Были ли доли в подрядах на строительство дорог взятками за получение госзаказов
В 2023 году Ratel.kz делал ряд публикаций по АО "К-Дорстрой", в которых рассказывал о судебных процессах по возврату гарантий и страховых выплат.
В начале апреля 2023 года Ratel.kz рассказал о том, как АО "Страховая компания "Халык" и ТОО "К-Дорстрой" попались на фальсификации договоров добровольного страхования гражданско-правовой ответственности поставщика. Причём произошло это в рамках судебного разбирательства по иску РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" министерства обороны Республики Казахстан.
Напомним, между Главным управлением военной инфраструктуры и ТОО "К-Дорстрой" 10 апреля 2020 года был заключен договор по капитальному ремонту элементов лётного поля аэродрома "Жетыген" на общую сумму в 12,2 млрд тенге. По договору подряда, ТОО "К-Дорстрой" внесло обеспечение исполнения в виде договора добровольного страхования, заключенного с АО "Страховая компания "Халык" из расчета 3% от стоимости договора, то есть на сумму 103,6 млн тенге. Также ТОО "К-Дорстрой" внесло обеспечение аванса в виде договора добровольного страхования гражданско-правовой ответственности поставщика от 9 июня 2022 года, заключенного со страховой компанией "Халык" из расчета 30% от суммы аванса, который составил 1,036 млрд тенге. Выгодополучателем по страховым договорам было определено Главное управление военной инфраструктуры.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 10 февраля 2023 года иск был удовлетворен частично: ТОО "К-Дорстрой" было признано недобросовестным участником государственных закупок, с него был взыскан аванс 1,036 млрд тенге, неустойка 31 млн тенге и госпошлина 32 млн тенге. Так как наступил страховой случай, и АО "Страховая компания "Халык" должно выплатить Главному управлению военной инфраструктуры 103,6 млн тенге. Но главное – во время судебного разбирательства было доказано, что экземпляры договоров страхования, которые имелись в ТОО "К-Дорстрой" и АО "Страховая компания "Халык", были сфальсифицированы. Сделано это было как раз для того, чтобы не выплачивать 103,6 млн тенге в случае наступления страхового случая.
А в июне 2023 года Ratel.kz рассказал об итогах судебных разбирательств между АО "Национальная компания "КазАвтоЖол", АО "К-Дорстрой" и филиалом китайской CITIC Constructiоn Co. Ltd в Казахстане.
Напомним, 29 июня 2016 года между филиалом CITIC Constructiоn Co. Ltd в Казахстане, АО "К-Дорстрой" и ТОО "Todini Central Asia" заключено консорциальное соглашение для реализации проекта реконструкции участка автомобильной дороги "Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск" км 287-1073, лидером определено - CITIC Construction Co.
27 июля 2016 года между АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" и консорциумом подписан договор о закупках работ по реконструкции участка автомобильной дороги. Во исполнение условий договора АО "К-Дорстрой" представлены банковские гарантии возврата авансового платежа на сумму 68,8 млн долларов США и на сумму – 3,6 млрд тенге со сроком действия до 29 мая 2022 года. Гарантом по банковской гарантии выступило ОАО "Муганбанк", город Баку, Республика Азербайджан.
28 марта 2022 года АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" в адрес лидера Консорциума - CITIC Construction Co. - было направлено уведомление о том, что работы по реконструкции автомобильной дороги выполнены лишь на 50%, при этом срок завершения проекта прописан в контракте до мая 2022 года. На участках АО "К-Дорстрой" было выполнено всего 39% объема работ. В связи с чем "КазАвтоЖол" потребовал исполнить банковские гарантии, а CITIC Construction Co. в свою очередь в адрес ОАО "Муганбанк" направило требование в рамках банковской гарантии погасить сумму авансового платежа в размере 3,6 млрд тенге. АО "К-Дорстрой" обратилось за помощью к своим акционерам - ТОО "Целинтрансстрой", но все суды были проиграны.
Когда мы анализировали эти судебные акты, то ещё не до конца понимали, насколько интересная тема попалась нам в руки. Ведь мы смотрели на проблему исключительно сквозь призму наших судебных тяжб с экс-акционером АО "К-Дорстрой" Зейнуллой КАКИМЖАНОВЫМ.
В конце 2023 году в редакцию обратился один из акционеров страховой компании, которая также оказалась втянута в судебные дела с другой компанией Какимжанова – ТОО "Автодорсервис". А в конце января 2024 года в распоряжении Ratel.kz оказался пакет документов, в которых фигурировала всё та же китайская компания CITIC Construction Co. и не менее известная компания – ТОО "СП Казгерстрой". И речь в документах идёт также о выплате значительных сумм по банковским гарантиям в рамках неисполненных обязательств по ремонту дорог.
Про ТОО "СП Казгерстрой" проводил расследование ещё наш коллега Геннадий БЕНДИЦКИЙ, а затем фирма фигурировала в одном из эпизодов уголовного дела экс-премьера Серика АХМЕТОВА. Тогда она ещё принадлежала немецкому инвестору Роберту ШУМАХЕРУ, однако чуть позже оказалась активах членов семьи НАЗАРБАЕВА – учредителем стал Кайрат САТЫБАЛДЫ.
Думаем, никому не надо объяснять, почему часть участков дорог доставались таким компаниям как ТОО "СП Казгерстрой" и АО "К-Дорстрой". Ведь китайская компания CITIC Construction Co. вполне могла справиться с любыми объемами работ исключительно своими силами. Даже больше - гарантированно выполнило бы их в сроки и необходимого качества. Но отказаться просто так от ТОО "СП Казгерстрой" и АО "К-Дорстрой" китайцы, получающие миллиардные госзаказы, не могли. Кстати, все требования по возврату банковских гарантий и страховых выплат стали возникать исключительно после событий кантара 2022 года. То есть, когда власть членов семьи Назарбаева сильно ослабла, а многие и вовсе оказались под уголовным преследованием.
