В Государственном музее искусств имени А.Кастеева открылась фотовыставка «Верный – Алма-Ата. 1887-1963 годы» из коллекции Азата Акимбека
* Любимый город в фотодымке тает...
* «Монстростроение» как основа генерального плана Алматы
* Вернисаж для акима Байбека
Любимый город в фотодымке тает...
Сначала – о выставке. На нее нужно приходить одному. В крайнем случае – с семьей или с очень близкими людьми. Чтобы разглядывать экспозицию – как листать пухлый семейный альбом. И чтобы кто-нибудь обязательно сказал о пожелтевшей фотографии: «Cмотри, какая Алия здесь молодая!». С одной только разницей: на этих фотографиях молодые не Алия или Денис, а проспект Коммунистический (Абылайхана) или галерея имени Шевченко (музей искусств имени Кастеева).
Коллекционер Азат АКИМБЕК «собирал Алматы» больше 15 лет. То есть собирал он как раз Алма-Ату и еще раньше – город Верный. Подписи под снимками «отца верненской фотографии» Абрама ЛЕЙБИНА, сделанными в 1887-1913 годах, сохраняют старые заблуждения – например, «киргизы» вместо «казахов». Текст на открытках с фотографиями И.ПАНОВА (1929 г.) – старую орфографию: например, гостиница «Джетысу».
Но это все – ерунда по сравнению с ощущениями.
Когда с пожелтевших от времени фотографий на тебя смотрит твой собственный любимый город: совсем не такой – и точно такой же. Так человек на всю жизнь сохраняет свой характер. Так много лет сохраняет свой характер - теплый, романтичный и чуть пижонский – наш город.
И здесь необходима ремарка: пока сохраняет.
Потому что первая мысль, которая приходит в голову на этой выставке: и как можно было это - если не все, то очень многое - уничтожить?
«Монстростроение» как основа генерального плана Алматы
Теперь - об уничтоженном и, что еще хуже, уничтожаемом.
Можно долго перечислять, что было и что стало (хозяин коллекции Азат Акимбек несколько раз вспомнил про снесенный кинотеатр «Алатау» и... так и не смог произнести слово «Макдональдс»), но это будет длинный и обидный список. В который я бы обязательно внесла пункт с мозаикой – алматинцы, помните мозаику Молдахмета КЕНБАЕВА на торце здания на проспекте Достык? Девушка с пиалой. Ее ободрали, когда к зданию присобачили пристройку - в ней сейчас игорное заведение. А девушка, спасенная сыном художника – в детском лагере близ Алматы. На стене столовой. Хоть так.
Еще, наверное, можно встать, взявшись за руки, вокруг здания на Желтоксан - Богенбай батыра (Мира - Кирова) и попытаться остановить снос здания – не получилось. Строят очередной бизнес-центр.
Еще можно писать письма, гневные или жалобные, в городское управление архитектуры, где вспоминать всех, от КОЛПАКОВСКОГО до КУНАЕВА, от ЗЕНКОВА до РИПИНСКОГО – не помогает. Сносят, разрушают, снова строят – примущественно многоэтажных монстров. И даже уже не объясняют – все давно поняли: малоэтажное строительство в Алматы невыгодно для застройщиков. Только монстры себя окупают.
А можно сделать так, как делает больше 15 лет Азат Акимбек – собирать старые фотографии и открытки, выкупая их у московских и питерских филокартистов, чтобы хотя бы на них сохранялся прежний облик нашего города. Чтобы на городских фотографиях оставались старинные здания – иногда пафосные, иногда наивные. Чтобы старая аэросъемка однажды (а вдруг?) послужила подсказкой для современных архитекторов – да вот она, основа для многострадального генплана Алматы. Чтобы на пейзажных фото оставались алматинские яблоневые сады...
Хотя вот здесь как раз очень хочется снимки «что было» и «что стало».
Вернисаж для акима Байбека
Но это будет уже совсем другая выставка. Без ностальгии, но со злостью. Со специальным «вернисажем» для алматинских городских чиновников: прежних и нынешних, тех, кто «с честью» принял эстафету разрушителей любимого города. Впрочем, есть ощущение, что даже после этой выставки в музее Кастеева у многих из них после просмотра возникнет желание если не вообще уничтожить, то как минимум спрятать все старые фотографии Алматы – это ж какие улики!
...Кстати, на открытие выставки в музее Кастеева сначала ждали акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА. Потом – заместителя акима. Потом - пришел чиновник из управления.
На всякий случай: выставка посвящена 1000-летию Алматы и 25-летию Независимости Казахстана.