На выставке можно увидеть экспонаты дореволюционной поры и узнать, как советские граждане, обходя запреты, поздравляли близких с Рождеством
Выставка, посвященная одному из главных христианских праздников, открылась в местном епархиальном музее. Число представленных здесь экспонатов просто не счесть, но в центре экспозиции – больше одной тысячи открыток. Около сотни из них – дореволюционной поры, когда рождественские открытки бывали настоящим произведением искусства, а к их созданию даже привлекали знаменитых художников - РЕПИНА, МАКОВСКОГО, ВРУБЕЛЯ, БИЛИБИНА.
На открытках конца XIX – начала XX веков, представленных на выставке, запечатлены зимние пейзажи, церкви, ангелы, румяные дети на санках и возле елки. Некоторые снабжены наивными, но добрыми пожеланиями. Хранитель музея Валентина Александровна МАХИНЯ поясняет, что все открытки – из частных коллекций, на оборотной стороне большинства из них - тексты поздравлений родным, друзьям.
Некоторые – на немецком языке, это открытки, которые в страну, где большинство храмов были уничтожены, а религия объявлена пережитком прошлого, попадали из-за рубежа. Есть поздравления, датированные 1928 годом, что кажется практически невозможным, ведь именно в это время выпуск рождественских открыток в стране был полностью прекращен. Началась новая волна антирелигиозной кампании, и пропагандистский лозунг гласил: "Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов".
Граждан СССР тогда полностью лишили рождественской елки, которая после семилетнего перерыва была преобразована в елку новогоднюю, а на смену героям религиозного праздника пришли Дед Мороз и Снегурочка.
- В 50-е годы начался массовый выпуск новогодних открыток и елочных игрушек, соответствующих задачам советского государства, - рассказала Махиня. - Есть на выставке открытки советской поры, 1950-60 годов. Большой вклад в развитие советских открыток внес художник Владимир Зарубин, который рисовал вот таких милых зайчиков, белочек, симпатичных зверушек с Дедом Морозом, - говорит Валентина Махиня.
Открытки и елочные игрушки той поры отражали эпохальные события - освоение целины, полет первого человека в космос.
- На выставке есть игрушки из ваты, стекла, пенопласта, - поясняет Валентина Александровна. - Вот грибки, вот корзина шишек. Есть игрушки на космическую тему, тему освоения Севера, игрушки с советской символикой, Аврора, моряк, красноармеец. Представлена также коллекция Дедов Морозов, часть из которых пришлось реставрировать.
Однако и в этот период Рождество не исчезло из жизни советских граждан. Об этом свидетельствуют поздравления 50-70 годов. Конечно, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но люди использовали дореволюционные запасы, открытки, изданные за рубежом, которые попадали в страну из Европы и США, а также репродукции картин на христианские темы и фотооткрытки, выпущенные нелегально.
Примером того, что даже в годы яростных антирелигиозных кампаний верующим людям удавалось что-то отстаивать и сохранять, является сам храм Всех святых, при котором и создан епархиальный музей. До революции в Петропавловске было семь православных церквей, пять из низ разрушили, один отдавали под производство (вернули после Великой Отечественной войны), и только в этом храме богослужения ни на день не прерывались.
- Наш храм с 1894 года, как только был построен на средства местных купцов Хлебниковых и Цаплиных, не закрывался никогда, - сказала Валентина Махиня. - За это время накопилось очень много исторически ценных вещей, богослужебных книг, икон, старинной церковной утвари. Например, Евангелие в деревянном переплете, 1745 года, изданное еще при императрице Елизавете. Сохранился даже первый замок, на который запирались двери храма.