Но вернёмся к документам, которые оказались в распоряжении Ratel.kz.
30 января 2018 года между CITIC Construction Co., ТОО "СП КазГерСтрой" и ТОО "TODINI CENTRAL ASIA" было заключено консорциальное соглашение на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения "Центр-Юг "Астана-Караганда-Балхаш-Капшагай-Алматы" 1492,4-1855 км с целью исполнения договора, заключенного генеральным подрядчиком с заказчиком - АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол". Впоследствии ТОО "TODINI CENTRAL ASIA" было выведено из состава консорциума.
Лидером - CITIC Construction Co. - от имени консорциума была предоставлена гарантия заказчику. ТОО "СП КазГерСтрой" предоставило лидеру банковскую гарантию от 14 февраля 2019 года, выпущенную АО "Банк ЦентрКредит" на сумму 4,234 млрд тенге.
26 мая 2022 года дополнительным соглашением, принимая во внимание ненадлежащее исполнение ТОО "СП КазГерСтрой" принятых на себя обязательств, АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" обязал CITIC Construction Co. принять на себя обязательства по выполнению работ на участке, закрепленном за ТОО "СП КазГерСтрой".
Кроме того, в результате нарушений АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" наложило штраф в размере 21,6 млн тенге за срыв сроков.
CITIC Construction Co. 25 апреля 2022 года обратилось в банк по выполнению банковской гарантии. АО "Банк ЦентрКредит" требование на сумму штрафа удовлетворил и 5 мая 2022 года отправил на счет китайской компании 21,6 млн тенге.
19 мая 2022 года CITIC Construction Co. обратилось с уведомлением в банк из-за критической ситуации в исполнении работы и неэффективности работ со стороны ТОО "СП КазГерСтрой" с требованием о взыскании оставшейся суммы по банковской гарантии в размере 4,2 млрд тенге.
АО "Банк ЦентрКредит" ответил отказом, потребовав предоставить дополнительные документы, свидетельствующие о фактах невыполнения обязательств ТОО "СП КазГерСтрой".
Уже в ходе рассмотрения гражданского дела "ҚазАвтоЖол" подтвердил суду факт невыполнения обязательств ТОО "СП КазГерСтрой": срыв сроков производства работ, отсутствие на объекте техники и персонала, передачи более 2/3 объема работ на субподряд подрядчикам, не согласованным с заказчиком. При этом нацкомпания в суде фактически выступила на стороне китайской компании CITIC Construction Co., попросив удовлетворить их исковые требования в полном объеме.
В ходе судебного заседания "Банк ЦентрКредит" пояснил, что, помимо писем "ҚазАвтоЖол", необходимо предоставить подтверждение о нарушении обязательств от лиц, осуществляющих технический надзор. Однако Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны почему-то не счёл эти требования разумными: "Согласно тексту банковской гарантии банк обязался безоговорочно выплатить любую сумму в пределах 4 234 940 700,00 тенге по получении соответствующего требования, подкрепленного следующими документами: письменное требование, что заявитель ТОО "СП КазГерСтрой" не выполнил свои обязательства по базовому контракту, письменное уведомление, с указанием суммы, которая будет предъявлена в счёт данной гарантии. При таких обстоятельствах основание отказа банка со ссылкой на отсутствие дополнительных документов и указание на то, что требование является ненадлежащим, необосновано". И решением от 3 августа 2023 года обязал "Банк ЦентрКредит" исполнить обязательства по банковской гарантии.
Не поддержала доводы банка и апелляционная коллегия городского суда Астаны, постановив 18 октября 2023 года: "Доводы ответчика о том, что при условии возврата суммы займа финансирующему банку со стороны АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" и в случае удовлетворения требований со стороны Экспортно-Импортного банка Китая у последнего возникает право требования к CITIC Construction Co. на сумму исполненной гарантии и на сегодняшний день такие факты отсутствуют, не освобождает гаранта от взятых по договору гарантии обязательств".
Любопытная деталь: до рассмотрения иска от CITIC Construction Co., 3 марта 2023 года Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны рассмотрел и вынес решение по аналогичному иску к "Банк ЦентрКредит" от другой китайской компании - China Xinxing Corporation, которая также имела контракт с "ҚазАвтоЖол" на ремонт дорог и в консорциум с которой входило ТОО "СП КазГерСтрой". 16 марта 2022 года "ҚазАвтоЖол" направило в China Xinxing Corporation уведомление о расторжении договора и потребовало вернуть аванс в сумме 71,8 млрд тенге. При этом в суде упоминается важный момент: с марта 2021 года Департаментом полиции г. Астаны расследуется уголовное дело в отношении бывшего руководителя ТОО "СП КазГерСтрой" Кайдара БАТЫРБЕКОВА по факту хищения более 20 млрд тенге при реконструкции участка дороги "Калбатау-Майкапшагай". Кроме того, в рамках расследования уголовных дел в отношении Кайрата САТЫБАЛДЫ антикоррупционной службой наложены аресты на имущество и активы ТОО "СП КазГерСтрой", в том числе на банковские счета.
Упоминаются и ещё интересные детали, требующие отдельного анализа. О них Ratel.kz расскажет в следующем материале. В том числе о просто гигантской суммы представительских расходов, которые указали юристы, защищающие интересы China Xinxing Corporation.
Фото: Freepik.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!