В Берлине проходит персональная выставка Булата Мекебаева
Его называют «неономадом» - новым кочевником, с одной стороны – давая характеристику творчеству, с другой – рассказывая биографию художника. Почти двадцать лет назад Булат МЕКЕБАЕВ (на верхнем снимке) уехал в Германию вместе с женой-немкой. Их пугали: на чужбине он будет делать что угодно, только не рисовать. Оказалось, наоборот: из лихих казахстанских девяностых, от кожаного плаща и пистолета (чтобы прокормить семью, художник, как водится, занялся «бизнесом») он попал… в первую собственную мастерскую - помещение для рисования ему предоставили уже в лагере для переселенцев. С тех пор прошло много лет и много выставок, в том числе – больше 30 персональных, были и многочисленные проекты.
О том, как отдельно взятому казахстанскому художнику выжить сегодня в европейской арт-среде и как казахам в принципе остаться в истории мирового искусства, журналисту Ratel.kz рассказывает неономад Булат Мекебаев.
С гордым разговаривай гордо, он не сын Бога
Булат Мекебаев. "Золото скифов".
- Мой любимый вопрос казахам, живущим за рубежом: назовите, пожалуйста, три главных мифа о казахах – говорят, со стороны виднее.
- Я не математик, а художник, и мне сложно с цифрами. Что такое миф? Вымысел. Легенда. Лучше, чем Абай в «Словах назидания», я сказать не смогу, а со времен Абая казахи мало изменились. Если же говорить о казахах без мифов… умный меня поймёт, а глупому - Бог судья.
В первую очередь для нас характерно огромное гостеприимство и любовь к праздникам, что редко встретишь в европейских семьях, но их винить в этом нельзя, это их уклад и образ жизни, сложившийся исторически. У нас это тоже результат исторических обстоятельств, это тянется из прошлого до сегодняшнего времени, иногда перехлёстывая через край. Не соизмеряя свои возможности, глядя на сегодняшние свадьбы и кудалыки, родители берут кредит, чтобы провести с понтами пышные мероприятия, чтобы не хуже, чем у других. Потом выплачивают кредит по бешеным процентным ставкам. Дети давно развелись, а старики всё платят. Зато было!
Что еще? У казахов есть древняя пословица: «С робким разговаривай робко, он не раб твоего отца. С гордым разговаривай гордо, он не сын Бога». Я так понимаю, сегодня мало кто помнит эту пословицу, а потому, если ты «робок», в финансовом или карьерном положении, разговаривать с тобой будут через губу, пренебрежительно отводя взгляд, показывая превосходство. Но если ты «гордый» (и это не значит - старший по возрасту), то, ой-бай, не садитесь за стол, «гордый» ещё не пришёл, и чем дольше он не приходит, тем веса у него больше…
А главная беда казахов - в самих казахах. Главный вопрос при встрече – «какого ты рода?» Тут становится понятно всё и сразу: как относиться? Как обращаться… Север не любит Юг, Юг презирает Север, один род тянет своих, вытесняя других. Все это понимают, но все равно мало кто думает о том, как много глаз сегодня нацелены на огромную и богатую территорию нашей страны при небольшом и разрозненном народе…
Я бы много мог говорить о слабости, при этом зная силу казахов, но делать этого не буду. Мы сами всё знаем про себя. Я очень люблю свой народ с его достоинствами и недостатками и очень по нему скучаю. Мои чувства сродни чувствам матери, которая любит ребёнка не за его хорошие или плохие стороны, а любит за то, что он родной. Я уважаю немцев, среди которых я живу, уважаю итальянцев - за их потрясающую культуру и историю, но люблю я только своих. Моих родных казахов.
Нельзя тянуть на себя одеяло истории
Булат Мекебаев. "Карл Великий, объединитель Европы".
- Кстати, об итальянцах. Очень хочется, чтобы мы остались в истории искусства – так же, как остались они. С чем могли бы войти в историю мирового искусства казахи?
- Прежде чем попытаться попасть в историю мировую, наверное, для начала хорошо бы разобраться в истории искусства собственного. А ее, историю нашего «изо», почему-то принято начинать с КАСТЕЕВА, но это ужасно и ошибочно. Вы посмотрите графические миниатюры тюркских среднеазиатских племен, наше прикладное искусство, ковроткачество, резьбу по дереву и кости. А какие шикарные украшения из серебра и золота! Аналогов нет во всём мире. Но мы, к сожалению, были и остаёмся в вассальной зависимости от России, где нам навязывалось другое, совершенно отличное от нашего образа жизни и ментальности мышление, уничтожалось и отнималось наше исконное. Великие скифы с их прикладным искусством каким-то невероятным образам стали прародителями древней Руси и т.д. и т.п. И сегодня мы только-только начинаем поднимать голову. Казахстану многому ещё нужно учиться, а главное - восстанавливать. Но, поднимаясь, нужно быть предельно осторожным, чтобы не обидеть другие народы и не допустить перехлестов, теперь – в обратную сторону. Я как-то прочитал статью в интернете, имя автора не помню, знаю только, что он какой-то профессор. Так он писал, что Аттила, Томирис, Чингисхан были казахами. Стыдны и глупы заявления такого рода: нельзя тянуть на себя одеяло истории.
