НПП "Атамекен" призывает Министерство индустрии и инфраструктурного развития дать официальные документы для оформления форс-мажора
Количество брошенных казахстанских вагонов в направлении Китая достигло уже 7 тысяч, сообщается на сайте Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Грузы не могут двинуться с места более 40 дней. Казахстанский бизнес терпит убытки, китайские партнеры грозят штрафами за срыв поставок. Чтобы предприниматели смогли оформить форс-мажор и избежать штрафных санкций со стороны контрагентов НПП "Атамекен" в очередной раз призывает Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК дать официальное письмо-подтверждение о задержках грузов на границе с Китаем.
Однако в профильных ведомствах по-прежнему разводят руками, обещая в очередной раз обратиться в правительство КНР за разъяснением ситуации. Во Внешнеторговой палате Казахстана пояснили, что для оформления форс-мажора необходимы официальные документы, постановления об ограничениях. Иначе оснований для признания срыва поставок форс-мажором нет.
22 декабря МИИР РК собрал на онлайн площадке представителей Нацпалаты, национального перевозчика АО "НК "Казахстан темір жолы", предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, чтобы услышать проблемы бизнеса по вопросу транспортировки грузов железнодорожным транспортом.
Глава ТОО "Северное зерно" Евгений КАРАБАНОВ рассказал, что у компании на пути к станции "Достык" стоит 17 вагонов, срок простоя некоторых растянулся до 42 суток.
"Часть вагонов стоит на станции "Достык", часть в Нур-Султане, Акколе и находятся без движения. У нас нет никакого официального документа ни с казахстанской стороны, ни с китайской. Без официального письма правила форс-мажора не применимы и госорганы не дают разъяснений. К сожалению, КТЖ не является госорганом, и информация от них не может стать основой для оформления документа форс-мажора. Мы же полгода говорим, дайте экспортерам документ, что ситуация возникла по причине неприема вагонов со стороны Китая", - обратился к МИИР РК Евгений Карабанов.
При этом китайские партнеры, по просьбе компании обратились к властям своей страны. Китайская сторона ответила, что Казахстан не подает вагоны.
"Как вагоны подадут, мы их и разгрузим, так ответили нашим партнерам", - добавил спикер.
АО "НК "Продкорпорация" еще в октябре отправило 438 вагонов в сторону Китая, однако границу смогли пройти лишь 60 вагонов.
"По последней информации мы поняли, что было совещание с КНР и было заключено соглашение, что будет подготовлено официальное обращение к правительству, удалось ли договориться? Есть информация, что в течение первого квартала 2021 года ситуация останется на повестке дня и это осложнит нашу работу", - отметил представитель "Зернового союза Казахстана" Шокан БАДЫХАН.
По информации исполнительного директора по планированию перевозок ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Нуржана КЕЛЬБУГАНОВА, никаких проблем с подачей вагонов со стороны перевозчика нет, в КТЖ отменили ранее объявленные запреты. На сегодняшний день остается лишь запрет на погрузку крытых вагонов с зерновыми и масленичными культурами, из-за отказа китайской стороны принимать крытые вагоны.
"Отчасти, задержки со стороны КНР связаны с ужесточением на границе и противоковидными мероприятиями: ПЦР-тестирование грузчиков, проверки грузов. В целом отмечу, что компания принимает системные меры по снижению брошенных вагонов, по изменению технологии погрузки, и все они дают положительные результаты. С 15 ноября, когда пропускная способность опустилась до 6-7 поездов в сутки, мы смогли добиться результата в 12-13 поездов, это 450-500 вагонов в сутки. Мы постоянно на связи с китайской железной дорогой, однако проблема пока не решается", - рассказал Нуржан Кельбуганов.
НПП "Атамекен" неоднократно обращалась в комитет транспорта и МИД для помощи в решении проблемы. Было направлено письмо в правительство, с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств.
"Мы просили посла Казахстана в КНР и МИД РК посодействовать в решении вопроса либо дать нам документ с указанием точных дат по запрету со стороны КНР, чтобы предприниматели могли апеллировать бумагой в общении с партнерами и не получали штрафы. Но официальных документов к нам не поступало", - сказал эксперт департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Дархан МУРАТХАНОВ.
Фото: atameken.kz.