Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 1 сентября 2005 года.
Алматинка Людмила Николаевна ФРОЛОВСКАЯ в полной растерянности. Пятые сутки не может вылететь домой из турецкой Антальи ее семья – дочь, зять и двое внуков. Им предлагают забыть про оплаченные путевки и вернуться в Казахстан за свой счет. Они уже готовы доплатить, но свободных билетов нет. Взрослые рискуют опоздать на работу. Дети – в школу. И в таком положении оказались сотни наших соотечественников, поехавших в августе на отдых в Турцию…
- Мой зять – ответственный работник в крупной фирме, - рассказывает Людмила Николаевна. – Он волевой и сильный человек. Но когда мы созванивались, я поняла, что он, и дочь полностью сломлены происходящим. Они не знают, что делать в этой ситуации. Они должны были вернуться еще 27 августа. И таких там порядка 350 человек. Туристические фирмы их просто бросили. Люди живут в разных отелях, до аэропорта приходится добираться через весь город. Я им уже переслала дополнительно 2 тысячи долларов, чтобы они могли оплатить обратную дорогу, но шансов вылететь в ближайшие дни крайне мало. Сами понимаете – бархатный сезон. Билетов нет, в самолетах свободных мест тоже нет. Вроде обещают, что на днях будет рейс на Караганду, но этому уже никто не верит. Одному из внуков 1 сентября надо идти во второй класс. Скорее всего, не получится. Но самое главное – невозможно выяснить, что происходит и как можно им помочь. В турагентстве «Феникс», в котором мы покупали путевки, утверждают, что всю необходимую сумму авиаторам перечислили. В авиакомпании «Южная» - что за обратный рейс денег не получили. Все говорят, что виновата какая-то фирма «Цатур», но что это за фирма, мы не знаем и дел никаких с ней не имели, путевки у нее не покупали. Что делать – не знаю.
В числе брошенных туристов оказался и первый казахстанский космонавт, депутат мажилиса Токтар АУБАКИРОВ:
- До этого раза я, признаюсь, ни разу не пользовался услугами казахстанских туристических агентств. Ощущения – отвратительные. Вот так бросить в чужой стране сотни людей, клиентов – это, знаете ли, что-то из ряда вон. Завозила в Турцию нас авиакомпания «Южная» на ИЛ-86. А за неделю до возвращения мне позвонил знакомый пилот этой авиакомпании и предупредил: что-то там не ладится с проплатой, и обратного чартера, скорее всего, не будет. Пришлось принимать экстренные меры – позвонить лично председателю Комитета гражданской авиации Алматбеку Мамбетову. Именно он организовал наше возвращение из Турции. За нами прилетел борт авиакомпании «Саяхат», рейс был организован Комитетом гражданской авиации. За что им большое спасибо. Но я понимаю, что если бы не мой общественный статус, мое положение в обществе, связи – с возвращением из отпуска были бы большие проблемы… Если подадут в суд люди, которых кинули, обманули, - я готов выступить свидетелем.
Что в действительности произошло, смогла объяснить президент алматинской ассоциации туристических организаций «Дармен» Нуржамал КАЙСЕНОВА. По ее словам, все застрявшие в Турции казахстанские туристы были клиентами туроператоров, воспользовавшихся услугами фирмы «Цатур», держателя чартерного авиарейса. Эта фирма существует лишь с начала нынешнего лета и не имеет ни опыта работы, ни достаточные ресурсов.
Директором в ней был некий Нурлан УТЕБАЕВ, до недавнего времени работавший водителем. Тем не менее эта фирма получила разрешение совершать чартерные рейсы в Турцию, добившись согласования с Комитетом по туризму Министерства индустрии и торговли и с Комитетом гражданской авиации Минтранскома. Известно также, что ряд авиакомпаний отказался сотрудничать с фирмой «Цатур», усомнившись в ее возможностях. Согласилась только авиакомпания «Южная».
Первые проблемы начались еще в июле. Вылет рейса UGN 41 65 Алматы – Анталья задержали на 12 часов. Пассажирам объяснили задержку препонами, которые якобы чинит Комитет гражданской авиации. Обратный рейс первоначально назначили на 27 июля, затем перенесли на сутки. Часть отдыхающих была вынуждена доплачивать за дополнительный день проживания в отелях. На следующий день вылет снова задержался на 6 часов.