Булат Мекебаев. "Защита. Оружие кочевых воинов".
Что касается современного искусства Казахстана, я думаю, ему нужно «переболеть» и, чем раньше мы пройдём инкубационный период, тем быстрее выйдем на международный уровень и рынок. Пока же художники зависли между феодальным и коммунистическим периодами. От написания биев, ханов и батыров на конях, в боях и походах - к парадным, соцреалистическим портретам и памятникам-скульптурам в орденах и медалях. Да, эти периоды были в нашей истории, но зачем их повторять снова и снова?
Лучше, чем ТЕЛЬЖАНОВ писал на своих полотнах степь, всё равно никто не напишет. Так зачем опускаться как минимум на уровень ниже… Впрочем, я понимаю, откуда это идет. Патриотизм – с одной стороны: нашему художнику на самом деле ближе степь, юрты и лошадки. И желание заработать – с другой, потому что парадные портреты, юрты и лошадки сегодня - самое востребованное в Казахстане. При этом я знаю: у казахстанских художников - огромный потенциал, но, чтобы выйти на международный уровень, нужна финансовая поддержка государства. Необходимо ездить на международные симпозиумы и там учиться. Нужно приглашать с выставками настоящих мастеров живописи и устраивать мастер-классы. Таких возможностей много, но без государства - ни художник как отдельная единица, ни музеи и галереи не смогут это осуществить. А пока мы будем играть в междусобойчик, роста не будет. И места в истории – отвечая на ваш вопрос – тоже.
Наши художники думают: «Выберусь за кордон, тут же заработаю и поймаю Бога за бороду»
Булат Мекебаев. "Людвиг ван Бетховен. Незаконченная соната".
- Один наш искусствовед как-то объяснила мне разницу в образе жизни казахстанских (и вообще - постсоветских) и западных художников: «Там художники ра-бо-та-ют, ходят на службу, преподают и т.д. А наши художники хотят жить на деньги от проданных картин и скульптур».
- Каждая творческая личность рождена с амбициями. Когда они перехлёстывают - художник начинает считать себя, по меньшей мере, гением. Ему все должны. Он думает: «Выберусь за кордон - тут же заработаю огромное количество денег и поймаю Бога за бороду». Я встречал много таких людей. Были художники, которые предлагали мне, своему брату по цеху, чтобы я занялся продажей их картин. Были такие, которые обижались, говоря: «зажрался, не может организовать выставку...». А работы их – всё те же: юрточки, коняшки, пейзажи Борового... Бывало, что отправляли мне фотографии с требованием: «Продай или купи сам, потом продашь и свой интерес накрутишь, а лучше за эти картины отправь мне в Казахстан «мерседес» из своей Германии». Родители обращались: «Помоги моему ребёнку поступить в Академию искусств».
Булат Мекебаев. "Восточный базар".
Я понимаю, это всё от незнания. Многим кажется, что в Европе все ужасно богатые и скупают искусство, как помидоры на алматинском Зелёном базаре. Могу заверить, что это не так. Каждая картина или скульптура - это продукт, такой же, как буханка хлеба, и, чтобы его продать, нужно проделать колоссальную работу. Конечно, можно по знакомству выехать за рубеж и сделать выставку, при этом ещё и продать по 200-400 евро несколько картин, но думают же о миллионах! Вот об этих миллионах я и говорю. А этим занимаются арт-дилеры, которые контролируют рынок. Если они увидят что-то новое и будут знать, что это принесёт хорошую прибыль, - тогда у них будет интерес вкладывать деньги в раскрутку художника - деньги немалые. Создание каталогов. Оплата искусствоведам с мировыми именами за публикации в ведущих журналах по искусству. Телевизионные программы. Выставки в престижных галереях с входным билетом, который в первый день выставки будет стоить 3000 долларов, последующие - 1500, а под закрытие по 500. Приглашение звёзд и масса всякого рода сопутствующих мероприятий. Вы можете представить на этом уровне картины типа «юрты в степи»?..