Обзор казахоязычной прессы (11 января)
* Қалайсың? - как здоровались казахи
* Казахским мужчинам не место на кухне!
* ДУМК сделало заявление по поводу платков школьниц
* Певица Тусупбаева намерена подать в суд на Баян и ее сестру
ABAI.KZ: «Қазақтар Қазақстанда диаспора болса, мына ел мен жердің иесі кім?» («Если казахи в Казахстане - диаспора, то кто хозяин этой земли и страны?») – Житель Мангыстауской области Мухамбеткарим КОЖЫРБАЙУЛЫ пишет, что так и не дождался разъяснения термина «диаспора», употребленного в одном из законов в отношении казахов.
«Если, как указано в этом законе, казахи являются диаспорой в Казахстане, то кто хозяин на этой земле и в этой стране? Мы так и будем называться диаспорой, не имея права на родной земле быть хозяевами? Чем это чревато? Или мы на самом деле, распродав землю иностранцам, стали диаспорой?» - задается он вопросами.
Автор напоминает, что еще полтора года назад опубликовал открытое письмо на портале abai.kz. В нем он приводит отрывок из закона «О языках» (1997 год, 11 июля), 4 статья которого гласит: «...создавать все необходимые организационные, материально-технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан; оказывать помощь казахской диаспоре в сохранении и развитии родного языка».
STAN.KZ: «Амандасу әдебі: Қазақ қалай амандасқан?» («Правила приветствия: как здоровались казахи?») - Издание рассказывает о приветствиях казахов в древности, которые указывали на социальный статус и материальное состояние.
«К примеру, простолюдины не могли приблизиться к хану или султану, не склонив голову и не прижав руки к груди. А если правитель протягивал руку, они приседали на одно колено и пожимали руку. Человеку из среднего сословия не обязательно было прижимать руки к груди, но нужно было склонять голову. В свою очередь хан или другой вышестоящий человек в знак приветствия мог положить руку на плечо или пожать руку.
Если же встречались два человека (мужчины) из равных социальных слоев, но малознакомые, то они просто здоровались, пожимая обе руки. А если это были знакомые люди, то они после рукопожатий еще и обнимались, соприкасаясь левым и правым плечами.
Женщины - представительницы одного социального слоя здоровались, слегка поклонившись друг другу, но никогда не брались за руки. Женщины более низкого происхождения приветствовали жен султанов легким кивком, опустив глаза. Но с супругами именитых султанов или ханов принято было здороваться, склонив голову, опустив взгляд и при этом проводя ладонями по лицу.
Молодая женщина приветствовала старших родственников, присев на одно колено, делая «салем». При встрече казахи всегда спрашивали: «Мал-жан аман ба?». Что означало: «Все ли живы-здоровы, цел ли скот?» - так они справлялись о делах друг друга.
Сейчас у нас выросло поколение, которое перестало придавать значение правилам приветствия. Способы приветствия стали однотипны. Люди вместо того чтобы выражать пожелания другу другу, здороваются, словно, просто задавая вопрос: «Сәлеметсіз бе», «Қалайсың?». И отвечают тем же вопросом», - подмечается в материале.
FACEBOOK.COM: «Қазақ жігіттерін ас үйден қуатын кез келді» («Казахским мужчинам не место на кухне») – Известный спортивный комментатор Амангельды СЕЙТКАНОВ считает, что казахские мужчины не должны заниматься домашними делами.
«Где это видано, чтобы мужчины-казахи околачивались на кухне? Вы когда-нибудь встречали такие выражения, как: «Кунанбай помогал резать мясо Улжан» или «Абай лепил пельмени вместе с Айгерим»? Это даже звучит смешно. Казахские мужчины всегда были далеки от домашних дел. Я имею в виду кухню, посуду, готовку. Сейчас часто встречаются такие, которые чуть что выкладывают фотографии, где они готовят, делятся рецептами. Появилось много кулинарных передач с участниками-мужчинами. Нас тоже приглашали, кстати, но пришлось вежливо отказаться. Для меня кухня это лишь место для принятия пищи, все остальное на женщинах. Я даже хлеб не умею правильно нарезать. Один уважаемый человек как-то сказал мне: передай всем этим «шеф-поварам» в эфире, пусть держатся подальше от кухни. Лучше пусть пропагандируют мужественность, играют хотя бы в асыки, из ружья стреляют, на турниках подтягиваются, что-ли. И так обмельчали нынче мужчины. Передаю его пожелания», - написал он на своей странице в Facebook.
ALASHAINASY.KZ: «Діни басқарма оқушылардың орамал тағуына қатысты мәлімдемесін жариялады» («Духовное управление опубликовало заявление по поводу ношения платков школьницами») - Духовное управление мусульман Казахстана выразило свою позицию по ситуации с платками в школах.
«Ислам не обязывает надевать платки маленьких девочек, так как они еще не достигли половой зрелости, не понимают основного смысла и значения ношения платков. По шариату 9-летние девочки не считаются совершеннолетними. Мусульманские ученые, основываясь на особенностях женской физиологии, с учетом мнения общественности, определили возрастом совершеннолетия для девочек 15 лет. Именно с этого возраста мусульманки обязаны носить платки. Главное, чтобы каждая мусульманка сама смогла осознать важность ношения платка, понимала ответственность этого и по своему желанию приняла Аллаха. Основная обязанность мусульманина, прежде всего, дать детям образование и воспитание», - говорится в заявлении.
JULDIZDAR.KZ: «Маған қоқан-лоққы жасап жатыр: Меруерт Түсіпбаева Баян мен Бағымды сотқа бермек» («Меруерт Тусупбаева: Мне угрожают Баян и Багым, буду подавать в суд») - Певица Меруерт ТУСУПБАЕВА сообщает, что намерена обратиться в суд с жалобой на сестер-продюсеров Баян АЛАГУЗОВУ и Багым МУХИТДЕНОВУ.
«Я долго терпела оскорбления Баян и Багым, теперь они мне угрожают, поэтому я вынуждена обратиться в суд. Мы живем в демократическом государстве, и я, как заслуженный деятель, высказала в числе миллионов свое мнение. Имею на это право. В ответ сестры принялись оскорблять и унижать меня, угрожать мне. Предупреждаю: все комментарии, звонки будут записываться. Встретимся в суде», - написала она в Instagram.
Фото: abai.kz