Как "Кеден" тормознула таможню

7839 просмотров
0
Ратель
Среда, 26 Мар 2025, 13:00

Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, проблемы для рынка и ещё один вклад в инфляцию

Участники внешнеэкономической деятельности, как на официальном языке принято называть ту часть бизнеса, которая занимается перемещением товаров через границы Казахстана в рамках импортно-экспортных операций и их оформлением, в последние месяцы сильно ругаются. Причина в том, что их профессиональную жизнь хотели улучшить и для этого прошлой осенью Комитет государственных доходов (КГД) в тестовом режиме ввел новацию - Национальную интегрированную платформу (НИП) "Кеден".

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

В нее бизнесмены – импортеры, экспортеры и таможенные брокеры – должны подавать ряд данных, в том числе предварительную информацию о перемещаемом грузе, транзитную декларацию, регистрацию сертификата обеспечения уплаты ТПиН - таможенных платежей и налогов. Готовилось введение новой системы с весны прошлого года. Перед введением были созданы специальные чаты с КГД, в которых эта тема обсуждалась, но, несмотря на это, уже в первые дни работы НИП "Кеден" появились проблемы. Из-за возросших сроков таможенного оформления грузов начались задержки железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей на границе. Таким образом, вместо улучшения администрирования внешнеторговой деятельности, получилось наоборот.

Председатель правления "Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров" Геннадий ШЕСТАКОВ, комментируя Ratel.kz эту историю, начал с замечания:

- Это уже становится традицией. Когда-то, в 2011 году, в Казахстане была введена аналогичная по задачам информационная система "Астана-1". Она была создана на основе рамочной системы ООН для тех стран, которые не имели опыта электронного декларирования. И у нас это был шаг назад, потому что мы в Казахстане, по крайней мере с 2008 года, работали со своими программами, которые на тот момент были эффективнее. А в эту новую программу решили засунуть весь сложный аппарат евразийской интеграции в таможенной сфере. Это можно сравнить с тем, что в костюм 44-го размера попытаться одеть человека размера где-то 70-го. Из-за ее априорной примитивности для наших условий и того, что приноравливали ее к ним "на коленке", "Астана-1" сразу начала давать сбои: сутками не работала, что отражалось на всех - и на экспортерах, и на импортерах, и на транзите. В итоге кем-то почему-то – а мы опять не знаем точно, кто эти герои страны - было принято решение вводить национальную платформу. Так появилась "Кеден".

Читайте также
Эксперт: Собирать налоги проще, если вы успешно регулируете макроэкономические параметры

И история повторилась: уже 16 ноября, через несколько дней после ее введения, на таможенных переходах Казахстана с Китаем, Узбекистаном, Туркменией грузоперевозки затормозились. Очень сильно выросли затраты времени на их оформление. Грузоперевозчики говорят, что, если раньше на оформление одной транзитной декларации уходило 8-10 минут, то после введения "Кеден" стало не менее двух часов. И каким-то образом нужно успеть с тем же самым персоналом обработать весь железнодорожный маршрут. А технологического времени в международных пунктах пропуска дается максимум 3-4 часа, обычно меньше. И если в вагоне или грузовике перевозятся грузы для нескольких получателей, а так зачастую и бывает, то уложиться в это время стало вообще невозможно так как нужно оформить "транзитку" на каждого получателя в вагоне. Реально, говорит Геннадий ШЕСТАКОВ, за это время в условиях работы новой системы оформить два вагона, остальные придется отцеплять, и они будут стоять и ждать. Так оно и получалось.

Работу "Кеден" отменили. Но – отменили временно, для доработки. В апреле ожидается новое подключение системы. В профессиональных чатах - жалобы и требования улучшить работы хотя бы в части загрузок в "Кеден" данных в форматах EXEL и XML. Предприниматели в миноре.

- Претензий к программе много, она на момент введения просто была "сырая", не доработана. Мы предлагали Минфину сначала запустить ее в тестовом режиме на серверах ДГД отдельной области, но нас не послушали. Наша Ассоциация сразу обратилась в Комитет госдоходов, выделив четыре группы проблем. Не стану вдаваться в детали, назову несколько из них. Интерфейс программы непонятен, не соответствует тем рекомендациям, стандартам, которые приняты в международных организациях, как Киотская Конвенция ООН об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Всемирная торговая организация. А Казахстан является участником этих соглашений и должен выполнять эти стандарты. Сразу заполнить декларацию в "Кеден" за привычные 5-10 минут невозможно, так как на одно наименование товара вы получаете 500-560 всплывающих окон, то есть пунктов информации, которая должна быть внесена и заявлена в декларации. Дальше - для корректной работы программы нужен стабильный и быстрый интернет, а этого сегодня не везде на пунктах пропуска на границе есть. И ведь многие проблемы проговаривались в чатах до введения программы! Но ее разработчики не приняли во внимание те замечания. В результате – большие и не контролируемые простои транспорта. Так еще и не провели соответствующую работу по подготовке запуска системы с сотрудниками территориальных органов государственных доходов, работающих в международных пунктах пропуска, с Нацкомпанией "Қазақстан темір жолы". И они так же, как и бизнесмены, обучались в "аварийном формате", - говорит Геннадий Шестаков.

Читайте также
Закон о госзакупках – чем "кривее" получится, тем больше работы юристам

КАТБ и другие участники рынка ведут интенсивную переписку с Комитетом государственных доходов по поводу будущего системы "Кеден". Бизнесмены предлагают разрабатывать эту программу вместе с Минфином, ведь кто, если не участники внешнеэкономической деятельности, лучше понимает, как и что нужно улучшать в процессе ее оформления? Тем более что в Казахстане есть аж четыре лицензированные компании-разработчики, которые находятся в реестре КГД, имеют опыт разработок подобных продуктов.

- Что мы увидим "на выходе", непонятно, по нашим данным, до сих пор нет технического задания на программу "Кеден". А если так, то каким образом этот программный продукт станет тем, для чего он задуман: способом, позволяющим сокращать трудо- и времязатраты? Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, а это – проблемы для рынка, еще один вклад в инфляцию, - говорит Геннадий Шестаков.

Фото: keden.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером