Чиновники Министерства образования уверяют, что летние подростковые суициды не связаны с ЕНТ. Но каждый год мы узнаем о новых случаях
Несколько дней до ЕНТ. И что это означает? Бессонные ночи для выпускников, спешную подготовку для учителей и чиновников из Министерства образования, а еще – «полную боевую готовность» для родителей.
Чтобы в случае чего – заметить, предотвратить, уберечь. Как бы представители МОН РК ни заверяли нас в том, что летние подростковые суициды никак не связаны с ЕНТ, факт остается фактом: в июле СМИ «привычно» сообщают о новых случаях самоубийств среди выпускников казахстанских школ.
На тему детского и молодежного суицида мы пообщались со Светланой БОГАТЫРЕВОЙ, руководителем общественной организации и казахстанского проекта TEENS, направленного на помощь подросткам, и тем кто рядом с ними.
К суициду больше других склонны мальчики в аулах
- Кто сегодня в Казахстане больше склонен к суициду – девочки или мальчики? Дети из богатых или малообеспеченных семей? Городов или сел?
- Согласно официальной статистике, суицид больше проблема мальчиков, и более распространен в селах. Относительно социального статуса семей четко выраженной тенденции не наблюдается, эта проблема может затронуть семью с любым уровнем достатка. Приводя эти данные, стоит отметить несколько моментов. Идет тренд на уменьшение общих цифр за последние 5 лет, однако при этом растут показатели среди девочек, так называемый «женский суицид». Но, сразу скажу: в статистических данных возможны неточности. Не каждая семья согласится признать факт суицида, регистрация идет по разным ведомствам и у каждого из них свои критерии, поэтому цифры могут существенно отличаться от реальной картины. Кроме того, не нужно забывать о том, что вопрос суицида - один из тех, на которые важно смотреть даже не с точки зрения статистики, а с позиции ценности жизни каждого ребенка. Даже если эта цифра будет один на всю страну, надо понимать, что этого детского ухода из жизни могло бы и не быть.
Согласно данным детского фонда ООН UNICEF, Казахстан в течение последних лет устойчиво занимает одну из самых высоких позиций в мире по количеству подростковых и молодежных суицидов. Эксперты называю цифру в 40 тысяч суицидальных попыток в год, а это 26% детского населения.
Самоубийство ребенка может быть «родом из детства» его родителей
- В свое время в Казахстане была создана государственная программа по профилактике суицидов – ее реализуют в школах. Но, судя по тому, что вслед за этим появились общественные организации, занимающиеся той же проблемой – в частности, ваша, государственной помощи оказалось недостаточно...
- Мы, как общественная организация, проанализировав программу, увидели моменты, в которых её можно усилить. Государственная программа рассчитана на работу с самими детьми и персоналом школ, тогда как даже по методологии ВОЗ в программы профилактики должна быть вовлечена и семья. Это очевидно любому специалисту: семья - это самое близкое окружение подростка, причем она может быть как фактором угрозы, дополнительного стресса, так и фактором помощи. Даже если с ребенком профессионально отработает психолог, возвращается он все равно в семейную среду, и живет в ней. Именно поэтому наш проект направлен на близких людей, на семью.
- И как он работает?
Светлана Богатырева, руководитель общественной организации и казахстанского проекта TEENS.
- Начнем с онлайн-сервиса teenslive.kz. Он позволяет казахстанским семьям получить информацию по вопросам психологического здоровья подростков в целом и профилактике суицидального поведения в частности.
Дело в том, что, работая над этой проблемой, мы столкнулись с тем, что практически нет ресурса, который бы спокойно и профессионально объяснял, что людям делать. Сервис восполняет этот пробел: там есть описание тревожных признаков, контакты специалистов, а так же тест, позволяющий определить актуальное состояние подростка.
Кроме этого, мы проводим семинары и тренинги для детей и родителей. Например, в школах Алматы идут «родительские группы» - серия бесплатных занятий, на которых родители узнают об особенностях детской психологии и учатся понимать своих чад, находить к ним подход.
- Что вас больше всего удивило, когда вы начали проект?
- С появлением нашего онлайн-сервиса я была поражена тем, скольким семьям нужна помощь. Родители нередко просто опускают руки и не знают, что делать с подростком. Дети тоже, как могут, сигнализируют о своем неблагополучии. Истерики, воровство, отказ от разговоров, прогулы уроков, порезанные запястья – банально и странно это произносить, но ведь это все сигналы о том, что подростку плохо, что с ним что-то идет не так. А родители теряются, так как свои собственные проблемы из детства у многих не проработаны и начинают проявляться «благодаря» ребенку.
И проще все это не ворошить, переложить на школу, на психолога: вот, мы вам привели, воспитывайте. Часто в семье нет других моделей воспитания, кроме как «родитель авторитет, а ребенок должен слушаться». Но, к сожалению, такая модель уже не работает в сегодняшнем мире, вот дети и возвращают своими реакциями отношение к такому «воспитанию».
