Когда свекровь – агрессор, келин – жертва, а сын/муж – спасатель
По данным исследования издания Economist, Казахстан входит в топ-десятку стран по количеству разводов. Не переживайте: мы также в топ-десятке по количеству заключаемых браков. Вопрос о том, сколько пар переходят из второго рейтинга в первый по классической причине разногласий между невесткой и свекровью, авторитетное англоязычное издание не рассматривает. Равно как и комплексы молодых казахстанских мужчин – залюбленных, забалованных, «занеженных» своими мамочками.
Впрочем, эти комплексы не изучают и у нас и даже пока не придумали им названия – может, потому, что по крайней мере по своей силе они вполне сопоставимы с Эдиповым?
Из принцессы – в Золушку
Азамат - единственный мальчик в семье, где над ним тряслись чуть ли ни с момента зачатия. Его мать Алтынай, властная женщина, хозяйка нескольких магазинчиков на алматинских базарах, с детства говорила ему, что это он, а не сестренка, будет кормить их с отцом на старости лет.
Азамат рос послушным «ребенком» лет этак до 30 и до этого же возраста отдавал матери все, что зарабатывал, не оставляя себе даже на карманные расходы – мелочь ему каждое утро выдавала мамочка. Мамочка же мечтала и об обеспеченной послушной снохе (дочь она уже выдала замуж за безобразно толстого сынка какой-то акиматской «шишки»), но... Азамат встретил Карину. Нет, девушка была из небедной семьи, закончила престижный университет в Нью-Йорке, водила «лексус», успешно работала в банке, свободно путешествовала... словом, была современной принцессой.
Азамат влюбился без памяти и в первый раз в жизни проявил дремавшие в нем доселе мужские качества – силу и настойчивость, чтобы завоевать ее. Когда подозрительная Алтынай начала наводить справки о будущей келин, Азамат, опять-таки, в первый раз в жизни, сказал – как отрезал: «Дочка министра она! Бывшего».
После шикарного тоя молодые стали жить с его родителями в большом доме - это было их условие. «Просьба», - попытался смягчить Азамат. Родители Карины обставили комнату молодых дорогой мебелью, дав в приданое приличную сумму денег и новенькую «камри».
...Вскоре свекровь уволила домработницу, мотивировав тем, что Кариночка теперь «келинка» и полноправная хозяйка дома, может сама готовить и убирать. Постепенно в руки Карины как хозяйки перешла вся пыльная и не пыльная работа по дому: она вставала раньше всех, готовила завтрак и обед, потом ехала на работу, по возвращении готовила ужин и т.д. и т.п.
Азамат же оплачивал расходы на многочисленные родительские тои – их становилось все больше и больше. Чтобы поддерживать огонь под котлом родительских понтов, Азамат тратил всю зарплату, но ее не хватало. Тогда он стал брать кредиты, и однажды Карина узнала, что у Азамата уже три кредита на сумму в 10 миллионов тенге. После долгих поисков выхода из положения Карина взяла погашение кредитов на себя, но... вскоре узнала, что беременна.
...К своим обязанностям Золушки молодая мать вернулась едва ли не на следующий день после выписки из роддома. И когда после пышно проведенных «сороковин» Карина попыталась сказать свекрови, что сильно устает, и от этого у нее пропало молоко... на нее накинулись все. Азамат – за то, что она посмела что-то сказать его дорогой матери. Свекр – потому что ему нужен был покой «хотя бы в собственном доме». А свекровь вообще «выложила всю правду»: «Что ты тут принцессу из себя строишь? Мы думали, ты - дочка министра, а оказалось, что нет! Так что не рыпайся».
Желание растить ребенка в полной семье не позволило Карине собрать вещи, вернуться домой и расстроить родителей. Она осталась. В делах и заботах пролетел год, а вскоре у молодых родился второй малыш. Карина продолжала жить в режиме «нон-стоп», мечтая, что все вот-вот образуется, и у них будет полная счастливая семья...
А о том, что ее все чаще стал раздражать «маменькин сынок» Азамат, она старалась не думать.
Зато Азамат не скрывал, что его все больше раздражает Карина.
Он никак не мог расплатиться с долгами. Истратил все деньги, которые родители Карины дали ей в приданое, потом - на внуков, потом – попросил у тестя и тещи «взаймы»... Родительские аппетиты не уменьшались, и в конце концов, под влиянием матери, Азамат начал обвинять Карину в том, что она... не дочка крутого денежного «мешка».
«Можешь вообще убираться! – сказал он ей однажды. – А детям я найду другую маму».
«Знаешь, кто такая – разведенная женщина? – радостно подхватила свекровь. – Проститутка! Раз не сумела сохранить семью и не стала все терпеть ради нее».
Карина позвонила родителям и попросила забрать ее с детьми: ее собственную машину, равно как и подаренную «камри», Азамат разбил.
Через полгода они официально развелись. Карина продолжает выплачивать кредиты бывшего мужа. Азамат не платит алименты и не навещает детей. Он уже встречается с другой: и, похоже, в этот раз семья невесты побогаче первой...
Выучить казахский, чтобы свекровь полюбила
Мама с детства внушала Булату, какой он чудесный мальчик. Не то, что его отец-неудачник, который ничего не добился в жизни. В тяжелые девяностые мать, не постеснявшись, пошла торговать на базар.
Ее бывшие ученики хихикали, проходя мимо скудного лотка своей бывшей учительницы, а отец продолжал прикладываться к бутылке и нигде не работал. Булата всегда поражало и восхищало, как мама терпит папу и всех тянет на себе. Мать же этим гордилась: и своим долготерпением, и верностью казахским семейным традициям, и, главное, тем, что она растит достойных детей, не похожих на мужа...
Постепенно они стали жить лучше: даже отец нашел работу, а мать вернулась обратно в школу. Булат выиграл грант на учебу в университете, после окончания которой быстро устроился на работу.
Мать все чаще говорила ему, что надо обзаводиться семьей, но переживала, что ему попадется плохая жена, как ей в свое время - неудачный парень. Потом она скажет, что сама «накликала»: избранницей Булата стала Камила, наполовину казашка, наполовину русская. Мать была в ужасе: она считала, что сын достоин большего, а не какой-то там полукровки (конечно, вслух она этого не произнесла).
Вскоре молодые поженились и стали жить вместе с родителями. Вначале Камиле приходилось не сладко. Свекровь говорила только по-казахски, дома постоянно были люди, надо было все время что-то готовить, убирать, таскать сумки с продуктами. Но Камила старалась изо всех сил. Она выросла без отца, не избалованной, поэтому делала все как скажут. Если сначала Булат выступал между женой и матерью в качестве «модератора», то потом просто махнул рукой: «Камилка, ты просто казахский выучи, и она тебя полюбит!». Девушка совет восприняла всерьез и принялась учить язык, носить платок и готовить только казахские блюда - ей хотелось всем доказать, что она не хуже «чистых» казашек. А свекровь всё равно ворчала, указывала на малейшие ошибки, промахи и недостатки, отравляя жизнь снохе.
Свекр, совсем «забитый» женой, не вмешивался: он просто каждое утро мечтал «свалить» поскорее из дома - хоть в гости, хоть на базар, хоть за пенсией. Камила, поняв, что ее усилия никто не оценил, стала уговаривать Булата на переезд. «А как же мама? Ты же видишь, какой у нас отец, без меня она пропадет, я - единственный сын, сестры не в счёт. Им помогать надо всем, а не уезжать от них. Я же – мужчина», - с такими словами он садился за компьютер и начинал играть. Жить с женой и с мамой было удобно для Булата. Еда всегда на столе, чистые выглаженные рубашки, хороший секс...
Вскоре Камила родила сперва мальчика, потом девочку. Бабка и здесь была недовольна: «На казахов совсем не похожи. Глаза голубые, волосы совсем светлые. Вот женился на русской на мою голову», - причитала свекровь, совсем не стесняясь Камилы. Устав сидеть в декрете, девушка стала искать работу.
Ее приняли в иностранную компанию. Помимо русского, а теперь и казахского, она владела английским и немного французским языками. В компании профессиональные навыки Камилы и ее старательность оценили по достоинству, и уже через полгода повысили зарплату вдвое. Булату, наоборот, с карьерой не везло, а вскоре его вообще уволили. Каждый раз, возвращаясь домой, Камила заставала его за компьютерными играми.
