Корреспондент Ratel.kz побывала на первой станции астанинского ЛРТ, в окончание строительства которого уже никто не верил
Эпопея с самым скандальным строительством в истории РК - проектом Астана ЛРТ - несмотря на заявление счётного комитета о его неокупаемости, всё-таки подходит завершению. На прошлой неделе аким столицы Женис КАСЫМБЕК, отвечая на вопросы журналистов, сообщил:
- ЛРТ последний год очень активно строится благодаря поддержке главы государства. Мы закончили практически все строительные работы по эстакаде, вся инфраструктура ЛРТ летом будет готова. Сейчас идёт укладка рельсов, весной начнутся работы по сигнализации, первые поезда будут приходить уже в августе-сентябре следующего года. Мы планируем, что осенью 15 составов придут, техническое движение будет открыто в конце следующего года, полный запуск в рабочем варианте – уже в начале 2026 года. Изначально, когда проект планировался, ожидался поток примерно 20 тысяч пассажиров в сутки. Уже сегодня видно, что этот поток будет гораздо больше, возможно, в разы, поэтому стоимость проезда будет пересчитываться. Я сейчас вам конкретную стоимость не скажу, но скажу, что это общественный транспорт. Мы стараемся держать стоимость услуг общественного транспорта в пределах доступности для всех слоев населения, поэтому цена будет разумной и приемлемой.
Пресса поинтересовалась – насколько легкорельсовый транспорт, который будет ездить на определенной высоте, безопасен? Особенно для людей с ограниченными возможностями. Вопрос был вызван недавней трагедией в алматинском метро, где 10 декабря слабовидящий пассажир, пришедший без сопровождающих, погиб, упав в пространство между вагонами. Касымбек предложил журналистам посетить 101-ую станцию ЛРТ у аэропорта, которая уже практически готова.
Вот я туда и отправилась.
Китайские сотрудники ТОО “City Transportation Systems”, которое управляет пассажирскими перевозками в столице и сейчас выступает заказчиком строительства ЛРТ, гостеприимно и очень чисто расчистили для меня площадку у входа на станцию. Она довольно красивая, фасад выполнен из витражного калённого тройного двухкамерного остекления. В качестве стекла используется энергосберегающее закаленное двойное полое стекло Low-E. Включили везде свет и экран у стола с макетом ЛРТ.
Показали, как работают лифты (экскалатор пока подключать не стали).
Объяснили, как здесь все продуманно, чтобы никто не свалился на пути, даже если вообще ничего не видит. Посадка будет проходить на платформе второго этажа. Всего здесь восемь комплектов раздвижных дверей из противоударного стекла шириной 1,9 метра и высотой 2,2 метра, а также четыре дополнительных набора дверей для эвакуации при ЧС. Предусмотрено их синхронное открывание, но пока двери не работают.
Астанинские станции ЛРТ – копия пекинских. Поэтому кто хочет посмотреть, как в Астане будут открываться двери на станциях ЛРТ, может пока поискать видео из Пекина.
На другие вопросы отвечать пустившие меня на 101-ую станцию сотрудники ТОО “City Transportation Systems” опасались. Мне, к примеру, хотелось узнать – будет ли построена перемычка между станцией и аэропортом, чтобы пассажирам не приходилось выходить на улицу? Ответили, что, возможно, и будет, но для этого сначала нужно договариваться с владельцем аэропорта, а это будут делать явно не они. Не признались, почему станция у аэропорта называется 101, если их всего 18. Вроде бы 18. Женис Касымбек, когда только приступил к должности, предлагал ввиду нерентабельности ЛРТ сократить количество станций до восьми, на которые из госбюджета выделили 50 млрд тенге (а всего нужно было 500 млрд), но мои экскурсоводы сообщили, что количество станций все-таки осталось таким, как планировали. Чтобы я больше не приставала, предожили готовый пресс-релиз. В нем сказано, что полностью беспилотной автоматизированной системе астанинского LRT нет аналогов в СНГ. Протяженность линии 22,4 км, расстояние между станциями от 550 метров до 2 км. Будут ездить 19 поездов вместимостью 652 человека. Интервал движения 4-5 минут. Всего возведено 799 опор и 901 сборных и монолитных балок, израсходовано 330 тыс. м3 бетона и 57 тыс. тонн арматуры. Завершено строительство вантового моста через Ишим. По нему с улицы Сыганак, что на левом берегу, пассажиры ЛРТ смогут перебраться на правый берег на улицу Калдаякова. На правом берегу будет четыре из 18 станций ЛРТ.
Станции будут делиться на два типа – 11 наземных и семь надземных.
Отличительной особенностью станций надземного типа, расположенных по оси дорог улиц Сыганак и Калдаякова, является центральное расположение относительно дороги и обеспечение безопасного доступа благодаря 14 надземным переходам.
Подписан меморандум на поставку подвижного состава с завода CRRC г. Таншаня. Предусмотрен набор кадров Центра управления с обучением в Казахстане и КНР.
Печальную историю этого строительства, которое предлагали сделать памятником коррупции, разместив на каждом из столбов картинку с названием одного из казахских родов, знает каждый казахстанец. Напомним, проект активно продвигали Карим МАСИМОВ и внук первого президента Нурали АЛИЕВ, который с 2014 по март 2016 года был замакима Астаны и курировал вопросы модернизации транспортной системы города. Изначально планировалось внедрение системы скоростных автобусов BRT (Bus Rapid Transit), утверждённой в 2014 году. Однако в 2015 году под руководством акима Астаны Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА и его заместителя Алиева было принято решение заменить проект BRT на более дорогостоящий проект LRT. По словам еще одного экс-замакима Астаны Каната СУЛТАНБЕКОВА, обвиненного в хищениях при строительстве ЛРТ, якобы именно они вместе с Каримом Масимовым, работавшим тогда премьер-министром РК, убедили Нурсултана НАЗАРБАЕВА привлечь международный заём в Китайском банке развития, чьи деньги позже были похищены через АО "Банк Астаны".
Предварительная стоимость проекта составила около 1,8 млрд долларов. Позже она была увеличена до 2,6 млрд долларов. Был привлечен заем от китайского Экспортно-импортного банка (Exim Bank) на сумму 1,5 млрд долларов под государственные гарантии. Деньги должны были быть направлены на строительство первой очереди ЛРТ в Астане, включая рельсовую инфраструктуру, станции и закупку подвижного состава. Обслуживание кредита предполагалось за счет доходов от эксплуатации ЛРТ. Реализация была поручена компании “Astana LRT” (впоследствии переименована в “City Transportation Systems”, то есть это мои экскурсоводы). Часть этих средств, около 257,6 млн долларов, была размещена на депозитных счетах в Банке Астаны. В 2018 году в Банке Астаны начались финансовые трудности и деньги зависли.
По данным расследований, деньги похищались через завышение стоимости материалов и услуг, фиктивные компании и откаты. По данным следствия, на проектно-сметную документацию, консультационные услуги и надзор было потрачено 24 млрд тенге, при этом значительная часть этих услуг была фиктивной. Руководители подрядных организаций заключали мнимые договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичивали средства через лжепредприятия, что привело к ущербу государству в размере более 5 млрд тенге. В ходе строительства были подписаны фиктивные акты на 9 млрд тенге за установку фиктивных пролетов. Часть денег переводилась на счета подставных фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Компании, выигрывавшие тендеры, возвращали чиновникам значительную часть выделенных средств в виде откатов. Средства тратились на покупку недвижимости, люксовых товаров и переводились на офшорные счета.
Кредит, взятый под гарантии государства, стал серьезной нагрузкой для бюджета Казахстана, а проект не начал функционировать. В 2019 году Казахстан принял решение досрочно погасить заем. Для этого государство разместило облигации на внутреннем рынке и привлекло 343 млн долларов США.
В 2023 году суд Астаны вынес приговоры по делу LRT. Бывший заместитель акима города Канат Султанбеков и бывший председатель правления ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан были заочно приговорены к 7 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе. Другие фигуранты дела также получили различные сроки лишения свободы. Несмотря на судебные приговоры, значительная часть похищенных средств не была возвращена.
Канат Султанбеков, бывший заместитель акима Астаны, обвиняемый в хищениях при строительстве проекта LRT, предположительно проживает в Нью-Йорке, США. В январе 2022 года он опубликовал пост в Facebook, который, по данным журналистов, был сделан в районе Мемориала 11 сентября на Манхэттене.
Несмотря на заявления казахстанских властей о его розыске, в августе 2021 года сообщалось, что его имя отсутствует в списках Интерпола.
Султанбеков и его супруга, Шолпан Султанбекова, активно ведут социальные сети, публикуя фотографии из Нью-Йорка, что подтверждает их пребывание в США. Они, судя по всему, ведут комфортный образ жизни, не скрываясь от общественности.
Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал, что сомневается, что они вернутся.
- Наглядно о проблемах качественного планирования свидетельствует проект LRT. Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения вида транспорта, предложен дорогостоящий. Мнения специалистов, архитектурного общества, как я понимаю, не были учтены. Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на правительство. Кстати говоря, мы все знаем, 100 миллиардов тенге, часть китайского кредита в Банке Астаны, они всё, уже пропали? - заявил он в 2019 году, но признал, что этот ошибочный проект нужно реализовывать, иначе убытки будут еще больше.
Фото и видео: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!