Касымбек испортил памятник коррупции Алиева с Масимовым

1869 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Вторник, 24 Дек 2024, 16:00

Корреспондент Ratel.kz побывала на первой станции астанинского ЛРТ, в окончание строительства которого уже никто не верил

Эпопея с самым скандальным строительством в истории РК - проектом Астана ЛРТ - несмотря на заявление счётного комитета о его неокупаемости, всё-таки подходит завершению. На прошлой неделе аким столицы Женис КАСЫМБЕК, отвечая на вопросы журналистов, сообщил:

Читайте также
Вопросы без ответов в деле Astana LRT

- ЛРТ последний год очень активно строится благодаря поддержке главы государства. Мы закончили практически все строительные работы по эстакаде, вся инфраструктура ЛРТ летом будет готова. Сейчас идёт укладка рельсов, весной начнутся работы по сигнализации, первые поезда будут приходить уже в августе-сентябре следующего года. Мы планируем, что осенью 15 составов придут, техническое движение будет открыто в конце следующего года, полный запуск в рабочем варианте уже в начале 2026 года. Изначально, когда проект планировался, ожидался поток примерно 20 тысяч пассажиров в сутки. Уже сегодня видно, что этот поток будет гораздо больше, возможно, в разы, поэтому стоимость проезда будет пересчитываться. Я сейчас вам конкретную стоимость не скажу, но скажу, что это общественный транспорт. Мы стараемся держать стоимость услуг общественного транспорта в пределах доступности для всех слоев населения, поэтому цена будет разумной и приемлемой.

Пресса поинтересовалась – насколько легкорельсовый транспорт, который будет ездить на определенной высоте, безопасен? Особенно для людей с ограниченными возможностями. Вопрос был вызван недавней трагедией в алматинском метро, где 10 декабря слабовидящий пассажир, пришедший без сопровождающих, погиб, упав в пространство между вагонами. Касымбек предложил журналистам посетить 101-ую станцию ЛРТ у аэропорта, которая уже практически готова.

Вот я туда и отправилась.

Китайские сотрудники ТОО “City Transportation Systems”, которое управляет пассажирскими перевозками в столице и сейчас выступает заказчиком строительства ЛРТ, гостеприимно и очень чисто расчистили для меня площадку у входа на станцию. Она довольно красивая, фасад выполнен из витражного калённого тройного двухкамерного остекления. В качестве стекла используется энергосберегающее закаленное двойное полое стекло Low-E. Включили везде свет и экран у стола с макетом ЛРТ.

Показали, как работают лифты (экскалатор пока подключать не стали).

Объяснили, как здесь все продуманно, чтобы никто не свалился на пути, даже если вообще ничего не видит. Посадка будет проходить на платформе второго этажа. Всего здесь восемь комплектов раздвижных дверей из противоударного стекла шириной 1,9 метра и высотой 2,2 метра, а также четыре дополнительных набора дверей для эвакуации при ЧС. Предусмотрено их синхронное открывание, но пока двери не работают.

Астанинские станции ЛРТ – копия пекинских. Поэтому кто хочет посмотреть, как в Астане будут открываться двери на станциях ЛРТ, может пока поискать видео из Пекина.

Читайте также
Ratel.kz решил помочь прокурорам найти иностранных фигурантов дела Astana LRT

На другие вопросы отвечать пустившие меня на 101-ую станцию сотрудники ТОО “City Transportation Systems” опасались. Мне, к примеру, хотелось узнать – будет ли построена перемычка между станцией и аэропортом, чтобы пассажирам не приходилось выходить на улицу? Ответили, что, возможно, и будет, но для этого сначала нужно договариваться с владельцем аэропорта, а это будут делать явно не они. Не признались, почему станция у аэропорта называется 101, если их всего 18. Вроде бы 18. Женис Касымбек, когда только приступил к должности, предлагал ввиду нерентабельности ЛРТ сократить количество станций до восьми, на которые из госбюджета выделили 50 млрд тенге (а всего нужно было 500 млрд), но мои экскурсоводы сообщили, что количество станций все-таки осталось таким, как планировали. Чтобы я больше не приставала, предожили готовый пресс-релиз. В нем сказано, что полностью беспилотной автоматизированной системе астанинского LRT нет аналогов в СНГ. Протяженность линии 22,4 км, расстояние между станциями от 550 метров до 2 км. Будут ездить 19 поездов вместимостью 652 человека. Интервал движения 4-5 минут. Всего возведено 799 опор и 901 сборных и монолитных балок, израсходовано 330 тыс. м3 бетона и 57 тыс. тонн арматуры. Завершено строительство вантового моста через Ишим. По нему с улицы Сыганак, что на левом берегу, пассажиры ЛРТ смогут перебраться на правый берег на улицу Калдаякова. На правом берегу будет четыре из 18 станций ЛРТ.

Станции будут делиться на два типа – 11 наземных и семь надземных.

Отличительной особенностью станций надземного типа, расположенных по оси дорог улиц Сыганак и Калдаякова, является центральное расположение относительно дороги и обеспечение безопасного доступа благодаря 14 надземным переходам.

Читайте также
Дело Astana LRT: сбежавший в США чиновник рассказывает свою версию преступления

Подписан меморандум на поставку подвижного состава с завода CRRC г. Таншаня. Предусмотрен набор кадров Центра управления с обучением в Казахстане и КНР.

Печальную историю этого строительства, которое предлагали сделать памятником коррупции, разместив на каждом из столбов картинку с названием одного из казахских родов, знает каждый казахстанец. Напомним, проект активно продвигали Карим МАСИМОВ и внук первого президента Нурали АЛИЕВ, который с 2014 по март 2016 года был замакима Астаны и курировал вопросы модернизации транспортной системы города. Изначально планировалось внедрение системы скоростных автобусов BRT (Bus Rapid Transit), утверждённой в 2014 году. Однако в 2015 году под руководством акима Астаны Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА и его заместителя Алиева было принято решение заменить проект BRT на более дорогостоящий проект LRT. По словам еще одного экс-замакима Астаны Каната СУЛТАНБЕКОВА, обвиненного в хищениях при строительстве ЛРТ, якобы именно они вместе с Каримом Масимовым, работавшим тогда премьер-министром РК, убедили Нурсултана НАЗАРБАЕВА привлечь международный заём в Китайском банке развития, чьи деньги позже были похищены через АО "Банк Астаны".

Предварительная стоимость проекта составила около 1,8 млрд долларов. Позже она была увеличена до 2,6 млрд долларов. Был привлечен заем от китайского Экспортно-импортного банка (Exim Bank) на сумму 1,5 млрд долларов под государственные гарантии. Деньги должны были быть направлены на строительство первой очереди ЛРТ в Астане, включая рельсовую инфраструктуру, станции и закупку подвижного состава. Обслуживание кредита предполагалось за счет доходов от эксплуатации ЛРТ. Реализация была поручена компании “Astana LRT” (впоследствии переименована в “City Transportation Systems”, то есть это мои экскурсоводы). Часть этих средств, около 257,6 млн долларов, была размещена на депозитных счетах в Банке Астаны. В 2018 году в Банке Астаны начались финансовые трудности и деньги зависли.

Читайте также
Дело Astana LRT: адвокаты хотят вызвать в суд Ахметова, Сагинтаева, Исекешева, Джаксыбекова, Тасмагамбетова, Досаева, Жамишева, Жумагалиева

По данным расследований, деньги похищались через завышение стоимости материалов и услуг, фиктивные компании и откаты. По данным следствия, на проектно-сметную документацию, консультационные услуги и надзор было потрачено 24 млрд тенге, при этом значительная часть этих услуг была фиктивной. Руководители подрядных организаций заключали мнимые договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичивали средства через лжепредприятия, что привело к ущербу государству в размере более 5 млрд тенге. В ходе строительства были подписаны фиктивные акты на 9 млрд тенге за установку фиктивных пролетов. Часть денег переводилась на счета подставных фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Компании, выигрывавшие тендеры, возвращали чиновникам значительную часть выделенных средств в виде откатов. Средства тратились на покупку недвижимости, люксовых товаров и переводились на офшорные счета.

Кредит, взятый под гарантии государства, стал серьезной нагрузкой для бюджета Казахстана, а проект не начал функционировать. В 2019 году Казахстан принял решение досрочно погасить заем. Для этого государство разместило облигации на внутреннем рынке и привлекло 343 млн долларов США.

В 2023 году суд Астаны вынес приговоры по делу LRT. Бывший заместитель акима города Канат Султанбеков и бывший председатель правления ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан были заочно приговорены к 7 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе. Другие фигуранты дела также получили различные сроки лишения свободы. Несмотря на судебные приговоры, значительная часть похищенных средств не была возвращена.

Читайте также
Дело Astana LRT: прокуратура не смогла добиться экстрадиции сбежавших из страны подозреваемых

Канат Султанбеков, бывший заместитель акима Астаны, обвиняемый в хищениях при строительстве проекта LRT, предположительно проживает в Нью-Йорке, США. В январе 2022 года он опубликовал пост в Facebook, который, по данным журналистов, был сделан в районе Мемориала 11 сентября на Манхэттене.

Несмотря на заявления казахстанских властей о его розыске, в августе 2021 года сообщалось, что его имя отсутствует в списках Интерпола.

Султанбеков и его супруга, Шолпан Султанбекова, активно ведут социальные сети, публикуя фотографии из Нью-Йорка, что подтверждает их пребывание в США. Они, судя по всему, ведут комфортный образ жизни, не скрываясь от общественности.

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ сказал, что сомневается, что они вернутся.

- Наглядно о проблемах качественного планирования свидетельствует проект LRT. Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения вида транспорта, предложен дорогостоящий. Мнения специалистов, архитектурного общества, как я понимаю, не были учтены. Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на правительство. Кстати говоря, мы все знаем, 100 миллиардов тенге, часть китайского кредита в Банке Астаны, они всё, уже пропали? - заявил он в 2019 году, но признал, что этот ошибочный проект нужно реализовывать, иначе убытки будут еще больше.

Фото и видео: © Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Касымбек испортил памятник коррупции Алиева с Масимовым
Корреспондент Ratel.kz побывала на первой станции астанинского ЛРТ, в окончание строительства которого уже никто не верил
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В Семее под занавес года назначили нового акима
Смену власти прогнозировали давно, но ошибались с кандидатом
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Один дома: житель Петропавловска не знает, куда идти из сносимого дома
Эту проблему родственница мужчины подняла во время приёма граждан у акима города
В Жетысу ушлые чиновники помогли некоторым квартировладельцам сохранить свои жилища
А вот другим очередникам свои права на жильё приходится отстаивать в суде
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Шымкентец получил срок за рекламу наркотиков
За 20 трафаретных надписей на стенах он получал от работодателей один грамм марихуаны
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.