ТОО "Целинтрансстрой", купившее компанию у Зейнуллы Какимжанова, не смогло вернуть деньги по банковской гарантии
Ratel.kz продолжает пристально следить за судебными разбирательствами, в которые втянуты компании, взращенные экс-министром финансов, а ныне поклонником Бахуса и производителем разносортных спиртных напитков Зейнуллой КАКИМЖАНОВЫМ.
22 мая 2023 года судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан Нурлан СУЛТАНОВ вынес постановление по ходатайству ТОО "Целинтрансстрой", в результате чего компания окончательно попала на крупную сумму.
Напомним, с 2021 года ТОО "Целинтрансстрой" является крупным акционером АО "К-Дорстрой", ранее принадлежавшего близким родственникам Зейнуллы Какимжанова. Сделка была оформлена следующим образом. Сначала АО "К-Дорстрой" в 2021 году выкупило у "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" 232 138 акций или 18,1% на сумму 1,849 млрд тенге или 3,848 млн евро. Затем ТОО "KZ-АУДИТ", которое в 2007 году открывал на своё имя Какимжанов, продало ТОО "Целинтрансстрой" простые и привилегированные акции по номинальной стоимости – за 50,163 млн тенге. После чего у ТОО "Целинтрансстрой" оказалось 95,5% голосующих акций.
Начнём по порядку.
29 июня 2016 года между филиалом CITIC ConstructiоnCo. Ltd в Казахстане, АО"К-Дорстрой" и ТОО "Todini Central Asia" заключено Консорциальное соглашение для реализации проекта реконструкции участка автомобильной дороги "Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск" км 287-1073, лидером определено - CITIC Construction Co.
27 июля 2016 года между АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" и Строительным консорциумом подписан договор о закупках работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения "Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск" км 287-1073, на основании которого генподрядчик обязался выполнить на условиях "под ключ" работы по проектированию и реконструкции участка автомобильной дороги.
Во исполнение условий договора и требования Консорциального соглашения АО"К-Дорстрой" представлены банковские гарантии возврата авансового платежа №4005 на сумму – 68 834 377,52 долларов США со сроком действия до 29 мая 2022 года и №4006 на сумму – 3 673 867 620,22 тенге со сроком действия до 29 мая 2022 года. Гарантом по банковской гарантии выступило ОАО "Муганбанк", город Баку, Республика Азербайджан.
28 марта 2022 года АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" в адрес лидера Консорциума - CITIC Construction Co. - было направлено уведомление о том, что работы по реконструкции автомобильной дороги выполнены лишь на 50%, при этом срок завершения проекта прописан в контракте до мая 2022 года. То есть имело место значительное отставание от графиков производства работ и невозможность завершения работ в срок. Кстати, если на общем объёме работ выполнение составило 50%, то на участках АО "К-Дорстрой" было выполнено всего 39% объема работ. Более того, имеласьзадолженность перед субподрядными организациями, не исполнялись предписания инженера по устранению дефектов. В связи с чем АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" потребовало банковские гарантии.
9 мая 2022 года CITIC Construction Co. в адрес ОАО "Муганбанк" направлено требование в рамках банковской гарантии погасить сумму авансового платежа в размере 3 646 560 921,50 тенге.
АО "К-Дорстрой" обратилось за помощью к своим акционерам - ТОО "Целинтрансстрой", которое решило добиваться возврата крупной суммы через суд. И это им почти удалось.
Решением специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана от 18 августа 2022 года иск удовлетворен частично: признаны незаконными действия CITIC Construction Co. по истребованию с ОАО "Муганбанк" денежных средств по банковской гарантии возврата аванса №4006 на сумму 3 673 867 620,22 тенге, а также признаны незаконными действия CITIC Construction Co по расторжению Консорциального соглашения от 29 июня 2016 года с АО "К-Дорстрой". В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Однако дальше везение покинуло крупных акционеров АО "К-Дорстрой". Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 22 ноября 2022 года решение суда изменено: в части признания незаконными действий CITIC Construction Co. по истребованию денежных средств по банковской гарантии возврата аванса №4006 на сумму 3 673 867 620,22 тенге с ОАО "Муганбанк", по расторжению Консорциального соглашения от 29 июня 2016 года с АО "К-Дорстрой" - решение суда отменено, с принятием в этой части нового решения об отказе в иске. Решение суда в части отказа в признании незаконными действия АО "НК "ҚазАвтоЖол" по уведомлению CITIC Construction Co. LTD о расторжении договоров с членами консорциума и казахстанскими партнерами - оставлено без изменения.
После такого фиаско ТОО "Целинтрансстрой" обратилось с ходатайством в кассационную коллегию Верховного суда, в котором попросило отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
"Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск, указал, что CITIC Construction Co. не представлено доказательств наличия вины ТОО "Целинтрансстрой", подтверждающих обоснованность требований о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору. Исключение из состава участников Консорциума произошло с нарушением положений Консорциального соглашения.
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
ТОО "Целинтрансстрой" не является участником Консорциального соглашения от 29 июня 2016 года. АО "К-Дорстрой" как акционер имеет право самостоятельного требования к исполнительному органу АО "К-Дорстрой".
