В Алматы открылась выставка «Миражи коммунизма»
В четверг, 7 сентября, в алматинской галерее Esentai открылась выставка художника Алимжана ЖОРОБАЕВА (на снимке) «Миражи коммунизма».
А можно было бы назвать – «Лениниана». Потому что больше всего на выставке именно Его. Вождя мирового пролетариата.
Основателя коммунистической партии Советского Союза. Организатора Октябрьской революции и т.д. и т.п. Дальше каждый может продолжить сам - в соответствии со своим возрастом и «жизненным стажем» в СССР.
Так вот, самое интересное, что на выставке Алимжана Жорабаева можно найти иллюстрации к каждому из известных определений Владимира Ильича.
Поймите меня правильно: нет, художник не сотворил инсталляции из старых архивных ленинских снимков. Он «просто» фотографировал памятники Ленину и его портреты. Забытые на постаментах в отдаленных кыргызских аилах, завалявшиеся на чердаках старых домов культуры, а где-то и кем-то - бережно сохраненные, чтобы вынести однажды на площадь. И с бесконечным отчаянием выкрикнуть слабым старческим голосом: «Ленин жив!».
Куратор выставки, искусствовед Валерия ИБРАЕВА назвала это «последствиями»:
- Небольшая выгородка фотографий в самом конце экспозиции говорит о последствиях бездумного поклонения кумиру. Этот снимки людей, которые, до сих пор живя в нищете, поклоняются, скажем так, давно ушедшим правителям. То есть это собственно о нашей ситуации, которую можно изучать, можно предполагать, можно проецировать...
Но при этом выставка достаточно космическая, то есть она обо всем. О разрушении памятников в США. О декоммунизации Украины. О том, как у нас на совершенно советской основе заменили памятники, не меняя постаменты: возможно, они пригодятся в будущем.
Так вот, это самое страшное – насчет пригодиться в будущем.
Не знаю, кого как, но меня больше всего на этой выставке поразили не согнутые в мусульманской молитве сотни спин у памятника Ленину; и не наши языческие ленточки, повязанные на дерево близ его статуи; и даже Бог с ней, с непроходимой-непроезжей грязью у очередного памятника Ильичу...
Самое-самое – это бюст вождя, который виден в окне.
Он за нами смотрит.
И после этой фотографии совсем по-другому читается привычная с детства надпись на плакате «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», потому что нет, спасибо, не надо.
...И при этом, на удивление и несмотря на все то, что выше написано, «Миражи коммунизма» – это вовсе не злая выставка. Не жесткая, и, пожалуй, даже не очень-то и политизированная. Бог его знает, как это удалось Алимжану, но на его фотографиях Ленин (портрет, барельеф, памятник) – не страшный. Бывает – смешной, бывает – угрожающий, бывает добрый, бывает злой... А выставка – не злая и не враждебная. Быть может, потому что на самом деле она не про Ленина. Она про нас: вчера, сегодня и... только бы не завтра.
По словам художника, над этой серией он работал 30 лет. 30 лет в перерывах между съемками для гламурных изданий и родного «Кыргызфильма» - они кормят; 30 лет съемок одного-единственного репортажа, к которому (простите, искусствоведы) все равно больше всего подходит емкое слово «Лениниана». Как писал ЛУНАЧАРСКИЙ - Лениниана запечатлела образ исторической фигуры мирового масштаба, в которой «сказалось персонально всё очарование этой изумительной эпохи».
И правда – изумительной!..
Для справки: Алимжан Жоробаев – один из самых значительных фотохудожников Центральной Азии, участник групповых и персональных выставок в родном Кыргызстане и далеко за его пределами: «Синдром Тамерлана», Орвието, (2005), ХI биеннале в Стамбуле (2009), «К Востоку от ниоткуда», Projetto107, Турин, (2009), «На перекрестке. Современное искусство Кавказа и Средней Азии», Сотбис, Лондон (2013), «Миражи коммунизма», Булиан галерея, Милан (2013). Лауреат специальной премии фотовыставки «Народные традици», Токио (2002), обладатель диплома Turksoy (2011), номинант Asia Pacific Breweries Art Prize-2018, Сингапур.
Фото Алимжана Жоробаева и автора.