реэкспорт видов животных и растений. Из 113 ставок становится 62 (-51 ставка). Потери – 0,2 млрд. тенге.
Мы оптимизируем налоговые льготы.
По данным налоговых деклараций признаны льготами 453 нормы на сумму 3,4 трлн. тенге.
На сегодня предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более 1,3 трлн. тенге.
- : предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более 1,3 трлн тенге, среди которых:
- 770 млрд тенге (61,5%) — финансовый сектор:
- 299 млрд тенге — провизия против сомнительных и безнадежных активов, предоставленных дочерней организации банка.
- 434 млрд тенге — освобождение финансовых услуг от НДС.
- 440 млрд тенге (30,8%) — здравоохранение и ветеринария:
- 306 млрд тенге — импорт и реализация лекарств.
- 62 млрд тенге — услуги ФСМС (освобождение от НДС).
- 21 млрд тенге — ветеринарные препараты.
- 21 млрд тенге — медицинские услуги (освобождение от НДС).
- 130 млрд тенге — строительство жилья.
Кроме того, мы создаем более прозрачную новую систему в этом вопросе. Даем понятие налоговой льготы. Прописываем условия предоставления, продления, сокращения льгот.
Ежегодно будет проводится мониторинг их эффективности.
Справочно: Проект Налогового кодекса вводит важные изменения, направленные на повышение прозрачности и контроля за налоговыми льготами для ключевых отраслей экономики.
Первое — это обязательный мониторинг налоговых льгот, который должны проводить уполномоченные органы. Такой контроль поможет следить за эффективностью льгот и их реальным вкладом в развитие экономики.
Если возникает необходимость в новой налоговой льготе, органы, курирующие отрасли, должны представить обоснование, которое будет направлено в уполномоченный орган по налоговой политике. Это обоснование должно соответствовать установленному Правительством РК порядку.
Кроме того, перед тем как предложить льготу, необходимо получить согласование от антимонопольного органа. Это исключает риски нарушения конкуренции и гарантирует, что предложения будут соответствовать законодательству.
Если же налоговая льгота не достигнет поставленных социально-экономических целей или окажет негативное влияние на бюджет, мы будем инициировать её пересмотр. Такой подход гарантирует гибкость и своевременное реагирование на изменения в экономике.
Мы дифференцируем налоговые ставки.
Базовая ставка КПН сохраняется на уровне 20%, но для отдельных секторов будет установлена повышенная ставка.
Это банковский и игорный сектор. Ставка составит 25%.
Для финансового лизинга и социальной сферы (образование, медицина) предлагается поэтапное повышение ставки КПН до 10%.
Для сельхозтоваропроизводителей ставка остается на уровне 3%
Мы предусмотрели дополнительные стимулы для инвесторов, в том числе для геологоразведки.
Мы предлагаем 100%-ные вычеты по затратам на строительство, покупку оборудования и программного обеспечения, а также на их реконструкцию и модернизацию.
Планируется разрешить использование вычетов на расходы по разведке в рамках действующих контрактов или вне их. Также предлагается ввести нулевую ставку НДПИ до 5 лет для разработки новых низкорентабельных частей месторождений.
Вводятся налоговые преференции для переработки твердых полезных ископаемых (включая снижение КПН на 100%, освобождение от налога на имущество и земельного налога, а также НДС на импорт оборудования).
Для зрелых нефтяных месторождений предлагается альтернативный налог на недропользование.
Экономия от налоговых льгот не останется у недропользователей. Предусмотрен запрет на получение дивидендов. Средства будут направлены на инвестиции в добычу и развитие региона — улучшение инфраструктуры, обучение местных кадров и поддержку научных исследований.
Справочно: альтернативный налог на недропользование применяется по новым морским, сверхглубоким и сложным нефтяным месторождениям и заменяет НДПИ, НСП, платеж по возмещению исторических затрат, рентный налога на экспорт и ЭТП.
Альтернативный налог на недропользование определяется аналогично КПН, - как разница между совокупным годовым доходом (СГД) и вычетами, за исключением расходов по вознаграждениям, которые не подлежат вычету.
Ставка альтернативного налога на недропользование установлена по прогрессивной шкале в зависимости от мировой цены на нефть.
№ п/п | Мировая цена | Ставка, в % |
1. | До 50 долларов США за баррель включительно | 0 |
2. | До 60 долларов США за баррель включительно | 6 |
3. | До 70 долларов США за баррель включительно | 12 |
4. | До 80 долларов США за баррель включительно | 18 |
5. | До 90 долларов США за баррель включительно | 24 |
6. | До 100 долларов США за баррель включительно | 30 |
7. | До 110 долларов США за баррель включительно | 32 |
8. | До 120 долларов США за баррель включительно | 34 |
9. | До 130 долларов США за баррель включительно | 36 |
10. | До 140 долларов США за баррель включительно | 38 |
11. | До 150 долларов США за баррель включительно | 40 |
12. | Свыше 150 долларов США за баррель | 42 |
Мы реформировали специальные налоговые режимы.