Согласно пункту 7.4. Консорциального соглашения, если заказчик предъявляет претензию в адрес лидера, по вине участника/участников, участник/участники несет/несут ответственность в полном объеме, а лидер берет на себя только обязательства по процедуре; при этом, если нанесен экономический ущерб лидеру, в целях возмещения компенсации лидер вправе удержать соответствующую сумму из выплат текущих платежей участника/участников или из внесенной банковской гарантии участника/участников.
Указанное свидетельствует о том, что CITIC Construction Co. как лидер был вправе истребовать банковскую гарантию участника соглашения АО"К-Дорстрой".
Выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и сделаны в результате полного выяснения круга обстоятельств, имеющих значение для дела", - пришёл к выводу судья Верховного суда Нурлан Султанов, изучив материалы дела и доводы ходатайства.
На основании выводов суд постановил: "Отказать в передаче ходатайства ТОО "Целинтрансстрой" о пересмотре постановления судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 22 ноября 2022 года для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан".
Одним словом, 3,673 млрд тенге АО "К-Дорстрой" уже навсегда потеряны для главного акционера - ТОО "Целинтрансстрой". Эти деньги поступили в бюджет, так как компания не исполнила своих обязательств по госзаказу.
Любопытная деталь: решение всех вопросов по реконструкции участка автомобильной дороги "Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск" принималось на самом высоком уровне. Вот, что указано в одном из судебных актов: "Для разрешения возникшей ситуации лидер Консорциума CITIC Construction Со., Ltd письмом от 10 августа 2021 года обратился к премьер-министру Республики Казахстан Аскару МАМИНУ, где указал, что ввиду объективных причин, таких как эпидемия коронавируса и повышение стоимости инертных ресурсов, работы по проекту выполняются с отставанием от графика производства работ, и при нерешении вопроса корректировки стоимости проекта реализация проекта принесет подрядчикам огромные убытки, что также может привести к тому, что проект может оказаться незавершенным. В результате данных обращений был запущен механизм корректировки стоимости проекта в порядке, определенном Правилами утверждения проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенными для строительства объектов за счёт бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, утвержденными приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года №304".
В 2022 году к проблеме подключился премьер-министр Республики Казахстан Алихан СМАИЛОВ, который протоколом от 8 июля 2022 года поручил АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" "рассмотреть и выполнить необходимые действия по корректировке проектно-сметной документации при условии устранения замечаний, установленных Комитетом внутреннего государственного аудита, и предоставления полного пакета документов в соответствии с вышеуказанными Правилами". То есть CITIC Constructiоn Co. получил необходимое продление сроков завершения работ, а также корректировку проектно-сметной документации.
Кроме того, имеется письмо АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" от 4 августа 2022 года, адресованное CITIC Constructiоn Co., касательно корректировки ПСД, в котором указывается, что "в соответствии с подписанными дополнительными соглашениями к договорам подряда, сроки выполнения работ продлены до декабря 2023 года, в связи чем необходимо обеспечить необходимые темпы выполнения работ для своевременного завершения работ". Кроме того, "стороны пришли к обоюдному мнению о необходимости корректировки проектно-сметной документации по причине увеличения стоимости строительных ресурсов..."
И даже при таких шоколадных условиях АО "К-Дорстрой" умудрилось обделаться по полной.
Кстати, суды указали не только на то, что ТОО "Целинтрансстрой" является ненадлежащим истцом по делу, но и напомнили АО "К-Дорстрой", как следует решать спорные вопросы: "Все споры между АО "К-Дорстрой" и АО "НК "КазАвтоЖол" подлежат разрешению в арбитражном порядке. Договором подряда (п. 22.16) предусмотрено арбитражное рассмотрение споров в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма. Также, согласно консорциальному соглашению между АО "К-Дорстрой" и CITIC Сonstruction Co., Ltd споры между участниками консорциума подлежат рассмотрению в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма (п. 9.2)". Впрочем, вряд ли новым акционерам АО "К-Дорстрой" удастся продавить необходимое решение в Европе. Связи Какимжанова там не помогут. Они-то и в Казахстане уже не работают так, как пару лет назад.
К сожалению, Ratel.kz не знает, каковы были условия сделки по продаже 95,5% голосующих акций АО "К-Дорстрой" по номинальной стоимости – за 50,163 млн тенге, но мы точно можем сказать – потеря 3,673 млрд тенге или почти 8 млн долларов вряд ли принесет удовольствие ТОО "Целинтрансстрой" и его учредителям.
Одно мы точно можем сказать - Консорциальное соглашение для реализации проекта реконструкции участка автомобильной дороги "Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск" 287-1073 км было заключено, когда Зейнулла Какимжанов ещё был у руля АО "К-Дорстрой" через своих родственников в ТОО "АС". И в это же самое время адвокаты виночерпия гнобили в суде редакцию Ratel.kz.
Если бы в ТОО "Целинтрансстрой" доверяли публикациям Ratel.kz больше, чем обещаниям Какимжанова, то не понесли бы столь значительных репутационных и финансовых потерь. И что-то нам подсказывает, что 3,673 млрд тенге в рамках банковской гарантии – это малая толика того, что потеряют новые акционеры АО "К-Дорстрой" - Тахип ИСКАНДАРОВ, Сабит КАНАТОВ и Серик РАМАЗАНОВ - владея токсичными активами Какимжанова.
Ratel.kz продолжает с неподдельным интересом следить за всеми судебными процессами в отношении компаний, которыми владел или продолжает владеть Зейнулла Какимжанов и его близкие родственники.
Фото: Яндекс.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!