Дана Орманбаева: Казахские «понты» - это совершенно другая традиция

45510 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Понедельник, 02 Окт 2017, 14:30

Эксперт в событийном бизнесе о том, почему казахский той живуч и непобедим

На снимке: Дана Орманбаева.

Один из парадоксов современной казахской жизни: старые слова приобретают новое звучание. И я не об «изобретениях» сегодняшних горе-филологов – время им судья. Нет, я о том, как старые, добрые, любимые слова, в которых когда-то не было и тени негатива, сегодня звучат именно так: насмешливо, иронично, осуждающе... хорошо, если без откровенной злости.

«Аға», или «агашка» (ассоциации – властолюбивый, похотливый, нечестный, распилим бюджет, «усенов», «мажор», токал).

«Ұят» («уятмен», абсурд, паранджа, средневековье). 

«Ру» (трайбализм, властные кланы, гиря для Казахстана, живуч и непобедим).

И, наконец, самое-самое: «той».

Удивительно, сколько, оказывается, всего может вместить это короткое слово, поэтому я даже не рискну приводить здесь всю цепь ассоциаций. Но у большинства казахов она начнется со слова «понты», а закончится... ну, например, «кабальный кредит» или «ненавижу родню».

Тем не менее этот самый той сегодня, как и трайбализм, живуч и непобедим.

Почему? Что значит той для нашего сегодняшнего общества?

Этот и другие вопросы я задала эксперту в этой области (около 1000 проведенных мероприятий), управляющему партнеру компании DPARTNERS, event-продюсеру Дане ОРМАНБАЕВОЙ.

Читайте также
Я, Тышкан и Золушка

Порой на частном ивенте слушать артиста лучше, чем на концерте

- Совсем недавно мы готовили мероприятие и решили, что проведем нестандарным образом, пригласим гостей на выставку. Да, импровизированную, стилизованную, не-музейную, но все-таки настоящую выставку. И когда клиент спросил нас: «Почему такое решение, а не фейерверк и балет?», я ответила: «Пришло время создать для гостей иную атмосферу, которая будет не побуждать к веселью, а... даст успокоение. Пусть хотя бы на те два-три часа, что они здесь и с нами». И клиент переспросил: «Разве это не праздник? Ведь люди хотят зрелищ?» - и тогда я поделилась с ним своими наблюдениями. Что сегодня половина мозга казахстанца (за других не скажу) занята мыслями, которые чуть ли не генетически нам противопоказаны...

- Как в том анекдоте – «где мясо?»?

- Нет, я о глобальном, потому что о мясе мы как раз думали всегда. Мы не думали о внешнем мире. О внешней политике. О геополитической ситуации. Нам в голову не приходило, что однажды появятся все эти бесконечные санкции по отношению к соседним странам, которые рикошетом ударят по нам... А сегодня об этом думают все – от самого несведущего до самого продвинутого. Это и есть – «половина головы»... Но при этом понятно, что человеческая природа жаждет «хлеба и зрелищ». И во время войны нужен праздник.

Так пусть сегодня этот праздник, это зрелище, которое мы ему дадим, будет релаксирующим. Успокаивающим. Неагрессивным. И плюс еще, конечно, интеллектуальная составляющая: пусть люди не только отдохнут и расслабятся, но и получат пищу для ума – у нас же выставка. Я даже придумала хэштег для такого рода мероприятий - #eventintellect, и, как мне кажется, это может стать настоящим трендом в нашем бизнесе...

- Как уже, похоже, стали трендом премьеры песен известных артистов – на тоях, а не на концертах?

- Хорошо, опять пример. Сижу в одной компании и кто-то, как водится, начал: «Да ну этот ваш той-бизнес...». Я говорю: секундочку! Не стала спорить. Просто привела один-единственный аргумент, который сразу обезоружил моего собеседника. Я сказала: «Порой на приватном событии, где все отточено по звуку, по свету, где по пять часов идет саунд-чек (настройка аппаратуры и звука перед концертом, - Г.Т.) хорошего артиста слушать - настоящее удовольствие, и совсем другое - слушать его же, но под фанерную «балалайку» (фонограмма) на сцене концертного зала»... Это факт.

Читайте также
Власть и художник: любит - не любит?

Кайрат Нуртас и Турсынбек Кабатов – «наследники по прямой»

- Я хочу сказать, что мы сегодня вполне можем говорить о традиции праздновать события, как о некоей субкультуре. А может – и тогда пусть все-таки будет слово «той» - даже не о «суб», а об исконной казахской культуре, когда на тоях было все: от спортивных состязаний до айтысов.

- То есть вы просто продолжаете казахскую традицию.