Это если обобщать наиболее характерное. А так, конечно, каждая ситуация уникальна, в каждой семье свои обстоятельства и нюансы.
Очень болезненно воспринимается, когда ребенок активно участвует в суицидальных играх в социальных сетях, посторонние люди замечают и сообщают нам об этом через ссылки на профиль подростка, а родители не верят. Говорят, что «с моим ребенком этого быть не может».
То есть насколько оторваны родители от детей, насколько далеки от их реальной жизни...
У каждого нового поколения своя угроза: от банд до «китов»
- Неизбежный вопрос: каковы сегодня основные причины суицида у детей?
- Когда в различных исследованиях обсуждают причины суицида, называют обычно внешние факторы - конфликты в семье и со сверстниками, буллинг (психологический террор, - А.Н.) в школе, несчастную любовь, насилие в семье и т.д. В нашем проекте подход несколько иной. В процессе работы и взаимодействия с практикующими специалистами мы стали опираться на идею о том, что базисной причиной все-таки является психологическое здоровье ребенка, его самочувствие.
Если для ребенка в ресурсном состоянии перечисленные внешние факторы будут по плечу, он сможет с ними справиться, то для ребенка с повышенной тревожностью, в депрессивном состоянии, для невротичного подростка они могут оказаться слишком тяжелы и послужить спусковым крючком.
Именно поэтому близкому окружению подростков важно уметь понимать их состояние, быть на стороне подростка, а не против него. Уметь вовремя распознать признаки депрессии, например, которая у подростков протекает иначе, чем у взрослых людей. Понять, что ребенку нужна помощь, а не закручивание гаек и «воспитание».
- Еще один неизбежный и надоевший вопрос – про «синий кит» и соцсети.
- Специалисты утверждают, что прямой связи установлено не было. Конечно, анализируя контент суицидальных групп, приходишь к выводу, что он может вызвать негативные мысли даже у взрослого устойчивого человека. Так же присутствующие в механизме этой «игры» факторы угрозы со стороны администраторов усугубляют ситуацию. Если смотреть на вопрос со статистической точки зрения, довольно сложно предположить, что эта технология сможет вызвать массовый эффект.
Это больше похоже на субкультуру, которая помогает переживать подростковый кризис и страх смерти. Но не нужно забывать и о том, что единичные дети все-таки могут быть подвержены такого рода влиянию.
Кроме того, анализируя вопрос с точки зрения развития поколений, можно сказать, что у каждого нового поколения подростков своя угроза. Когда-то это было насилие и дворовые банды, когда-то массовая наркотизация. Сегодня, с широким распространением Интернета, возникают онлайн-опасности.
И это не только «киты», это и вовлечение в секты, педофилия, потребление неподобающего возрасту контента, чрезмерное увлечение играми и онлайн-реальностью и прочее. Родителям важно понимать характер опасностей, и опять же, быть с ребенком в этом процессе. Запретами дело тут не решается – это очевидный опыт многих родителей. Фильтры и контролирующие программы работают только до определенного возраста, очень скоро ребенок научается их обходить. Важно прививать культуру использования интернета с раннего возраста.
Объяснять, показывать, что сеть - всего лишь инструмент, и его можно использовать очень по-разному. Как ножом можно убить, а можно нарезать салат. Так и с интернетом - его можно использовать для обучения и развития, полезного общения, поиска важной информации, для чего раньше, например, приходилось ездить в библиотеку на другой конец города. Новые технологии устойчиво вошли в современную жизнь, и отказ от них - это стратегический проигрыш.
Хочется подчеркнуть, что уход в онлайн часто говорит о том, что подросток не находит альтернативы в реальной жизни, чего-то более интересного и достойного его внимания. Между тем, при проведении анонимного опроса, многие подростки Казахстана сказали, что хотели бы проводить больше времени с родителями...
- И, наконец, совет родителям: какие можно принять меры?
- Внимательное отношение семьи и близких к своим детям. Понимание особенностей их развития, умение вовремя прийти на помощь. И отсутствие стыда или страха при обращении за помощью к помогающим специалистам - психологам, психотерапевтам, открытость и желание обращаться к ним. Во все мире визит к психологу это то же самое, что и визит к стоматологу или парикмахеру. Нам не приходит в голову лечить зубы или стричься самостоятельно, мы находим на это средства, но почему-то при этом многие считают, что «каждый сам себе психолог». Между тем, это серьезная профессия с очень длительным, можно сказать, пожизненным сроком обучения ей. Хороший специалист обучается непрерывно!
Да, сейчас есть большая проблема с качеством психологической помощи, рынок этих услуг до конца не отрегулирован, но людей и центров, способных оказать качественную помощь, уже достаточно, главное - интересоваться и искать.
Первый шаг в решении проблемы - это признать ее. И не опускать руки в процессе решения. Когда речь заходит о психологии, быстрой волшебной таблетки, к сожалению, не бывает. Хорошая новость в том, что путь осилит идущий...
Фото: из открытых источников в Интернете и из личного архива Светланы Богатыревой.