К тому же выяснилось, что рейс из Антальи в Алматы будет не прямой, как заверяли изначально, а с посадкой в Стамбуле. В аэропорту Стамбула самолет задержался еще на 12 часов: загружали дополнительный груз, который, к большому неудовольствию пассажиров, пытались поместить даже в пассажирский салон.
Возмущению пассажиров всем происходящим не было предела, и представитель фирмы «Цатур», сопровождавший рейс, был вынужден написать объяснительную следующего содержания (публикуем дословно и без каких-либо исправлений):
«Фирма «Цатур» зарегистрированный в Алматы в РК.
Я, Утебаев Н.О. закачик (видимо, имеется в виду «заказчик». – Г.Б.) авиаперелета Алматы – Анталия – Алматы авиакомпаний «Южная» на рейс 28.07.05 было оплачено авиакомпаний «Южней» для вывоза пассажиров вылетевших 17.07.05вАнталию до 27.07.05 но связи отказом департамента гражданской авиации было заказ на другую дату, то есть на 28.07.05. Так же было оповещены те туристские фирмы, которые воспользовались этим перелетом и предложены оплатить один день и оплачены по их предоставлении инвосов (инвойсов. – Г.Б.). Авиакомпания предложила сделать рейс 28.07.05 по графику Алматы-Анталия-Сабиха-Алматы по низкой цене за счет груза. Фирма «Цатур» оплатила сумму 80 000 $ по курсу в тенге при стоимости авиаперелета Алматы-Анталия-Алматы в сумме 106000$ по курсу в тенге. Задержка рейса УГН 4166 в порту Сабиха это задержка погразки груза при обещаном для выделении 4 часа времени. Данное время выиесняется задержка и дополнительно будет дано объяснительные. Так же готов по прилету в Алмата принят все заявлении и расмотрет положительно и предоставим документы.
Директор «Цатур», подпись».
Короче, в результате весь перелет из Антальи в Алматы занял 24 часа. По возвращении домой пассажиры рейса стали готовить исковые заявления в суд на авиакомпанию «Южная» и туристическую фирму «Цатур» о возмещении морального вреда.
Но в августе история повторилась. По мнению президента алматинской ассоциации туристических организаций «Дармен» Нуржамал Кайсеновой, все описанное выше – вполне закономерно:
- Мы неоднократно обращались в Минтранском и Комитет по туризму с просьбой не давать чартер туристическим фирмам, существующим менее двух-трех лет. Нас не слушают. В результате проблемы возникают с пугающей регулярностью. В 2003 году фирма «Сити Лайн» не вывезла из Таиланда около 200 человек, после чего закрылась. Людям пришлось выбираться за свой счет, а потом даже претензии некому было предъявлять.
В октябре-ноябре 2004 года компания «Бриз» бросила в Египте 87 туристов, а в январе 2005-го, сразу после цунами, так же бросила на произвол судьбы в Таиланде еще десятки своих клиентов. После чего фирма перерегистрировалась, и вновь людям не к кому было предъявлять претензии. Теперь вот брошенными оказались 350 человек – и вновь никому нет до этого дела.
Я знаю, что с подачи Комитета гражданской авиации вывезли порядка 40 VIP-туристов – в основном сотрудников администрации президента, правительства, других органов власти. В этой группе, как я понимаю, и оказался космонавт Токтар Аубакиров.
Все остальные вынуждены добираться за свой счет, да еще с чудовищной нервотрепкой. И во всех инстанциях и ведомствах нам все говорят – это не наше, мы это не решаем. А кто тогда решает? Ведь такое безобразие происходит из года в год. Страдают люди, страдают честные фирмы, которые не способны конкурировать с мошенниками, потому что те сбивают цены.
Ведь та же фирма «Цатур» в начале лета продавала билеты по 360 долларов, но, чтобы не работать в убыток, они должны были стоить не менее 480 долларов. Сейчас эта фирма уже испарилась, люди – брошены, претензии предъявлять некому, - говорит она.
Фото: Tengrinews