Пластиковый пакет, один из фетишей советских времен, стал главным героем эко-арт акции AlaDalaArt, что стартовала в Алматы, в пространстве SIGS Space
На снимке: Выставка в галерее ART SPASE kz.
* Год целлофанового молчания
* Есть горы мусора - и есть степи мусора
* Политика преходяща, целлофановое искусство – вечно
Если кто забыл: в советское время пластиковые пакеты берегли. Их стирали и тщательно разглаживали. С ними носились примерно так же, как сегодня носятся с сумкой Louis Vuitton, и - это невозможно представить - но лишь лет 20 назад пластиковые пакеты заняли свое «законное» место на кухне под раковиной.
Именно там их разглядела художник Сауле СУЛЕЙМЕНОВА.
Год целлофанового молчания
Сначала ей понравились цвета: производители пластика традиционно не жалеют красок. Потом – фактуры. Глянцевые и блестящие, плотные и полупрозрачные, пакеты будто просились на холст. Так родился совершенно неожиданный для кого-нибудь другого, но совершенно ожидаемый для Сауле, с ее бесконечными поисками новых форм и выражений, жанр - целлофановая живопись.
За красивым и даже немножко изысканным названием стоит еще тот труд – не с кистью за мольбертом, а на полу с горячим пистолетом: пластиковые пакеты отказываются как-нибудь иначе приклеиваться друг к другу. Только сварка. И только бесконечное терпение Сауле. Это оно помогло ей создать огромное полотно «Келин» для фестиваля Artbat FEST.
Работа над "Келин".
Сауле перенесла на картину старую архивную фотографию, и чья-то прапрабабушка кротко и мудро смотрела на нас с неба над алматинским Арбатом. Потом был проект в АУЦА (Американском Университете в Центральной Азии) в Бишкеке, а потом – почти год целлофанового молчания.
Есть горы мусора - и есть степи мусора
И вот – новый проект. AlaDalaArt. Буквально – пестрая степь. И такой же буквальный смысл. Наша степь сегодня пестрит всевозможным пластиковым мусором, в том числе – пакетами всех цветов радуги. Вот Сауле и решила сделать степные пейзажи из того, чем сегодня засорена наша земля.
На презентации в SIGS Space она представила одну из новых своих работ: бело-голубая зимняя степь, похожая на море.
Новая работа Сауле Сулейменовой в жанре целлофановой живописи.
По задумке Сауле, через два-три месяца таких работ у нее будет достаточно для новой персональной выставки целлофановой живописи, а пока…
Пока художник Сауле Сулейменова и куратор проекта AlaDalaArt Тогжан САКБАЕВА предлагают всем нам собирать чистые пластиковые пакеты в специальные контейнеры (главный – в пространстве Aurora Space, около театра оперы и балета имени Абая).
Тогжан Сакбаева и Сауле Сулейменова.
Выбрасывая пакет в такой контейнер, вы можете быть уверены: он будет не просто утилизирован, но утилизирован в искусство. Для этого даже есть специальный термин – арт-утилизация.
Политика преходяща, целлофановое искусство – вечно
Если пакетов будет много – Сауле сможет создать не только картины, но и целые инсталляции из прессованного пластика.
- На самом деле единственное, что от нас останется – это искусство, - сказала она на презентации. – Ни политика, ни экономика – это все преходяще. А искусство останется, и парадокс целлофановой живописи в том, что здесь главный минус пластика – то, что с ним ничего не делается, он не плавится и очень долго не разлагается – превращается в плюс. Эти картины практически вечны!
Фото: автора и из архива Сауле Сулейменовой.