Это один из самых обсуждаемых вопросов проекта Кодекса. Специальные налоговые режимы будут значительно оптимизированы. В результате их останется только три. Сейчас их семь.
- Новый льготный режим для самозанятых.
- СНР на основе упрощенной декларации.
- СНР для крестьянских и фермерских хозяйств.
И наконец, мы предлагаем повышеное налогообложение отдельных категорий товаров, так назваемый "налог на роскошь".
Для этого предлагается увеличить ставки налога на имущество, если стоимость недвижимости превышает 450 миллионов тенге.
Также планируется введение акцизов на легковые автомобили стоимостью более 75 миллионов тенге, а также на дорогие морские суда и летательные аппараты.
В целях справедливости предлагаются акцизы в размере 10% на дорогие алкогольные напитки и сигары.
Справочно: зафиксирован ввоз крепких ликероводочных изделий – виски "маккалан" на сумму почти 6 млн тенге за бутылку (сумма акциза 714 тенге), "коньяк реми мартин Х!!!" на сумму 4.2 млн тенге за 3 литра (акциз 300 тенге), вино "шате петрус" за 888 тыс. тенге за бутылку (акциз 26 тенге), а так же сигары на сумму 143 тыс. тенге за 15 штук.
По состоянию на 1.01.2021 года у 352 человек зарегистрированы катеры, у 106 человек зарегистрированы самолеты, у 37 человек в собственности имеются яхты различной мощности.
Также, предлагается сервисная модель работы с налогоплательщиками.
Налоговое администрирование перестанет быть карательным.
Акцент будет направлен на внедрение так называемого "фискального" сопровождения от колыбели до закрытия (то есть информационная и другая поддержка бизнеса с момента его регистрации и на протяжении всей деятельности налогоплательщика).
При этом будет сокращена на 30% налоговая отчетность.
Мы предлагаем кардинально изменить подходы при камеральном контроле. Если сейчас это больше контрольный подход, то в будущем эта процедура будет носить предупредительный характер, из сферы устранения нарушений в сферу выявленных расхождений. (Налогоплательщик имеет право либо согласиться, либо представить пояснения со своим мнением. На этом процедура камерального контроля закончится, а все возможные разногласия должны будут решены только в ходе документальной налоговой проверки. Такой подход, значительно сократит количество обжалований уведомлений камерального контроля.)
Изменятся подходы и в принудительном взыскании налоговой задолженности.
На сегодня, все меры применяются с порога 6 МРП (23,6 тыс. тенге). В новом Налоговом кодексе предлагается применения мер в зависимости от размера задолженности.
Важным моментом является то, что теперь мы не будем блокировать всю деятельность бизнеса из-за незначительных сумм налогов.
(Если задолженность составляет до 20 МРП (78,6 тыс. тенге), налогоплательщику будет направлено извещение о наличии налоговой задолженности.
Если задолженность составит от 20 до 45 МРП (177 тыс. тенге), то уже будет направлено уведомление, а в случае непогашения будут приостановлены расходные операции по банковским счетам и выставлено инкассовое распоряжение.
Если задолженность будет более 45 МРП, дополнительно уже будет описываться имущество для выставления на торги, будет проводиться работа по взысканию задолженности за счет дебиторов должника, а также предлагается ввести временное ограничение выезда руководителя за пределы РК, временное ограничение лицензии, и только в конце применение процедуры банкротства.
Также предлагается упростить процедуру предоставления отсрочки/рассрочки при наличии задолженности в размере порядка 5,0 млн. тенге.
Предлагается упростить процесс предоставления отсрочки/рассрочки при задолженности до 1500 МРП (5,9 млн. тенге). В настоящее время для получения отсрочки требуется залог имущества или банковская гарантия.
В проекте предусмотрено предоставление отсрочки/рассрочки без залога для налогоплательщиков с задолженностью до 1500 МРП на срок до одного года при временных финансовых затруднениях. Это освободит от необходимости оценки залога и его обязательного страхования, а также ускорит процесс.
Также в действующем Налоговом кодексе выписка ЭСФ приостанавливается только при нарушениях с высокой степенью риска. (В то же время, налоговый орган может снять с регучета по НДС, если налогоплательщик не сдаёт отчетность в течение 6 месяцев, не выполняет уведомление по акту налогового исследования или его регистрация признана недействительной.
Проект предполагает, что при таких же нарушениях налогоплательщик не будет сразу снят с учета по НДС, а мера будет ограничиваться приостановлением выписки ЭСФ. Это изменение направлено на смягчение санкций.)
