Обзор казахоязычной прессы (5 января)
* На новогодней елке можно читать и хадисы
* Быть имамом в мечетях глубинки невыгодно
* Китайцы, чтобы знакомиться с казашками, берут казахские имена
* Слово «бешбармак» оскорбляет национальное блюдо
E-ISLAM.KZ: «Сәләфилерді кімдер қаржыландырады?» («Кто финансирует салафитов?») - Религиозно-просветительский сайт публикует статью известного теолога Мухана ИСАХАНА, который рассказывает об организациях, занимавшихся пропагандой салафизма в Казахстане, и их спонсорах.
«Как известно, идеологию салафитов поддерживают такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт и Катар. В этих государствах есть институты, оказывающие финансовую поддержку движениям, пропагандирующим салафизм. Остановимся на организациях, которые занимались тем же в Казахстане.
В 1998 году в ЮКО был зарегистрирован филиал благотворительного фонда «Общество социальных реформ», родиной которого является Кувейт. В 1999 году фонд получил лицензию на открытие Казахско-кувейтского университета. Было создано также женское медресе «Мерси». Обучение в них было бесплатное. В 2004 году деятельность фонда была запрещена судом из-за пропаганды идей, направленных на свержение конституционного строя. В 2005 году были закрыты и учебные заведения. Еще одна подобная организация - «Всемирная молодежная исламская ассамблея». Организация финансируется из Саудовской Аравии, имеет филиалы в 56 странах мира. По нашим сведениям, кабинет арабского языка на кафедре востоковедения в КазНПУ оснащен материалами при поддержке этой организации.
В этом ряду также корпоративный фонд «Каусар». В 2005 году фонд создал детский лагерь и школу-интернат для девочек-сирот в городе Каскелене Алматинской области и Турксибском районе Алматы. Позже проведение в этих учебных заведениях религиозных уроков было признано незаконным. А в 2013 году решением суда деятельность интерната остановлена. За это время с 2005 года выпускницами интерната стали более 90 девочек.
Также среди организаций, пропагандировавших салафизм в РК, колледж «Таиба» в Алматы, финансировался одноименным фондом (США), фонды «Аль-Бабтин» (Кувейт), «Ибрагим бин Абд әл-Азиз әл-Ибрагим» (Саудовская Аравия), «Ихуан-Муслимин» (Катар). При помощи последнего в ЮКО был создан учебный центр «Ыкылас» для детей из малоимущх семей, в котором в 1997 году учились более 70 детей. Надо отметить, что спонсорами пропаганды салафизма в Казахстане стали не только общественные фонды, но и отдельные бизнесмены, как зарубежные, так и отечественные», - приходит к выводу автор.
QAZAQUNI.KZ: «Белгілі әнші балалардың Аяз атаға тек хадистер ғана оқыған жаңа жыл кешін көргенін айтты» - («Известный певец рассказал о новогодней елке, где дети читали хадисы Деду Морозу») - Певец Марат ОМАРОВ против того, чтобы не отмечать Новый год, по его мнению, этот праздник можно праздновать по-разному, пишет издание.
«Недавно были на новогодней елке тренеров по таэквондо, дети, как обычно, подготовили стихи. Но они были не про Новый год и Деда Мороза. Они рассказывали выученные наизусть разные хадисы (изречения про образ или действия пророка Мухаммеда). Вчера в интернете увидел, что кто-то сказал: мол, Дед Мороз стал муллой. Так как дети любят этот праздник и ждут чуда, не согласен, что нужно в один миг отказаться от него. Это праздник на государственном уровне, когда все вокруг отмечают, сложно остаться в стороне. Не стоит, наверное, политизировать его и говорить, это христианский праздник, это не по-мусульмански и так далее. Пусть каждая семья сама решает, праздновать или нет», - считает певец.
AZATTYQ.ORG: «Шалғайдағы ауылдарға имам болғысы келетіндер аз» («Желающих быть имамами в глубинке мало») - Молодые люди с высшим религиозным образованием не горят желанием идти в имамы в отдаленных сёлах, так как там особо не заработаешь, пишет сайт радио «Азаттык».
По словам сотрудника Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Бактыбая БЕЙСЕНБАЕВА, в 2500 мечетях страны работает 3600 религиозных служителей, 50% из них не имеют должного образования.
По данным ДУМК, фонд «Зекет» платит зарплату в размере 20–60 тысяч тенге имамам 94 сел, которые не могут сами себя обеспечить. С прошлого года Духовное управление платит зарплату в 20 тысяч тенге учителям девяти медресе, центров по подготовке чтецов Корана, институтов повышения квалификации имамов. В Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской областях помощь имамам оказывают общественные фонды. Но, как правило, имамы зависимы от пожертвований, которые делает местное население.
QAMSHY.KZ: «Қытайлар қазақ қызына қырындау үшін есімдерін ауыстыруға көшкен» («Китайцы, чтобы флиртовать с казашками, стали менять имена») - Интернет-издание публикует мнение сенатора Ирана АМИРОВА по поводу китайской экспансии. «Много иностранцев приезжает в нашу страну, заключает фиктивные браки и получает гражданство. Большинство из них — китайцы. Наша беда в том, что мы не можем привлечь к ответственности тех, кто предает народ, нацию. Говорят, «если будет нашествие китайцев — глаза не просохнут от слез», мы это уже проходили. В Казахстане на данный момент число китайских граждан превысило 300 тысяч. Большинство из них не имеет высшего образования, приезжают сюда, потому что им там негде жить», - заявил сенатор.
Издание также публикует видео, из которого следует, что за последние 9 месяцев из Китая прибыли 2445 человек, которые прошли официальную регистрацию, из них 495 уже получили гражданство РК. В целом уже 5000 китайцев стали гражданами Казахстана. Некоторые из них прибегают к различным ухищрениям, чтобы знакомиться с местными парнями и девушками. В видео приводится диалог с китайцем, который хорошо говорит по-казахски, называет себя казахским именем Арман и не скрывает, что хочет жениться на казашке и остаться жить в Казахстане.
BAQ.KZ: «Мархабат Байғұт - «Бешбармақ» деу қазақтың ұлттық тағамын қорлау» - («Мархабат Байгут: Называть «бешмарбаком» национальное блюдо - оскорбление») - Писатель Мархабат БАЙГУТ считает, что оскорбительное слово «бешбармак» было придумано в годы колонизации. «Надо избавляться от этого слова. В свое время его придумали русские генерал-губернаторы, смеялись, когда видели, что руками едят, говорили «казахи бешбармачничают». Правильное название «ет» или, если говорить на русском, «мясо по-казахски». Но эти названия не приживаются, потому что мы сами так говорим. В Шымкенте открыли целых четыре ресторана «Бешбармак», нам удалось со скандалом два из них закрыть. Нельзя так говорить и писать. Называя «бешбармаком» национальное блюдо, мы оскорбляем его», - такое мнение высказал писатель в передаче на шымкентском телевидении.
Фото: ru.sputnik-tj.com