Что нужно делать правительству Сагинтаева?
Постоянный автор Ratel.kz Жарас АХМЕТОВ предложил цикл заметок, в которых излагается его взгляд на состояние нашей экономики. Известный экономист полагает, что данные рекомендации помогут правительству добиться экономического роста.
Сегодня мы публикуем часть 5. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
* Насколько обеспечивает себя Казахстан
* Дефицит рыночной информации
* Что может государство?
Насколько себя обеспечивает Казахстан?
На заседании правительства 29 ноября 2016 г. рассматривались новые механизмы по вовлечению безработных граждан в продуктивную занятость и развитию массового предпринимательства в Казахстане.
Но в каких отраслях они найдут для себя применение?
Не раз и не два доводилось читать в социальных сетях и средствах массовой информации, что Казахстан ничего своего не производит и полностью зависит от импорта. Изредка, можно сказать - совсем-совсем редко, встречаются попытки доказать обратное - что в Казахстане таки производятся востребованные рынком товары.
Кто же ближе к истине?
Некоторое представление о зависимости от импорта могут дать таблицы 1 и 2, в которых сведены данные по доле импорта отдельных товарных групп. Таблицы составлены на основе «Матриц формирования ресурсов», публикуемых Комитетом по статистике.
В таблице 1 мы видим высокую зависимость от импорта в продукции машиностроения. Единственная товарная группа в машиностроении, на 100% обеспеченная за счет отечественного производства – «Приборы для измерения расхода или уровня жидкостей, электронные».
В таблице 2, где отображены данные по потребительским товарам, мы видим высокую долю отечественного продукции в производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий – 74% товарных групп обеспечены на 50 и более процентов собственным производством.
Другая картина в производстве одежды и обуви. Только одна товарная группа – «Костюмы спортивные, лыжные и купальные и одежда прочая» – обеспечена казахстанским производством. Остальные товарные группы на 100% зависят от импорта.
Примерно также обстоят дела в производстве продукции бытовой химии и изделий из пластмасс, продукции машиностроения.
В целом, мы видим высокую зависимость от импорта в производстве товаров. И если есть желание вовлечь безработных граждан в продуктивную занятость и в массовое предпринимательство, надо создать благоприятные условия для роста доли отечественного производства.
Дефицит рыночной информации
На путях развития отечественного производства много барьеров, но особо стоит выделить дефицит рыночной информации и примыкающую к ней проблему рыночного продвижения произведенных товаров.
В том, что в стране есть проблемы с качеством услуг в области рекламы и изучения рынка, можно убедиться, если посчитать корреляцию между отношением объема оказанных услуг к объему выпущенной обрабатывающей промышленностью продукции и индексом физического объема выпуска обрабатывающей промышленности.
Без временного лага коэффициент корреляции равен -0,218.
С временным лагом в 1 год коэффициент корреляции равен -0,577.
С временным лагом в 2 года коэффициент корреляции равен -0,723.
Отрицательный коэффициент корреляции показывает, что рост расходов на маркетинг не ведет к росту продаж (если предположить, что все, что произведено, продается). Это, несомненно, является признаком низкого качества маркетинговых услуг.
Из множества важных вопросов, связанных с производством продукции, выделим три, связанных с рыночной информацией: 1) сведения о потенциальных поставщиках необходимого сырья, материалов и комплектующих; 2) сведения о емкости рынка производимой продукции и потребительских ожиданиях по качеству и цене; 3) сведения о конкурирующих предложениях.
Ответы на эти вопросы позволят управлять издержками, выбрать оптимальный объем выпуска, удовлетворить запросы потребителя. Но, как мы уже увидели, качество услуг по нахождению этих ответов у нас в стране низкое.
Что может государство?
Государство может, а на самом деле - должно взять на себя часть издержек, связанных с изучением рынка. А сам этот вид деятельности должен быть лицензируемым, чтобы отсечь недобросовестных исполнителей. Лучше всего было бы, если бы лицензированием занималось, по примеру аудиторов, профессиональное сообщество.
Государство должно взять на себя и часть расходов по рекламе отечественной продукции. Узнаваемость товара имеет важное значение: покупатель, особенно если речь идет о потребительских товарах, ограничен в своих знаниях о предмете своей будущей покупки – только внешний вид и цена. И осуществляя выбор, как правило, склоняется к более известной торговой марке.
Мы гораздо лучше знакомы с продукцией «Бенеттон», чем отечественных производителей. И даже если речь идет о подделке, предпочтем отечественной продукцию с этой торговой маркой – просто потому, что мы ее лучше знаем.
Государственные субсидии рекламных услуг помогут улучшить свои финансовые показатели и средствам массовой информации – а это ведь тоже рабочие места и предпринимательская активность. Заодно повысит конкуренцию, а значит, и качество информационных услуг.
В любом случае, на мой взгляд, эти государственные расходы принесут больше пользы, чем поддержка непонятно каких проектов из Дорожных карт бизнеса.
Думаю, что Национальной палате предпринимателей необходимо более плотно заняться решением этих проблем – провести тщательный анализ, подготовить на его основе предложение и выйти с ними в правительство. Со своей стороны, всегда готов принять участие в такой работе.
По секрету сообщу, что у коллеги Ануара УШБАЕВА есть интересные соображения на эту тему.
Проблемы отечественного производства не исчерпываются дефицитом рыночной информации. В следующей заметке поговорим о том, что делать с высокой степенью износа основных фондов и низкой загрузкой производственных мощностей.
Иллюстрация: azattyq.org