Отдельного внимания требует вопрос налоговой реформы, связанный с НДС. Базовая ставка — 16%. Почему? Потому что НДС — это самый большой источник доходов республиканского бюджета. Дополнительные поступления предполагаются в размере около 3 трлн. тенге. А это деньги на дороги, школы, больницы, инфраструктуру и оборону и развитие.
Повышение ставки до этого уровня позволяет:
снизить зависимость от нефтяных доходов,
стабилизировать накопления в Национальном фонде,
профинансировать приоритетные проекты, которые повысят качество жизни граждан.
Но мы понимаем, что бизнес — это люди, компании, судьбы. Именно поэтому мы внедряем дифференцированные ставки.
Сейчас крестьянские хозяйства не платят НДС, и мы это сохраняем. Юридические лица-сельхозпроизводители платят НДС в размере 30% от положенного. Мы это тоже сохраняем.
Почему только одна ступень дифференцации? Потому что большое количество ставок усложняет администрирование. Для бизнеса это запутанный учет, а для государства — риск недобора налогов. Мы нашли оптимальный баланс:
16% – базовая ставка;
10% – медицина;
0% – экспорт и льготные категории
Порог по НДС.
Это один из основных вопросов реформы. Снижение с 80 млн. тенге до 15 млн. тенге.
Почему мы это предложили?
Проблема, которую мы решаем, это прекращение налогового "дробления" и возможности оптимизации.
У нас более 2 млн. налогоплательщиков. Из них лишь 4% предприятий платят НДС. Многие компании дробят бизнес на мелкие структуры, и создают аффилированные компании, чтобы не подпадать под налог.
Есть несколько причин почему это делается.
Во-первых, для оптимизации КПН.
Юридическое лицо, работающее в общеустановленном режиме, ставит на вычеты расходы, которые оказывают предприниматели, работающие в специальных налоговых режимах. Это могут быть услуги аренды, консалтинга, маркетинга и т.д. Таким образом, суммы с которых нужно было заплатить 20%, облагаются только 3-мя процентами.
Экономия 17%.
Из следующей таблицы видно что в 2024 году, из 1,9 млн. предпринимателей работающих в упрощенной декларации с оборотом более 16 трлн. тенге, 397 тысяч оказали услуги 155 тысячам юридических лиц работающих в ОУРе на сумму более 10 трлн. тенге.
И это восходящий тренд. В 2023 году сумма была в 2 раза меньше. То есть, бизнес оптимизирует КПН.
Лекарство от этого – запрет для налогоплательщика, работающего в общеустановленном режиме на вычет расходов, которые оказывает предприниматель, работающий в СНРе.
При этом если взаимоотношения возникают между предпринимателями работающими в СНРах, то В2В разрешается. Ограничений никаких нет.
Вторая причина, это нежелание быть плательщиком НДС.
Когда обороты доходят до порога, открывается новое предприятие.
На слайде 13 показана динамика темпов регистрации предпринимателей, работающих в так называемой "упрощенке".
Если до 2020 года рост в среднем составлял 12%, то начиная с 2020 года средний ежегодный рост составил 24%.
Если бы был сохранен темп роста, сложившийся до 2020 года, (на уровне 12%), то по итогам 2024 года их количество стало бы не 1,7 млн, а - 1,2-1,3 млн. Разница 400-500 тыс. как раз таки те, кто имеет признаки дробления.
Анализ показал, что основная масса – 1,7 млн. налогоплательщиков, то есть более 95% - работает до сегодняшнего порога постановки на учет по НДС. То есть до 80 млн тенге. Большая часть из них это и есть дробленцы.
При этом видно, что более 80% предпринимателей показывают доходы ниже 15 млн тенге в год.
На следующем слайде показано количество предпринимателей – учредителей имеющих 2 и более юридических лиц. Более глубокий анализ показывает, что это дробление для оптимизации как КПН, так и ИПН. При этом, ТОО создаются не только для оптимизации НДС, но и для вывода дивидендов без налогообложения.
Лекарством от этих махинаций предлагаются критерии дробления. Например, один и тот же хозяин в нескольких компаний с одним и тем же видом деятельности. Одни и те же работники, одинаковые поставщики. Одинаковые адреса регистрации и т.д. В случае выявления таких фактов, предлагается доначислять налоги в общеустановленном порядке вместе со штрафными санкциями.
Поэтому предложенное Правительством снижение порога вместе с отменой льготы по дивидендам, будет барьером для таких махинаций.
Если сократить порог с 80 до 40 млн тенге, а не до 15 то оптимизация станет доступнее.
Например, чтобы оптимизировать доход в размере 1 млрд. тенге при действующем пороге нужно 13 компаний. При пороге 40 млн. тенге, необходимо создать уже 25 компаний. И это делается, как мы видели из таблицы. Но при пороге 15 млн. тенге нужно создать 67 компаний. Это практически невозможно. И самое главное финансово затратно. Возникает много рисков по ведению и администрированию бизнеса.
Теперь о специальном налоговом режиме для среднего и малого бизнеса. Теперь он будет называться СНР на основе упрощенной декларации.
Лимит дохода – 600 тыс. МРП (2,36 млрд тенге в год) сохраняется, как и сейчас.
Снимаются ограничения по численности работников.
Справочно: Стимулируем обеление зарплат: если доход выше 100 млн тенге в год, фонд оплаты труда можно вычитать из облагаемого дохода. Суть режима заключается в простом исчислении налога: оборот без вычетов умножается на ставку. Поэтому ставка низкая. Однако дается возможность минусовать оборот на сумму расходов по заработной плате для тех, у кого оборот выше 100 млн. тенге. Таких налогоплательщик в розничном налоге более 14 тыс., в упрощенной декларации около 5 тыс.
Ставка 4% и может быть снижена маслихатами до 50%.
Правительством было предложено распространение режима только по определенным видам деятельности и главное условие – только B2C операции.
При этом операции В2В могут осуществляться только в рамках спецрежима. Если налогоплательщик, работающий в общеустановленном режиме, покупает товар или услугу у "спецрежимщика", то он не имеет право ставить себе на вычет такие расходы.
Количество видов деятельности будет регулироваться Правительством.
Таким образом, магазины у "дома", парикмахерские, и предприниматели, работающие с населением, подпадут под эти условия и не станут плательщиками НДС. Им не надо бояться.
По данным глобального мониторинга предпринимательства уровень устойчивого бизнеса в Казахстане очень низкий. Составляет 2,6%. Это те, кто работает более 3,5 года.
До 3,5 лет этот показатель 9.6.
Сравнение по странам можете увидеть на слайде.
Еще один показатель глобального мониторинга проводится опросным путем. Всего 13% хотят создать 6 и более рабочих мест в течении 5 лет.
То есть большинство новых предпринимателей не ориентированы на рост и масштабирование.
Вместе с этим, мы внесли на ваше рассмотрение пакет поправок, направленный на трансформацию налоговой системы.
Одной из значительных инициатив является введение прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога.
Так, предлагается установить повышенную ставку 15% для работников, чей годовой доход превышает 8 500 МРП (33,4 млн тенге). Это позволит создать механизм, при котором высокие доходы будут облагаться дополнительным налогом.
Доходы по государственным ценным бумагам будут облагаться по ставке КПН в размере 10%. Сейчас они освобождены от налогообложения.
Также предлагается налогообложение доходов по ценным бумагам квазигосударственного сектора. При этом, для поддержки реального сектора экономики и привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, доходы от ценных бумаг, холдинга "Байтерек", предлагается освободить от налогообложения до 2030 года. Это позволит ежегодно вливать в экономику по 10 трлн. тенге финансовых средств.
В целях сокращения потребления вредных напитков, предлагается ввести акциз на безалкогольные энергетические напитки.
Для усиления борьбы с дроблением, предлагаются изменения, касающиеся регистрации юридических лиц.
Компании, учредители или руководители которых ранее были привлечены к ответственности за серьезные налоговые нарушения, не смогут зарегистрировать новое юридическое лицо.
Для улучшения качества налогового администрирования, чтобы налоговики не трогали добросовестный бизнес, предложено, чтобы комплексные налоговые проверки назначались только в случае, если налоговая нагрузка на предприятие будет ниже среднего уровня по отрасли и региону.
Это поможет налоговым органам сосредоточить свои усилия на наиболее рисковых ситуациях и избежать проведения необоснованных проверок.
Таким образом, предлагаемая налоговая реформа направлена на недобросовестных налогоплательщиков, скрывающих свои доходы, а так же на усиление справедливости налогообложения. Богатые должны платить больше.
Что мы получим от налоговой реформы?
Результат будет ощутимым.
Дополнительно 4-5 трлн тенге налоговых поступлений в год. Снижение зависимости от Национального фонда. Бюджет станет самодостаточным.
Да, изменения могут повлиять на инфляцию, но этот эффект будет временным и исчерпается за год. По нашим расчетам, дополнительная инфляция составит в коридоре 2,5-3%.
Уважаемый Ерлан Жаканович!
Уважаемые депутаты!
Таковы основные предложения проекта.
Уверен, что наша совместная работа позволит построить новую систему, которая обеспечит финансовую основу для развития страны и будет стимулировать предпринимательскую активность населения.
Фото: Акорда.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!