Решение вопроса неплатежей за коммунальные услуги
Продолжение. Начало читайте здесь, здесь и здесь.
В результате распада СССР и тяжелого перехода в рыночные условия город Шахтинск Карагандинской области Казахстана из богатого шахтерского города превратился в глубоко депрессивный и дотационный. Деградация городского хозяйства, ЖКХ и прочей инфраструктуры приняла угрожающий характер. С 1991 по 1998 годы из города выехало более 35 тысяч жителей из чуть более 100 тысяч населения.
Закрывались шахты, заводы, строительные и транспортные организации. В квартирах не было отопления, воды, электричества. Встал вопрос о выживании города.
Надежда на лучшее появилась в 1998 году, когда власти начали работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Шахтинска. И в результате проведенных реформ город был признан одним из лучших в республике.
В 2023 году Казахстану вновь угрожает коммунальная катастрофа. Но у нас уже есть опыт, как можно одолеть кризис.
Ratel.kz публикует документы, раскрывающие технологию спасения Шахтинска.
Решение вопроса неплатежей за коммунальные услуги
Водоснабжение: Лето 1998 года выдалось очень жарким, при этом воду жителям давали по графику 2-3 часа в день. Угольный департамент "Испат-Кармет" (далее У.Д.) ограничил поставку воды из-за неплатежей. Приборов учета ни у жителей, ни в бюджетных организациях не было, поэтому городское предприятие водоснабжения выписывало счета на оплату по нормативам потребления, люди соответственно не платили, так как не получали воду. Образован замкнутый круг. Обращения в У. Д. были безуспешными, так как образовалась фантастическая задолжность за последние годы, а денег на покрытие долгов в бюджете не было. Тогда новый аким ЧИРКОВ В.Н. (назначен в начале сентября 1998 года) предложил директору У.Д. Г. ПРЕЗЕНТУ заключить договор цессии с городским коммунальным предприятием водоснабжения (далее КГП), по которому КГП передает право требования образовавшейся задолжности горожан, работающих в У.Д., администрации У.Д. Так вопрос текущей оплаты был решен, воду в город включили и больше не отключали. Оставшаяся часть горожан (не сотрудников У.Д.) оплачивали в КГП для проведения текущей деятельности. Создав условия для получения качественной услуги по водоснабжению, приступили к работе по доведению оплаты за полученную услугу до 100%.
Электроснабжение: Постоянные веерные отключения города за неуплату были решены следующим образом. В целях исключения банального воровства и адресного отключения неплательщиков на каждый многоквартирный жилой дом были установлены приборы учета. Были выявлены дома с наибольшими коммерческими потерями электроэнергии. По решению жителей этих домов приборы учета были вынесены в отдельное техпомещение. Проблема решена, город больше не отключали за неуплату, страдали только адресно злостные неплательщики.
Отопление: Жители отказывались оплачивать холодные батареи и за холод в квартирах. Т.е услуга была некачественная, не получая оплату, ТЭЦ не могла закупать уголь и проводить другие затраты. Опять замкнутый круг. Кроме технических вопросов по ремонту магистральных и внутриквартальных сетей, энергоисточника и внутри домовых сетей, еще решались чисто юридические вопросы (акты раздела границ, заключения договоров с уполномоченным представителем (домкомом) каждого многоквартирного дома и т.д.)