Известный певец и педагог считает, что сегодня в Казахстане правят бал тойская музыка и деньги
Известный казахстанский эстрадный певец, народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии РК Лаки КЕСОГЛУ считает, что сегодня уровень отечественных эстрадных исполнителей и их аудитории крайне низок.
В стране правят бал тойская музыка и деньги, благодаря которым слабый исполнитель достигает высокого звания «звезды». В свою очередь любители местной эстрады пока не готовы воспринять настоящий талант.
– Публика готова «есть» всё, что ей предложат. Без разбора. А вот до Димаша КУДАЙБЕРГЕНА пока не доросла, - считает Кесоглу. – В то же время весьма посредственные исполнители с таким же посредственным репертуаром пользуются большим успехом...
«Кайрат Нуртас – мой ученик»
– И в чем проблема? В том, что сегодня для исполнителя главное - заработать деньги?
– Так и есть! У нас сегодня существует некая «градация» песен. Одни из них попадают в раздел «тойских», и они – самые популярные, звучат в эфире всех радиостанций и телеканалов. Порой кажется, что они специально пропагандируют посредственную музыку. Но они же влияют на культуру, вкус людей. Результат - такие исполнители становятся популярными и востребованными. Понимаю, что некоторых из них я тоже учил, воспитал, можно сказать...
– Вы хотите сказать, что берете на себя ответственность за них?
– Получается, так. К примеру, Кайрат НУРТАС – мой ученик. И у него сегодня немало последователей и подражателей. Я не хочу называть их фамилии. Знаю, что эти люди очень популярны на юге - в Шымкенте, Кызылорде...
– А если говорить вообще об уровне сегодняшних студентов вашей кафедры?
– В свое время меня пригласили в Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова организовать первую в Казахстане кафедру эстрадного искусства, и мы следовали основной задаче – дать возможность не только эстрадным певцам, но и эстрадным инструменталистам получить высшее образование. На сегодняшний день половина наших выпускников - это популярные и узнаваемые исполнители. Они окончили вуз и нашли свое место. Хотя иногда приходится слышать и такое требование: чтобы мы чуть ли не каждый день выдавали «звезд». Но, возвращаясь к вашему вопросу об уровне студентов, мы не можем этого делать. Личностей очень мало. Найти их трудно, мы стараемся.
– Находите?
– Находим, к счастью. У нас есть талантливые парни и девушки, которые по своим данным могут блистать на сцене. Но у них нет денег, и в этом все дело. Когда прошли первые вокальные состязания SuperStar KZ, перспективных исполнителей продюсеры тут же расхватали. Почему? Потому что они уже были раскручены благодаря проекту. Правда, через некоторое время все они от этих продюсеров ушли: последние их просто грабили...
«Поют благодаря любовникам»
– Вопрос о продюсерах напрямую связан с другим больным вопросом: можно ли сегодня вообще говорить о существовании в Казахстане шоу-бизнеса?
– Я не могу сказать, что он есть. Все, что есть, я бы охарактеризовал так – «на потребу дня». Выступают исполнители исключительно на тоях, не гастролируют, не ведут концертную деятельность. Но их тоже можно понять – надо как-то жить, кормить семью. Оклады артистов смехотворны.
А что касается тех, кто у нас называет себя продюсерами… В моем понимании продюсер - это такой специалист, который изначально ищет талантливых людей, помогает им в развитии их творчества, вкладывается в них, а уже потом зарабатывает на них деньги. Это нормально, так живет весь мир.
– А что у нас?
– У нас же продюсеров интересует не столько талант, сколько наличие финансов у того, с кем он впоследствии будет работать. Но так ведь любой сможет! Это неправильно. В одной из газет я прочитал интервью с МЕЛАДЗЕ, который говорит, что в России некоторые исполнительницы появляются на сцене благодаря своим богатым мужьям. В общем, все определяется деньгами. У нас такая же картина. Новоиспеченные певцы, певицы появляются благодаря своим любовницам или любовникам.
««Евровидение» - это не конкурс, а политическое мероприятие»
– Ну есть еще один способ – победить на конкурсе. Например, на «Евровидении». Правда, на конкурс сначала надо попасть, а значит, тоже потратить деньги...
– Что касается «Евровидения», я вообще не понимаю ажиотажа вокруг него. Равно как и того, что наши люди тоже стремятся стать участниками этого шоу. Это ведь не конкурс, а политическое мероприятие, в котором, не побоюсь сказать, участвуют люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это все знают, я не сделал никакого открытия. В этом конкурсе есть все, кроме музыки. Как они определяют победителя, разобрать очень трудно. А если говорить вообще - понятно, молодые исполнители хотят участвовать в различных конкурсах, показать себя. Но, к сожалению, конкурсов просто нет!
– Вы можете выделить какой-нибудь эстрадно-песенный конкурс в нашей стране?
– Все эти конкурсы я называю местечковыми. Они не являются резонансными и не могут дать исполнителю шанс завоевать настоящую известность. В советское время славились два эстрадных состязания: международный фестиваль песни в Сопоте и международный конкурс вокальных исполнителей «Золотой Орфей», в котором в 1977 году Гран-при получила Роза РЫМБАЕВА (на снимке).