- Отчасти. Я думаю, что эта модель – тоя, ивента, называйте как хотите – она, конечно, будет так или иначе трансформироваться, но останется по своей сути и самой природе, потому что это часть нашей ментальности. Мы, опять же, так устроены, что можем воспринимать инновации (давайте называть вещи своими именами – это инновации) вот таким образом – сидя за накрытым столом. И это, кстати, касается не только нас, но и всех восточных народов: застолье – это некое сообщество. Та же чайхана у наших соседей-узбеков - ежедневный обмен не только новостями, но и мнениями и суждениями. А у казахского варианта, в силу его «жанровых» особенностей, возможностей больше в разы, это не только обмен новостями и мнениями, но и музыка (причем живая!), это поэзия (опять живая, часто читает сам автор), это, как бы, может, это странно ни прозвучало, даже патриотическое воспитание... Я опять могу привести пример. Пока где-то в газетах и на сайтах ведутся споры и противопоставляются «нагыз» и «шала-казахи», на наших ивентах самая что ни на есть европеизированная молодежь, те, кто получил образование в Англии, Швейцарии, Америке, с удовольствием танцуют под песни Кайрата НУРТАСА. Я все думала, в чем его феномен, пока мне один известный артист не сказал как-то, что у голоса Кайрата есть какая-то тембральная особенность, некий субтон, который влияет на мироощущение на генетическом уровне. В буквальном смысле ласкает слух. Поэтому количество его поклонников растет в геометрической прогрессии, поэтому  его появление на любом мероприятии – залог успеха. Кто-то наслаждается, кто-то успокивается под его голос, а кто-то, конечно, танцует и веселится – неважно. Главное, что он – возвращаясь к мысли о казахской традиции – продолжает эту самую традицию, даря людям праздник и вдохновние. Ну а о том, какой Кайрат хороший человек, и говорить не приходится. Люди чувствуют и это.

- Если кто и продолжает у нас казахскую традицию, то это Турсынбек КАБАТОВ.

- Конечно. Он – настоящий «наследник по прямой» творцов казахского фольклора. Как и они, он импровизирует, он творит на глазах, все тексты, что он произносит – его собственные, никто не пишет ему «репризы» или какие-нибудь заставки. И знаете, в чем еще он – настоящий наследник наших старинных казахских авторов? Он иронизирует, но без сарказма. Он делает людей добрее и внимательнее, в своих иронических скетчах он говорит такое, что, может, завтра тот же муж-«феодал» совсем по-другому посмотрит на свою замученную жену, начальник-агашка – по-другому будет вести себя с подчиненными... То есть Турсынбек сегодня, в новейшей истории, гораздо более влиятелен, чем многие наши чиновники и идеологи, и при этом – без цели влиять. Он просто делает любимое дело. И это его преимущество, что он остается артистом. Прекрасный ведущий, теле- и медизвезда, он не лезет куда-нибудь в мажилис, не пытается стать начальником...

- В отличие от некоторых. 

- ...и в этом он опять – наследник по прямой народных казахских поэтов, которые выражали мнение народа, но никогда не лезли руководить им. И при этом его влияние – не косвенное, а самое что ни на есть прямое. То есть те эмоции, которые вызывают его выступления, влияют на людей, как я уже сказала выше, напрямую.

Читайте также
Война санкций: рикошет по Казахстану

Как на мероприятии «увидеть свои бабки»

- Напомните, пожалуйста, его гонорар.

- Это вы меня так «спускаете с небес на землю»? Скажу так, Турсынбек – самый высокооплачиваемый артист своего жанра. Но он того стоит. Знаете это выражение, популярное у бизнесменов – «я увидел свои бабки»? Так вот, в случае с Турсынбеком клиент всегда видит свои деньги. И в случае с нами – тоже. Вы знаете, на самом деле это хорошая тема и хороший вопрос, и я его ни в коем случае не боюсь. Потому что в нашей отрасли самое ценное – это даже не качественный звук, свет, оформление и прочее, и прочее: это эмоции, что в результате возникают. Они и есть критерий монетизации, «условная единица» измерения. То удовольствие, что испытывают гости, то послевкусие, что остается у них и у хозяев после успешного ивента... А как этого достичь, на самом деле не сможет объяснить никто. Я и мои коллеги, мы знаем, что действуем на подсознание. Мы просто чувствуем, в какой момент, в какую секунду сделать громче, ярче, сильнее, как сместить акцент... То есть это импровизация, и она тоже у нас в наших казахских генах, в нашей крови... Именно поэтому - возвращаясь к вашему первому вопросу – той «живуч и непобедим». Другое дело, что порой стремление провести свадьбу или юбилей «не хуже, чем у Маке» или «круче, чем у Баке» на самом деле принимает уродливые формы. Но вы знаете, казахские «понты» - это не к нам, не к тем, кто организовывает события. Потому что «понты» - это тоже казахская, но совсем другая традиция...    

Фото Руслана Османханова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером