Как в Туркестанской области мосты строили

3029 просмотров
0
Данил Шемратов
Среда, 10 Авг 2022, 13:30

Многострадальная эпопея со строительством мостов в посёлках Ханарык и Каратобе Толебийского района Туркестанской области длится уже не первое десятилетие

Вне зоны доступа

Поселки расположены в предгорных районах и отделены от большой земли речкой Малый Балдабрек, которая имеет очень строптивый характер. Вброд перейти речку возможно лишь в разгар лета, да и то не всегда. С началом осадков переправиться через бурную стремнину становится совершенно невозможно, и поселки оказываются практически отрезанными от связи с внешним миром. Местные жители неоднократно пытались возвести здесь мосты, однако самострой быстро приходил в негодность. В 2018 году проблема, казалос,ь будет решена окончательно. На строительство мостов был объявлен госзаказ и конкурс, из бюджета выделялись миллионные средства.

Большие надежды

Читайте также
Под домашний арест помещён руководитель отдела ЖКХ Толебийского района

Тендер на оба строительства выиграло ТОО "Кайнар-Курылыс" (директор Серик АБДИХАНОВ), общая стоимость проекта оценивалась примерно в 100 миллионов тенге. Также через тендер была определена компания, которой надлежало осуществлять технический надзор за качеством и полнотой строительства. Ею стало ТОО "Глобус инжиниринг" (руководитель Еркин КЕНЖИБАЕВ), специализирующееся на работах в области архитектуры за исключением объектов атомной промышленности и атомной энергетики. Обе компании, судя по представленными на конкурс документам, имели необходимые технические средства, квалифицированных специалистов и значительный опыт работы в требуемых областях. Оба моста для поселков Ханарык и Каратобе планировалось построить за год и завершить проект в 2019 году. Заказчиком и администратором работ выступал отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Толебийского района под руководством начальника Нурлана ОСПАНОВА.

Объекты сдали

И, судя по официальным отчетам, строительство было успешно и своевременно завершено. Оба объекта благополучно прошли технический надзор, после чего заказчик подписал акт выполненных работ, и мосты были как бы приняты в эксплуатацию. Вся выделенная на проект суммы была полностью выплачена исполнителям.

Как впоследствии объяснял руководитель отдела ЖКХ Нурлан Оспанов, принимая объекты, он целиком доверился отчетам подрядчиков и технадзорной организации. И в связи с огромной занятостью на работе у Нурлана Оспанова просто не оказалось времени лично посмотреть новоявленные мосты. Примечательно, что чиновники обычно любят устраивать пышные презентации на нововведенных объектах, имеющих острую социальную значимость, как, например, мосты для предгорных поселков.  А тут тихо и скромно приняли стомиллионные объекты безо всяких парадов.

Объект приняли…

Между тем, как выяснилось, готовы  мосты эти были только на бумаге. В реальности на реке Малый Балдабрек у поселков Ханарык и Каратобе появились капитальные бетонные основания, и даже были заложены начальные мостовые пролеты. Но на том дело и закончилось.

И никто из официальных органов, в том числе акиматы и прокуратура всех уровней, ничего необычного в данной ситуации не усмотрели. И только жители Ханарыка и Каратобе никак не успокаивались. Мало того, они стали писать возмущенные письма в различные инстанции. По их заявлениям несколько раз ситуация вокруг мостов разбиралась различными районными и финансовыми комиссиями, однако никаких нарушений здесь выявлено не было! Сельчанам пришлось организовывать целую инициативную общественную группу и устраивать несколько протестных акций, прежде чем по факту недостроя было возбуждено реальное уголовное дело. И вот спустя почти пять лет дело было расследовано и даже дошло до суда.

Пять лет спустя

Читайте также
Благоустройство дворов в Кентау закончилось уголовным делом и приговором суда, от которых никто не пострадал

В ходе предварительного следствия, по оценке экспертов, государству был нанесен ущерб в 35 миллионов тенге – именно такую сумму присвоили строители, не до конца выполнившие необходимые работы. Обвинения в присвоении и растрате в особо крупном размере были предъявлены руководителям подрядных строительных и технадзорных организаций – Серику Абдиханову и Еркину Кенжебаеву, а также госадминистратору – начальнику отдела ЖКХ Нурлану Оспанову.

В ходе следствия и суда никто из подсудимых подрядчиков своей вины полностью не признал.

Директор строительной фирмы Серик Абдханов заявил, что не присвоил ни тиынки, но все полученные бюджетные деньги были израсходованы на строительство. Однако к концу 2018 года, уже после того как его фирма получила этот гозаказ, произошел резкий скачок цен на строительные материалы. В результате проект невозможно стало выполнить в ранее предусмотренных объемах. О чем он неоднократно и официально информировал все уполномоченные госорганы. Поэтому подрядчики честно построили все, что смогли – и в связи с окончанием средств прекратили работу.

Еркин Кенжибаев, представлявший технадзор также заявил, что денег не присваивал, но честно проверил все, что было построено, и нарушений не нашел.

Обвиняемый госадминистратор в лице Нурлана Оспанова заявил, что стал жертвой обмана со стороны недобросовестных подрядчиков, в чем и покаялся.

Читайте также
К рекордному для Туркестанской области штрафу осуждён главный специалист земельного отдела

Суд отнесся критически к показаниям предпринимателей и счел из вину в растрате и присвоении доказанной. Серик Абдиханов получил 8 лет, Еркин Кенжебаев – 7 лет лишения свободы.

В отношении же чиновника Нурлана Оспанова суд переквалифицировал обвинения со статьи 189 УК РК (присвоение или растрата) на статью 371 часть 2 УК РК (халатность, повлекшая по неосторожности тяжкие последствия). Однако в связи с истечением срока давности Н. Оспанов был освобожден от уголовной ответственности.

Суд также обязал осужденных возместить ущерб, причиненный государству, на что им отведено два месяца. Приговор пока не вступил в законную силу.

Вы ждите и надейтесь

А жители поселков Ханарык и Каратобе теперь ждут, когда государство сделает новый заказ и выделит деньги на завершение строительства их мостов. И очень надеются, что на этот раз исполнители будут добросовестными.

Фото: пресс-служба суда Туркестанской области.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером