Не вижу политической решимости вице-премьера в защите социальных прав казахстанцев.
Одним из главных политических итогов очередной перекройки органов госуправления является следующее: буквально у всех на глазах и при молчаливом попустительстве социально ориентированных общественных организаций «слились в экстазе» и потеряли свой былой статус министерства и ведомства социального блока.
Конечно, на словах и в цифрах у нас все хорошо. Казалось бы, по официальным данным, финансирование социальной сферы растет. Однако нужно смотреть структуру этих расходов, ибо есть большая разница между строительством помпезного ледового катка в Алматы или Астане и материальной помощью тем же малоимущим. Более того, эти цифры не совсем соответствуют реальному положению дел. Например, в них не учитываются недавняя девальвация тенге и повышение цен на бензин. Оба эти фактора резко снизили уровень жизни простых казахстанцев. Об обещании власти ходить по рынкам и магазинам и не допустить роста цен на товары первой необходимости я промолчу: чужие, то есть чиновники, там не ходят. Причем давно!
А адекватной реакции со стороны правительства в форме адресной поддержки малоимущих и работников бюджетной сферы как не было, так и нет. К тому же в наших специфических условиях весьма важен и чиновничье-бюрократический фактор. А он таков: сужается сфера государственной ответственности за проведение социальной политики. Нет куратора - нет проблем!
Смотрите.
Вместо двух самостоятельных министерств создается одно министерство здравоохранения и социального обеспечения. Не нужно, наверное, объяснять, что медицина и соцобеспечение - это все же довольно разные и не совпадающие по многим параметрам сферы.
Создано новое министерство культуры и спорта, которому переданы функции и полномочия минкультуры, агентств по делам религий, спорта и физической культуры. Эдакая спортивно-культурная куча мала. Хотя в объединении религии... со спортом что-то есть. Ибо здоровый образ жизни приветствуется всеми конфессиями.
Идет «комитетизация» власти. Но в их ряду все меньше социально ориентированных комитетов, социальная сфера опущена до уровня департаментов.
В результате нынешней адмреформы однозначно нарушен баланс между фискальными и социальными органами власти. В такой ситуации у социальных ведомств меньше возможности оппонировать тем, кто будет требовать все большего уменьшения социальных затрат государства. А причины на то всегда найдутся. Получается, что здоровая внутриправительстванная дискуссия фактически уничтожается и переходит на уровень монолога тех, кто считает, что «социалка может подождать».
Конечно, власть может парировать, что наконец-то появилась должность «социального» вице-премьера. Но я уверен, в наших суровых условиях, когда социальное напряжение в обществе растет (и будет расти!), нам нужен (или нужна) более наступательный социальный чиновник, способный вести разговор не только со своими коллегами, но и с простым народом. Особенно накануне выборов 2016 и 2017 годов. Ничего не имею против нынешнего вице-премьера, но не вижу в ее глазах политической решимости и принципиальности в защите социальных прав казахстанцев.
В общем, во время очередной перекройки правительства организационную победу одержали не сторонники социализации государства, а бюрократы-технократы. И получается, что нынешнее правительство не считает социальную сферу приоритетной в своей работе!
У них приоритеты другие.
И мы об этом знаем.
P.S. Кстати, согласно Конституции, Республика Казахстан, помимо прочего, является социальным государством.