Речь идёт об участке трассы Худжанд — Канибадам на границе с Кыргызстаном, который не ремонтировался со времён распада СССР
Таджикистан приступил к ремонту участка автодороги на окраине одного из крупных сельских населённых пунктов Согдийской области — джамоата Хистеварз Бободжон-Гафуровского района, расположенного вдоль линии границы с Кыргызстаном.
Сопредельными с джамоатом Хистеварз являются кыргызские айылы Борбурдук, Жаны-Жер и Достук (Арка) Лейлекского района.
Участок автотрассы Худжанд — Канибадам, вдоль которого вперемешку расположены населённые пункты Таджикистана и Кыргызстана, на протяжении многих лет оставался предметом территориального спора между двумя соседними странами и практически со времени распада СССР не подвергался ремонту.
Перспективы реконструкции и реабилитации этого участка автодороги Худжанд — Канибадам, считающейся важной транспортной артерией Ферганской долины, появились после того, как стороны поставили точку в пограничном споре и в феврале 2025 года подписали Договор о границе.
Однако ремонтные работы пришлось отложить: стороны ожидали окончательного завершения процессов делимитации и демаркации границы, включая подписание Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном договора о точке стыка государственных границ. Лишь после того, как линия границы была окончательно зафиксирована проволочным ограждением с обеих сторон, начались ремонтные работы.
Генеральный директор транспортной компании «Худжанднаклиёт» Музаффар Носирзода сообщил, что с учётом статуса и значимости автотрассы работы будут завершены в максимально сжатые сроки, чтобы не создавать серьёзных неудобств для населения. Автотрасса Худжанд — Канибадам не только связывает крупные города на севере страны, но и, являясь международным транспортным коридором, обеспечивает сообщение между тремя государствами — Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Автотрасса Худжанд — Канибадам, интегрированная с другими транспортными коридорами, имеет выходы к границе Узбекистана как на северо-востоке (Патар — Андархан), так и в западном направлении (Фотехобод — Ойбек, Сарбанд — Бекабад).
Существует также выход к двум контрольно-пропускным пунктам на границе с Кыргызстаном — Гулистон — Кызыл-Бел и Маданият — Кайрагач. По данной дороге осуществляются грузоперевозки в КНР, Казахстан и Россию.
Худжанд издревле считался торговым перекрёстком Великого шёлкового пути, связывавшим такие крупные древние города Центральной Азии, как Андижан, Маргилан, Наманган и Фергана на севере, с городами Ташкент и Чимкент на западе, а также Самаркандом, Мервом и Бухарой на юге. По мнению специалистов, у Худжанда есть хорошие перспективы восстановить этот исторический статус, поскольку в последние годы в Центральной Азии наметилась устойчивая тенденция к региональному сближению, развитию дружбы и добрососедства.
«Наша задача — связать все международные транспортные коридоры страны между собой и создать транспортные артерии, способные превратить Таджикистан в транзитную страну между Севером и Югом. Качественная логистика и сервис, соответствующие международным стандартам, — это не только имидж страны, но и услуги, доходы, а значит, развитие государства и благосостояние народа», — отметил Музаффар Носирзода.
По информации транспортной компании «Худжанднаклиёт», протяжённость реконструируемого участка автодороги «Вохури — Сарисохил (Арка)» составляет чуть более 4 км.
Этот участок имеет особое значение, поскольку альтернативной дороги по левобережью Сырдарьи в северном направлении не существует. В рамках проекта планируется строительство двух мостов, установка светофоров на пересечениях, дорожных знаков и освещения, а также размещение сервисных объектов — автозаправок, пунктов ремонта и питания. Завершить все работы планируется к началу весны.