...Однажды в ответ на очередное замечание свекрови о том, что тесто у снохи не так тонко раскатано, как у нее, Камилла огрызнулась. Все были в шоке. Впервые кто-то в доме посмел сказать что-то наперекор матери. И тогда свекровь пошла ва-банк: «Ты наверняка не работаешь, а гуляешь. Любовника нашла и он платит тебе «зарплату» за интим-услуги».
Той ночью Булат отвернулся от жены: «А вдруг ты принесла какую-нибудь заразу?».
Утром Камила начала искать съемную квартиру. Она поняла: для свекрови она всегда будет виноватой – и не важно, за что: плохо раскатанное тесто, голубые глаза детей или свою зарплату. Она только надеялась, что Булат все-таки любит ее и детей...
Она сняла квартиру, нашла няню для детей и... стала ждать, что Булат одумается и первым сделает шаг. После года ожидания Камила подала на развод.
Комментарий психотерапевта, системного расстановщика Ботагоз ТУРЕМУРАТОВОЙ (на снимке):
Изложение этих историй немного предвзято: слишком лояльно к молодым героиням- «келинкам». Если бы их рассказывали другие участники, то палитра жертв, тиранов и спасателей была бы яркой и неоднозначной. Давайте попытаемся посмотреть на эти истории сверху, с некой «мега-позиции», системно. В семейных и родовых системах существуют системные принципы, которые работают объективно и вне воли человечества: они созвучны библейским и кораническим законам.
Эти принципы следующие: порядок (иерархия, развитие), принадлежность (целостность системы), баланс между давать и брать (уравновешивание). В начале есть Бог, потом следует мужчина, и потом женщина - это основной порядок жизни. Родители в семье являются большими, дети - маленькими. Жизнь течет вперед - от родителей к детям, как от корней дерева к молодой листве. Родители дают, дети берут и передают дальше своим детям. Долг перед родителями невосполним - это передача жизни. При нарушении этих первых порядков наступает хаос, нарушается цикл.
Пример тому в обоих описанных случаях - это отсутствие достойного места мужчины, как главы, в семье. Не будем разбирать причины этого. Но когда в семье растет сын, ему будет сложно стать сильным независимым мужчиной, когда нет поддержки и примера со стороны отца. Ребенок-сын всегда лоялен к матери, мама на уровне энергии «назначает» его хорошим мужем и противостоит отцу. Взрослея и не имея уважения к мужской стороне, он не получает необходимых ресурсов.
Взрослым он остается таким же ребенком - инфантильным, не умеющим брать ответственность на себя, зависимым, при этом он не будет иметь уважения и к женской половине. При выборе партнера за ним стоит вся его семейно-родовая система и на бессознательным уровне именно эти системы выбирают тех, кто будет передавать жизнь в роду. Поэтому за внешними картинами любви в основе - зависимые отношения, то, чего не хватает в системе или то, что она заслуживает. Так, обычно сын приводит в семью невестку, которая с годами будет точной копией его матери, а девушки выбирают мужей, очень похожих на своих отцов. Выходят замуж, в душе не принимая свою родную мать и не поняв, как быть настоящей маминой дочкой.
По закону порядка-развития, семья родителей - старшая, но главной становится семья молодоженов, и все ресурсы направляются на ее развитие: такие традиции соблюдались в казахских степях и развод в семьях по божьим законам считался самым нежелательным явлением. С тех пор многое было потеряно.
Матери-свекрови, вчерашние келинки повторяют сценарии прошлого опыта, перенося их на своих невесток. Выстраивается треугольник Карпмана «жертва-агрессор-спасатель», где жертва - молодая келин, агрессор - свекровь, спасатель - сын/муж. Старые сценарии с новыми персонажами. Многое в жизни людей происходит на бессознательном уровне, как в театре, как будто мы актеры.
Надо обладать целенаправленным желанием подняться над этим, осознанно расти, направлять свою жизнь и быть ее автором. Даже если в детстве ты не смог получить достаточно ресурсов родителей (любовь, принятие), но не потому что они «плохие», а потому, что они сами этого не получили в своем детстве, став взрослым, ты можешь это восполнить и стать зрелой личностью, наполнив свое внутреннее новым содержанием, чтобы во внешнем мире отображать и получать достойное - себе.