Как казахам остаться в истории мирового искусства

3842 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 03 Июн 2016, 10:15

В Берлине проходит персональная выставка Булата Мекебаева

Его называют «неономадом» - новым кочевником, с одной стороны – давая характеристику творчеству, с другой – рассказывая биографию художника. Почти двадцать лет назад Булат МЕКЕБАЕВ (на верхнем снимке) уехал в Германию вместе с женой-немкой. Их пугали: на чужбине он будет делать что угодно, только не рисовать. Оказалось, наоборот: из лихих казахстанских девяностых, от кожаного плаща и пистолета (чтобы прокормить семью, художник, как водится, занялся «бизнесом») он попал… в первую собственную мастерскую - помещение для рисования ему предоставили уже в лагере для переселенцев. С тех пор прошло много лет и много выставок, в том числе – больше 30 персональных, были и многочисленные проекты. 

О том, как отдельно взятому казахстанскому художнику выжить сегодня в европейской арт-среде и как казахам в принципе остаться в истории мирового искусства, журналисту Ratel.kz рассказывает неономад Булат Мекебаев.

С гордым разговаривай гордо, он не сын Бога

Булат Мекебаев. "Золото скифов".

- Мой любимый вопрос казахам, живущим за рубежом: назовите, пожалуйста, три главных мифа о казахах – говорят, со стороны виднее.

- Я не математик, а художник, и мне сложно с цифрами. Что такое миф? Вымысел. Легенда. Лучше, чем Абай в «Словах назидания», я сказать не смогу, а со времен Абая казахи мало изменились. Если же говорить о казахах без мифов… умный меня поймёт, а глупому - Бог судья.

В первую очередь для нас характерно огромное гостеприимство и любовь к праздникам, что редко встретишь в европейских семьях, но их винить в этом нельзя, это их уклад и образ жизни, сложившийся исторически. У нас это тоже результат исторических обстоятельств, это тянется из прошлого до сегодняшнего времени, иногда перехлёстывая через край. Не соизмеряя свои возможности, глядя на сегодняшние свадьбы и кудалыки, родители берут кредит, чтобы провести с понтами пышные мероприятия, чтобы не хуже, чем у других. Потом выплачивают кредит по бешеным процентным ставкам. Дети давно развелись, а старики всё платят. Зато было!

Что еще? У казахов есть древняя пословица: «С робким разговаривай робко, он не раб твоего отца. С гордым разговаривай гордо, он не сын Бога». Я так понимаю, сегодня мало кто помнит эту пословицу, а потому, если ты «робок», в финансовом или карьерном положении, разговаривать с тобой будут через губу, пренебрежительно отводя взгляд, показывая превосходство. Но если ты «гордый» (и это не значит - старший по возрасту), то, ой-бай, не садитесь за стол, «гордый» ещё не пришёл, и чем дольше он не приходит, тем веса у него больше…

А главная беда казахов - в самих казахах. Главный вопрос при встрече – «какого ты рода?» Тут становится понятно всё и сразу: как относиться? Как обращаться… Север не любит Юг, Юг презирает Север, один род тянет своих, вытесняя других. Все это понимают, но все равно мало кто думает о том, как много глаз сегодня нацелены на огромную и богатую территорию нашей страны при небольшом и разрозненном народе…

Я бы много мог говорить о слабости, при этом зная силу казахов, но делать этого не буду. Мы сами всё знаем про себя. Я очень люблю свой народ с его достоинствами и недостатками и очень по нему скучаю. Мои чувства сродни чувствам матери, которая любит ребёнка не за его хорошие или плохие стороны, а любит за то, что он родной. Я уважаю немцев, среди которых я живу, уважаю итальянцев - за их потрясающую культуру и историю, но люблю я только своих. Моих родных казахов.

Нельзя тянуть на себя одеяло истории

Булат Мекебаев. "Карл Великий, объединитель Европы".

- Кстати, об итальянцах. Очень хочется, чтобы мы остались в истории искусства – так же, как остались они. С чем могли бы войти в историю мирового искусства казахи?

- Прежде чем попытаться попасть в историю мировую, наверное, для начала хорошо бы разобраться в истории искусства собственного. А ее, историю нашего «изо», почему-то принято начинать с КАСТЕЕВА, но это ужасно и ошибочно. Вы посмотрите графические миниатюры тюркских среднеазиатских племен, наше прикладное искусство, ковроткачество, резьбу по дереву и кости. А какие шикарные украшения из серебра и золота! Аналогов нет во всём мире. Но мы, к сожалению, были и остаёмся в вассальной зависимости от России, где нам навязывалось другое, совершенно отличное от нашего образа жизни и ментальности мышление, уничтожалось и отнималось наше исконное. Великие скифы с их прикладным искусством каким-то невероятным образам стали прародителями древней Руси и т.д. и т.п. И сегодня мы только-только начинаем поднимать голову. Казахстану многому ещё нужно учиться, а главное - восстанавливать. Но, поднимаясь, нужно быть предельно осторожным, чтобы не обидеть другие народы и не допустить перехлестов, теперь – в обратную сторону. Я как-то прочитал статью в интернете, имя автора не помню, знаю только, что он какой-то профессор. Так он писал, что Аттила, Томирис, Чингисхан были казахами. Стыдны и глупы заявления такого рода: нельзя тянуть на себя одеяло истории.

Булат Мекебаев. "Защита. Оружие кочевых воинов".

Что касается современного искусства Казахстана, я думаю, ему нужно «переболеть» и, чем раньше мы пройдём инкубационный период, тем быстрее выйдем на международный уровень и рынок. Пока же художники зависли между феодальным и коммунистическим периодами. От написания биев, ханов и батыров на конях, в боях и походах - к парадным, соцреалистическим портретам и памятникам-скульптурам в орденах и медалях. Да, эти периоды были в нашей истории, но зачем их повторять снова и снова?

Булат Мекебаев. "Кочевники".

Лучше, чем ТЕЛЬЖАНОВ писал на своих полотнах степь, всё равно никто не напишет. Так зачем опускаться как минимум на уровень ниже… Впрочем, я понимаю, откуда это идет. Патриотизм – с одной стороны: нашему художнику на самом деле ближе степь, юрты и лошадки. И желание заработать – с другой, потому что парадные портреты, юрты и лошадки сегодня - самое востребованное в Казахстане. При этом я знаю: у казахстанских художников - огромный потенциал, но, чтобы выйти на международный уровень, нужна финансовая поддержка государства. Необходимо ездить на международные симпозиумы и там учиться. Нужно приглашать с выставками настоящих мастеров живописи и устраивать мастер-классы. Таких возможностей много, но без государства - ни художник как отдельная единица, ни музеи и галереи не смогут это осуществить. А пока мы будем играть в междусобойчик, роста не будет. И места в истории – отвечая на ваш вопрос – тоже.

Наши художники думают: «Выберусь за кордон, тут же заработаю и поймаю Бога за бороду»

Булат Мекебаев. "Людвиг ван Бетховен. Незаконченная соната".

- Один наш искусствовед как-то объяснила мне разницу в образе жизни казахстанских (и вообще - постсоветских) и западных художников: «Там художники ра-бо-та-ют, ходят на службу, преподают и т.д. А наши художники хотят жить на деньги от проданных картин и скульптур». 

- Каждая творческая личность рождена с амбициями. Когда они перехлёстывают - художник начинает считать себя, по меньшей мере, гением. Ему все должны. Он думает: «Выберусь за кордон - тут же заработаю огромное количество денег и поймаю Бога за бороду». Я встречал много таких людей. Были художники, которые предлагали мне, своему брату по цеху, чтобы я занялся продажей их картин. Были такие, которые обижались, говоря: «зажрался, не может организовать выставку...». А работы их – всё те же: юрточки, коняшки, пейзажи Борового... Бывало, что отправляли мне фотографии с требованием: «Продай или купи сам, потом продашь и свой интерес накрутишь, а лучше за эти картины отправь мне в Казахстан «мерседес» из своей Германии». Родители обращались: «Помоги моему ребёнку поступить в Академию искусств».

Булат Мекебаев. "Восточный базар".

Я понимаю, это всё от незнания. Многим кажется, что в Европе все ужасно богатые и скупают искусство, как помидоры на алматинском Зелёном базаре. Могу заверить, что это не так. Каждая картина или скульптура - это продукт, такой же, как буханка хлеба, и, чтобы его продать, нужно проделать колоссальную работу. Конечно, можно по знакомству выехать за рубеж и сделать выставку, при этом ещё и продать по 200-400 евро несколько картин, но думают же о миллионах! Вот об этих миллионах я и говорю. А этим занимаются арт-дилеры, которые контролируют рынок. Если они увидят что-то новое и будут знать, что это принесёт хорошую прибыль, - тогда у них будет интерес вкладывать деньги в раскрутку художника - деньги немалые. Создание каталогов. Оплата искусствоведам с мировыми именами за публикации в ведущих журналах по искусству. Телевизионные программы. Выставки в престижных галереях с входным билетом, который в первый день выставки будет стоить 3000 долларов, последующие - 1500, а под закрытие по 500. Приглашение звёзд и масса всякого рода сопутствующих мероприятий. Вы можете представить на этом уровне картины типа «юрты в степи»?..

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером