Как "Кеден" тормознула таможню

6951 просмотров
0
Ратель
Среда, 26 Мар 2025, 13:00

Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, проблемы для рынка и ещё один вклад в инфляцию

Участники внешнеэкономической деятельности, как на официальном языке принято называть ту часть бизнеса, которая занимается перемещением товаров через границы Казахстана в рамках импортно-экспортных операций и их оформлением, в последние месяцы сильно ругаются. Причина в том, что их профессиональную жизнь хотели улучшить и для этого прошлой осенью Комитет государственных доходов (КГД) в тестовом режиме ввел новацию - Национальную интегрированную платформу (НИП) "Кеден".

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

В нее бизнесмены – импортеры, экспортеры и таможенные брокеры – должны подавать ряд данных, в том числе предварительную информацию о перемещаемом грузе, транзитную декларацию, регистрацию сертификата обеспечения уплаты ТПиН - таможенных платежей и налогов. Готовилось введение новой системы с весны прошлого года. Перед введением были созданы специальные чаты с КГД, в которых эта тема обсуждалась, но, несмотря на это, уже в первые дни работы НИП "Кеден" появились проблемы. Из-за возросших сроков таможенного оформления грузов начались задержки железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей на границе. Таким образом, вместо улучшения администрирования внешнеторговой деятельности, получилось наоборот.

Председатель правления "Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров" Геннадий ШЕСТАКОВ, комментируя Ratel.kz эту историю, начал с замечания:

- Это уже становится традицией. Когда-то, в 2011 году, в Казахстане была введена аналогичная по задачам информационная система "Астана-1". Она была создана на основе рамочной системы ООН для тех стран, которые не имели опыта электронного декларирования. И у нас это был шаг назад, потому что мы в Казахстане, по крайней мере с 2008 года, работали со своими программами, которые на тот момент были эффективнее. А в эту новую программу решили засунуть весь сложный аппарат евразийской интеграции в таможенной сфере. Это можно сравнить с тем, что в костюм 44-го размера попытаться одеть человека размера где-то 70-го. Из-за ее априорной примитивности для наших условий и того, что приноравливали ее к ним "на коленке", "Астана-1" сразу начала давать сбои: сутками не работала, что отражалось на всех - и на экспортерах, и на импортерах, и на транзите. В итоге кем-то почему-то – а мы опять не знаем точно, кто эти герои страны - было принято решение вводить национальную платформу. Так появилась "Кеден".

Читайте также
Эксперт: Собирать налоги проще, если вы успешно регулируете макроэкономические параметры

И история повторилась: уже 16 ноября, через несколько дней после ее введения, на таможенных переходах Казахстана с Китаем, Узбекистаном, Туркменией грузоперевозки затормозились. Очень сильно выросли затраты времени на их оформление. Грузоперевозчики говорят, что, если раньше на оформление одной транзитной декларации уходило 8-10 минут, то после введения "Кеден" стало не менее двух часов. И каким-то образом нужно успеть с тем же самым персоналом обработать весь железнодорожный маршрут. А технологического времени в международных пунктах пропуска дается максимум 3-4 часа, обычно меньше. И если в вагоне или грузовике перевозятся грузы для нескольких получателей, а так зачастую и бывает, то уложиться в это время стало вообще невозможно так как нужно оформить "транзитку" на каждого получателя в вагоне. Реально, говорит Геннадий ШЕСТАКОВ, за это время в условиях работы новой системы оформить два вагона, остальные придется отцеплять, и они будут стоять и ждать. Так оно и получалось.

Работу "Кеден" отменили. Но – отменили временно, для доработки. В апреле ожидается новое подключение системы. В профессиональных чатах - жалобы и требования улучшить работы хотя бы в части загрузок в "Кеден" данных в форматах EXEL и XML. Предприниматели в миноре.

- Претензий к программе много, она на момент введения просто была "сырая", не доработана. Мы предлагали Минфину сначала запустить ее в тестовом режиме на серверах ДГД отдельной области, но нас не послушали. Наша Ассоциация сразу обратилась в Комитет госдоходов, выделив четыре группы проблем. Не стану вдаваться в детали, назову несколько из них. Интерфейс программы непонятен, не соответствует тем рекомендациям, стандартам, которые приняты в международных организациях, как Киотская Конвенция ООН об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Всемирная торговая организация. А Казахстан является участником этих соглашений и должен выполнять эти стандарты. Сразу заполнить декларацию в "Кеден" за привычные 5-10 минут невозможно, так как на одно наименование товара вы получаете 500-560 всплывающих окон, то есть пунктов информации, которая должна быть внесена и заявлена в декларации. Дальше - для корректной работы программы нужен стабильный и быстрый интернет, а этого сегодня не везде на пунктах пропуска на границе есть. И ведь многие проблемы проговаривались в чатах до введения программы! Но ее разработчики не приняли во внимание те замечания. В результате – большие и не контролируемые простои транспорта. Так еще и не провели соответствующую работу по подготовке запуска системы с сотрудниками территориальных органов государственных доходов, работающих в международных пунктах пропуска, с Нацкомпанией "Қазақстан темір жолы". И они так же, как и бизнесмены, обучались в "аварийном формате", - говорит Геннадий Шестаков.

Читайте также
Закон о госзакупках – чем "кривее" получится, тем больше работы юристам

КАТБ и другие участники рынка ведут интенсивную переписку с Комитетом государственных доходов по поводу будущего системы "Кеден". Бизнесмены предлагают разрабатывать эту программу вместе с Минфином, ведь кто, если не участники внешнеэкономической деятельности, лучше понимает, как и что нужно улучшать в процессе ее оформления? Тем более что в Казахстане есть аж четыре лицензированные компании-разработчики, которые находятся в реестре КГД, имеют опыт разработок подобных продуктов.

- Что мы увидим "на выходе", непонятно, по нашим данным, до сих пор нет технического задания на программу "Кеден". А если так, то каким образом этот программный продукт станет тем, для чего он задуман: способом, позволяющим сокращать трудо- и времязатраты? Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, а это – проблемы для рынка, еще один вклад в инфляцию, - говорит Геннадий Шестаков.

Фото: keden.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Павлодарский судья передал прокурорам СКО, чтобы не глупили
У нас, чтобы порадеть родному человечку в погонах, могут попытаться сделать дурачком любого
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Кучу нарушений нашли в школьных столовых Актобе общественники
Но в ответ их обвинили в ущемлении прав бизнеса и потребовали привлечь к ответственности
Миллиардный штраф заплатит китайская компания "Синьсин"
Экологи ВКО вновь нашли нарушения в работе предприятия, взыскивающего немалые суммы с казахстанских фирм
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Жители Петропавловска жалуются на подтопление дачных домов
Речь идет о дачах в микрорайоне Заречный, многие из которых признаны единственным жильём
Родных Шерзата Полата на процессе не было
Кто оплачивает их адвокатов?
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.