Складывается впечатление, что задержки - не случайность
Последние несколько месяцев экспедиторы, занимающиеся доставкой грузов из Китая, сталкиваются с серьёзными проблемами: они не могут ввезти товары на территорию Казахстана. Ratel.kz уже публиковал серию материалов на эту тему, но в декабре ситуация переросла в настоящий транспортный коллапс. Китай четыре раза отменял отправку блок-поездов. Из-за проблем на границе стали расти цены за отгрузку. Сейчас за перегруз товара платят выше семи тысяч долларов. Контейнеры скопились не только на пограничном переходе Алашанькоу-Достык, но и на станциях ожидания.
Корреспондент Ratel.kz связался с генеральным директором экспедиторской компании Евгением КАНОМ. Он рассказал, как обстоят дела на границе сейчас. По его словам, у компании появились проблемы примерно в августе.
- Раньше мы доставляли грузы из Китая в основном двумя способами: либо автоперевозка, либо железнодорожная перевозка. Проблемы с автоперевозкой начались в августе. Тогда все задержки связывали с пандемией, плюс водители сдавали тесты ПЦР. А потом их стали держать на границе. Было даже поначалу смешно: скидывали фото, где стоит очередь из нескольких десятков машин. Ничего не перегружали, на китайскую границу не пускали, - объясняет Евгений Кан.
За дни простоя водителям тоже необходимо платить. В итоге, по словам Евгения, цены на автоперевозку стали такими высокими, что не было смысла пользоваться такими услугами. Тогда экспедиторы решили поставлять грузы по железной дороге.
- Там всегда было стабильное расписание. Допустим, если мы загружали контейнер товарами в понедельник, то знали, что в следующую субботу успеем его отправить. Потом он мог около двух недель ехать до границы, на границе его перегружали несколько дней, и уже в Казахстане мы отправляли его покупателю. Мы всегда могли точно рассчитать время. Но сейчас этого не происходит. Есть у нас яркий пример: человек заказал товар в начале октября, у нас было на доставку около двух недель. Мы посчитали по времени с отправкой, вроде успевали. Но груз так и не приехал до сих пор. Хотя мы даже его перевезли в другую провинцию, когда нам сообщили, что там есть свободная платформа. В итоге я не могу даже сказать клиенту через сколько недель приедет контейнер, - рассказывает предприниматель.
По словам Евгения, китайская сторона регулярно переносит сроки отправок груза по разным причинам. Китайцы объясняют, что у них все на удалённой работе, недостаточно работников, не работает техника и другие причины.
- Причём это не какие-то официальные постановления, это просто такие условные сообщения с их стороны. Нас ставят в известность, но эти телеграммы - не официальная бумага. Мы их даже клиентам не можем предъявить. И новостей на эту тему нет, например, на сайтах того же "Казахстан Темир Жолы". Они говорят, что увеличили количество платформ для контейнеров, но на деле это не работает. Потому что груз просто в принципе не двигается! - возмущается Кан.
С автоперевозкой ситуация такая же напряжённая. Сейчас на границе стоит несколько сотен фур, которые ждут погрузки. В сутки могут пропустить около десятка машин, но не более.
- Даже чехлы для мобильных телефонов привезти не так просто, хотя перед праздниками это ходовой товар. Я сейчас собираю около 40 тонн грузов на "Боинг", потому что это единственный надёжный способ доставить заказ клиентам вовремя. При этом нам уже грозят и судами, и скандалами, но клиенты это делают не для денег. Они на судах ничего не заработают. Просто у людей простаивает бизнес: у них тоже свои обязательства и контракты, кредиты, деньги, которые вложены в товар. Мы им объясняем ситуацию, но в итоге получается, что у нас не только экспедиторы страдают, но и другие бизнесмены. Кто и как должен решать эту ситуацию, я даже не представляю, - резюмирует Евгений Кан.
При этом у экспедиторов складывается впечатление, что задержки со стороны Китая - это не случайность, а, вполне вероятно, намеренная акция. Поскольку таких проблем нет на границе Казахстана с Россией или с доставкой груза из Европы.
Сейчас Китай дал разрешение на вывоз грузов со своей стороны. Но пока в Казахстан ввозят то, что было заказано ещё в октябре. При этом контейнеров на границе около пяти тысяч, а площадок всего лишь триста. Экспедиторы не знают, как долго продлится щедрость китайцев, поскольку запрет могут наложить в любой момент, а грузы перегружают очень медленно.
Иллюстративное фото: 24.kg.