Тимур Сулейменов объяснил, почему правительство старается не замечать долги квазигосударственного сектора
На снимке: министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Законопроект по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, который презентовал в мажилисе во вторник, 12 сентября, министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, позволяет национальным компаниям выкупать у государства свои акции.
На эту поправку в ходе обсуждения обратил внимание депутат Омархан ОКСИКБАЕВ (на снимке).
- В случае неосвоения средств законопроект предусматривает право выкупа своих акций эмитентом у государства. Это те же государственные средства. Теперь акционер на эти же деньги выкупает акции свои. Это кого мы обманываем? Или я чего-то не понял? Или не так написано, или здесь что-то скрытно заложено? – удивился он.
Такая постановка вопроса озадачила Тимура Сулейменова, и он принялся путано объяснять, для чего правительство предложило внести такой пункт.
- Допустим, выделили пополнением уставного капитала какую-то сумму. Условно 10 миллиардов тенге. И по итогам года либо в связи с экономией, либо в связи с неосвоением эти средства остаются. И естественно, что это является нежелательной ситуацией и необходимо эти деньги вернуть. Исходя из гражданского законодательства, исходя из законодательства об акционерных обществах, вытащить деньги из уставного капитала можно только через выкуп акций, - сказал министр нацэкономики. - Как происходит? Мы 10 миллиардов даем и на эти 10 миллиардов увеличивается акционерный капитал, выпускается дополнительная эмиссия акций и на эти 10 миллиардов увеличивается акционерный капитал. Соответственно, когда в моем примере на 2 миллиарда сложилась экономия и надо эти средства вернуть государству, тогда он берет эти живые деньги и свои акции, владельцем которых является государство, выкупает обратно.
Собравшись с мыслями, Тимур Сулейменов уточнил, что это создает правовой и финансовый механизм возврата средств, которые были вложены в уставный капитал квазигосударственной компании.
- Но я хочу отметить, что мы стараемся отходить от практики пополнения уставных капиталов, а больше переходить на бюджетное кредитование. Потому что там возвратность средств есть. На самом деле из-за того, что бюджетный кредит дается под очень низкий процент, по сути это деньги практически бесплатные, так же как и в случае пополнение уставного капитала. Однако возвратность средств обеспечивается гораздо проще, - оправдывался он.
Но депутаты решили не сдаваться так легко. И следом подняли вопрос об усилении контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора. После чего и вовсе предложили дать долгу нацкомпаний статус госдолга.
- Наша работа связана с поддержанием суверенного рейтинга нашей страны, а это один из важнейших показателей инвестиционного климата. И если мы начнем на законодательном или подзаконном уровне прямо признавать долг квазигосударственного сектора государственным долгом, это даст сигнал, что мы готовы, как суверен, принять на себя безоговорочно обязательства квазигоссектора. Это в мировой практике в принципе не делается. А, во-вторых, это уровень государственного долга сильно повысит и повлияет на все наши модели с точки зрения нашей фискальной и экономической устойчивости, - ужаснулся Тимур Сулейменов.
Министр нацэкономики подчеркнул, что подход, согласно которому государство проводит мониторинг, контроль и согласование займов нацкомпаний, правильный. Но депутатов это, похоже, не удовлетворило.
- Они расслабились вообще, - сказал кто-то из парламентариев в микрофон.