
Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, проблемы для рынка и ещё один вклад в инфляцию
Участники внешнеэкономической деятельности, как на официальном языке принято называть ту часть бизнеса, которая занимается перемещением товаров через границы Казахстана в рамках импортно-экспортных операций и их оформлением, в последние месяцы сильно ругаются. Причина в том, что их профессиональную жизнь хотели улучшить и для этого прошлой осенью Комитет государственных доходов (КГД) в тестовом режиме ввел новацию - Национальную интегрированную платформу (НИП) "Кеден".
В нее бизнесмены – импортеры, экспортеры и таможенные брокеры – должны подавать ряд данных, в том числе предварительную информацию о перемещаемом грузе, транзитную декларацию, регистрацию сертификата обеспечения уплаты ТПиН - таможенных платежей и налогов. Готовилось введение новой системы с весны прошлого года. Перед введением были созданы специальные чаты с КГД, в которых эта тема обсуждалась, но, несмотря на это, уже в первые дни работы НИП "Кеден" появились проблемы. Из-за возросших сроков таможенного оформления грузов начались задержки железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей на границе. Таким образом, вместо улучшения администрирования внешнеторговой деятельности, получилось наоборот.
Председатель правления "Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров" Геннадий ШЕСТАКОВ, комментируя Ratel.kz эту историю, начал с замечания:
- Это уже становится традицией. Когда-то, в 2011 году, в Казахстане была введена аналогичная по задачам информационная система "Астана-1". Она была создана на основе рамочной системы ООН для тех стран, которые не имели опыта электронного декларирования. И у нас это был шаг назад, потому что мы в Казахстане, по крайней мере с 2008 года, работали со своими программами, которые на тот момент были эффективнее. А в эту новую программу решили засунуть весь сложный аппарат евразийской интеграции в таможенной сфере. Это можно сравнить с тем, что в костюм 44-го размера попытаться одеть человека размера где-то 70-го. Из-за ее априорной примитивности для наших условий и того, что приноравливали ее к ним "на коленке", "Астана-1" сразу начала давать сбои: сутками не работала, что отражалось на всех - и на экспортерах, и на импортерах, и на транзите. В итоге кем-то почему-то – а мы опять не знаем точно, кто эти герои страны - было принято решение вводить национальную платформу. Так появилась "Кеден".
И история повторилась: уже 16 ноября, через несколько дней после ее введения, на таможенных переходах Казахстана с Китаем, Узбекистаном, Туркменией грузоперевозки затормозились. Очень сильно выросли затраты времени на их оформление. Грузоперевозчики говорят, что, если раньше на оформление одной транзитной декларации уходило 8-10 минут, то после введения "Кеден" стало не менее двух часов. И каким-то образом нужно успеть с тем же самым персоналом обработать весь железнодорожный маршрут. А технологического времени в международных пунктах пропуска дается максимум 3-4 часа, обычно меньше. И если в вагоне или грузовике перевозятся грузы для нескольких получателей, а так зачастую и бывает, то уложиться в это время стало вообще невозможно так как нужно оформить "транзитку" на каждого получателя в вагоне. Реально, говорит Геннадий ШЕСТАКОВ, за это время в условиях работы новой системы оформить два вагона, остальные придется отцеплять, и они будут стоять и ждать. Так оно и получалось.
Работу "Кеден" отменили. Но – отменили временно, для доработки. В апреле ожидается новое подключение системы. В профессиональных чатах - жалобы и требования улучшить работы хотя бы в части загрузок в "Кеден" данных в форматах EXEL и XML. Предприниматели в миноре.
- Претензий к программе много, она на момент введения просто была "сырая", не доработана. Мы предлагали Минфину сначала запустить ее в тестовом режиме на серверах ДГД отдельной области, но нас не послушали. Наша Ассоциация сразу обратилась в Комитет госдоходов, выделив четыре группы проблем. Не стану вдаваться в детали, назову несколько из них. Интерфейс программы непонятен, не соответствует тем рекомендациям, стандартам, которые приняты в международных организациях, как Киотская Конвенция ООН об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Всемирная торговая организация. А Казахстан является участником этих соглашений и должен выполнять эти стандарты. Сразу заполнить декларацию в "Кеден" за привычные 5-10 минут невозможно, так как на одно наименование товара вы получаете 500-560 всплывающих окон, то есть пунктов информации, которая должна быть внесена и заявлена в декларации. Дальше - для корректной работы программы нужен стабильный и быстрый интернет, а этого сегодня не везде на пунктах пропуска на границе есть. И ведь многие проблемы проговаривались в чатах до введения программы! Но ее разработчики не приняли во внимание те замечания. В результате – большие и не контролируемые простои транспорта. Так еще и не провели соответствующую работу по подготовке запуска системы с сотрудниками территориальных органов государственных доходов, работающих в международных пунктах пропуска, с Нацкомпанией "Қазақстан темір жолы". И они так же, как и бизнесмены, обучались в "аварийном формате", - говорит Геннадий Шестаков.
КАТБ и другие участники рынка ведут интенсивную переписку с Комитетом государственных доходов по поводу будущего системы "Кеден". Бизнесмены предлагают разрабатывать эту программу вместе с Минфином, ведь кто, если не участники внешнеэкономической деятельности, лучше понимает, как и что нужно улучшать в процессе ее оформления? Тем более что в Казахстане есть аж четыре лицензированные компании-разработчики, которые находятся в реестре КГД, имеют опыт разработок подобных продуктов.
- Что мы увидим "на выходе", непонятно, по нашим данным, до сих пор нет технического задания на программу "Кеден". А если так, то каким образом этот программный продукт станет тем, для чего он задуман: способом, позволяющим сокращать трудо- и времязатраты? Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, а это – проблемы для рынка, еще один вклад в инфляцию, - говорит Геннадий Шестаков.
Фото: keden.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!