В 1984 году лауреатом данного конкурса стала Нагима ЕСКАЛИЕВА (на снимке).
Эти певицы обрели известность во всем Союзе. Сейчас этих конкурсов нет. Куда ехать? Страны бывшего СССР, и не только, не могут похвастаться значительными и престижными вокальными состязаниями. В основном это фестивали, большинство из которых опять же коммерческие.
– А как же «Славянский базар»?
– Правильно. Это, пожалуй, единственный. Но дело в том, что нашим артистам, которые становились лауреатами данного конкурса, а это Динара СУЛТАН (на снимке), Маржан АРАПБАЕВА, Алишер КАРИМОВ, не уделялось должного внимания. Пресса почему-то молчит, телевидение не транслирует этот конкурс.
Реакции на действительно хороший и достойный конкурс нет! Напомню еще одну вещь: в 2015 году обладателем Гран-при «Славянского базара» стал Димаш Кудайберген. Но о нем заговорили только после Китая. Все: и депутаты, и сенаторы... Где же вы раньше были?
– Лаки Константинович, но ведь все мы знаем, что нет пророка в своем Отечестве!
– И это правда. Димаш – одаренный человек и заслуживает всяческих похвал, признания своего таланта. Он – единственный современный исполнитель в нашей стране, который смог сделать так, чтобы после его успешного выступления на международном телевизионном шоу в Китае о Казахстане узнали чуть ли не два миллиарда человек! Но ему, наверное, в нашем пространстве будет нелегко.
Хотя не исключено, что в скором времени на него обратит внимание китайская сторона, а быть может, европейцы, и мы с вами его и видеть совсем мало будем.
Пока он будет гастролировать в Китае, в Юго-Восточной Азии вплоть до Австралии. И этих поездок ему хватит на много-много лет.
– Что нужно сделать нам и нашей стране для того, чтобы такие исполнители, как Димаш, захотели выступать на родине?
– Дело в том, что засилье тойской музыки ему будет очень сложно перебороть. То, что он исполняет, рассчитано на публику, которая гораздо выше той, которая слушает местную эстраду. Нужно воспитывать аудиторию слушателей.
– Пресса не раз сравнивала Димаша с российским исполнителем Витасом. Что вы об этом скажете?
– Однажды мне понадобилась «минусовка» какой-то песни военных лет. Я искал ее в интернете и набрел на запись - исполнял Витас. Я решил послушать. Вы знаете, когда я услышал, как он ее поет, понял, что в Жургеновку его не принял бы (улыбается).
«Я был обласкан правительством»
– В одном из интервью вы говорили, что у нас сегодня не особо жалуют артистов-пенсионеров, тогда как в России на сцене продолжают блистать и Лещенко, и Кобзон…
– Совершенно верно.
– Хотя уважение к старшим, а тем более к уважаемым старшим, в нашей стране всегда было на первом месте…
– Вот это и непонятно. Складывается такое ощущение, что это распоряжение «сверху». По их мнению, на телевидении должна присутствовать только молодежь. Но я скажу так: если на самом деле будет такая установка – «подвинуть» всех нас, пенсионеров - произойдет настоящая катастрофа. Я это говорю со всей ответственностью. Потому что просто некому будет преподавать.
У нас есть такая ценная вещь, как большой практический опыт. Если говорить лично обо мне - у меня сложилась достойная творческая жизнь, были годы, когда я выступал с лучшими оркестрами на лучших площадках Советского Союза, был обласкан правительством...
Да и сегодня не могу сказать, что как-то обижен. Меня приглашают на различные мероприятия. Но опять же если сравнивать отношение к уже состоявшимся мэтрам в России и Казахстане, мы проигрываем...
«Русскоязычная часть нашей эстрады стала «неформатом»
– Кстати, о России. На церемониях открытия и закрытия крупнейших спортивных проектов мы слышим композиции, написанные для нашей страны российским композитором Игорем Крутым. В чем дело? У нас нет своих композиторов-эстрадников?
– Это сложный вопрос. Композиторов выпускает консерватория. Многие нередко заявляют о себе как о композиторах. Опять же для меня лично композитор - это человек, окончивший высшее учебное заведение по классу композиции, владеющий основами гармонии.
Сейчас я хочу выпустить сборник казахских песен и запрашиваю ноты у авторов. Что вы думаете? Никто не пишет ноты. Да и потом, чтобы писать песни, нужен особый дар. В свою очередь, каждому композитору нужен хороший исполнитель, который бы «провоцировал» его на написание хороших песен.
– Еще один сложный вопрос – о разделении нашего общества по «языковому признаку». Что в этом отношении можно сказать об эстраде?
– На сегодняшний день русскоязычного вещания практически не существует. Мы оказываемся невостребованными. На радио нас не пускают. Говорят - «неформат».
Фото: архив Лаки Кесоглу, открытые интернет-источники.