9 августа - Всемирный день книголюбов. Известная алматинская писательница объяснила, почему видео и игры потеснили книги
По собственным ощущениям, в юности мы читали больше, чем молодежь сегодня, но, наверное, представление это спорное. Как принято было считать, несколько поколений граждан СССР принадлежали к категории самых читающих землян. Но согласиться с тем, что нынешние парни и девушки не читают литературу, а только "пялятся в гаджеты", нельзя. Множество молодых современников поглощены чтением. Это заметно в транспорте и повсеместно.
Причем часто читатели отдают предпочтение именно печатным изданиям. Стоит зайти в любой из книжных магазинов – там подавляющее большинство покупателей – молодежь. Приобретают и читают не только актуальную литературу, но и классику.
В Алматы в начале 2000-ных выходил журнал "Книголюб", выпускали его частным образом алматинские книгочеи – супруги Александр АЛЕКСЕЕВ и Лиля КАЛАУС. Все о журнале рассказала Лиля Калаус - филолог, писатель, литературный редактор.
- Первый номер "Книголюба" вышел в 2001 году, а последний – в 2014. Мы так долго продержались – даже самой странно, целых 13 лет! В основном нам это удалось благодаря тому, что мой муж Александр Алексеев открыл типографию - мы здорово экономили на печати, офисе, технике. А в последние три года, когда типография уже закрылась, выпускать журнал нам помогал спонсор. "Книголюб" был единственным СМИ Казахстана о книгах и литературе, причем именно о казахстанских книгах и казахстанской литературе.
- Почему возникла идея? О ком вы писали в этом журнале? С кем проводили интервью?
- Идея принадлежит мужу. Мы с ним оба филологи по образованию, оба книгочеи. И вот, когда он решил сам печатать книги – сказал: "Надо сделать казахстанское "Книжное обозрение". Была такая советская газета, сейчас она тоже, кажется, выходит в России. Название, конечно, немного наивное придумали – "Книголюб"… Ну, что поделать. Зато о многом успели рассказать. О наших писателях и поэтах, литературных событиях, а главное – о наших книгах. Часто писатели и критики становились героями интервью. Вообще, было много рубрик, со временем "Книголюб" освоил, наверное, все публицистические жанры – от очерка до репортажа.
На снимке: с казахстанскими писателями Адольфом Арцишевским и Александром Каном.
В последние годы концепция изменилась: от книжных обзоров мы ушли к литературе, и называться журнал стал "литературно-художественным изданием". Дело в том, что освещать книги, книжный и издательский рынок нашей страны оказалось делом слишком сложным и неблагодарным. "Книжная палата Казахстана" на сотрудничество не шла, издательства и книжные магазины не видели смысла давать нам рекламу, у них и так книги продавались. Впрочем, книжной рекламы, если вы заметили, в стране нет и сейчас. Вот и пришлось сфокусироваться на литературе.
- Кто из знаменитых казахстанских авторов публиковался на страницах журнала?
- Известный краевед Владимир ПРОСКУРИН долго вел у нас рубрику об истории Верного-Алма-Аты-Алматы. Среди авторов журнала отметились, наверное, все ведущие тогда писатели, поэты, литературоведы и литературные критики – Герольд БЕЛЬГЕР, Виктор БАДИКОВ, Елена ЗЕЙФЕРТ, Ербол ЖУМАГУЛОВ, Людмила МАНАННИКОВА, Павел БАННИКОВ, Адольф АРЦИШЕВСКИЙ, Бахытжан КАНАПЬЯНОВ, Вера САВЕЛЬЕВА, Юрий ГРУНИН, Геннадий БАННИКОВ, Дюсенбек НАКИПОВ, Юрий СЕРЕБРЯНСКИЙ, Хаким БУЛИБЕКОВ,Зира НАУРЗБАЕВА, Таласбек АСЕМКУЛОВ, Александр КАН и многие-многие другие. Уделяли мы внимание также нашим издательствам и библиотекам, например, тесно сотрудничали с детской библиотекой имени Бегалина и ее легендарным директором Софьей Кумаровной РАЕВОЙ, с областными библиотеками. Была у нас и рубрика "Дебют", в которой мы публиковали стихи и прозу начинающих авторов.
Также мы активно привлекали к сотрудничеству и авторов из других стран. Например, у нас публиковались Бахыт КЕНЖЕЕВ, Евгений РЕЙН, Юрий ДРУЖНИКОВ.
На снимке: с поэтом Бахытом Кенжеевым.
- Ведь это была эпоха, когда все запоем не только писали, но и читали.
- Нет, уже нет. Запойные читатели остались в далеком советском прошлом. А в новом времени, начиная с 90-х, книга в сознании наших соотечественников и вообще постсоветских людей постепенно заняла то место, которое она и занимает в жизни людей остального мира. Далеко отстав от лидеров – ТВ, кино, интернета с его ютубом и тик-током, она в области познания и развлечения находится сегодня где-то между кулинарией и турблогами. Я это говорю без горечи и сарказма, это правильно.
Более того, думаю, слава СССР как "самой читающей страны мира" была основательно раздута. Советские люди читали, потому что делать было особенно нечего. Ситуацию оживлял книжный дефицит, охота за книгами, книжные обмены и спекуляции… Достать хорошую книгу было трудно. А какая тогда считалась хорошей? Я это точно знаю, мой папа всю жизнь собирал библиотеку. Так вот, более всего ценились такие авторы, как ДЮМА, ШЕКЛИ, ПИКУЛЬ, СИМЕНОН, КРИСТИ. То есть – чтиво. Да, высококлассное, отличного качества, но…
В нашей семье, правда, был очень-очень старый Коран, его бабушка-татарка всегда прятала под подушкой. Но читать я его по понятным причинам самостоятельно не могла, а бабушка на эту тему бесед не поддерживала. Первой "библией" для меня, как и для многих, стал роман "Мастер и Маргарита". Потом, когда можно уже было читать Библию без опаски вылететь из комсомола, а то и из института, я прочла Новый Завет (и даже рисовала иллюстрации в графическом стиле).
Тогда ходила такая шутка: "СССР – это самая читающая Юлиана СЕМЕНОВА страна".
Потом в разделе развлечений пальму первенства законно отобрали видео и компьютерные игры – и все встало на свои места. А вот умные и сложные книги всегда и во все времена читали немногие. Это каста, если хотите, каста настоящих читателей. Их всегда мало. Но они есть и сейчас. Если вы сомневаетесь – загляните в какой-нибудь букинистический магазин или на сайт объявлений о продажах книг. Вы удивитесь количеству посетителей и наименований…
- Какие именно книги были на волне в то время?
- В десятых был страшно популярен Пауло КОЭЛЬО, например. Интересно, сейчас его читает кто-нибудь? Он даже бывал в Казахстане, писал о нашей стране, я присутствовала на его встрече с читателями в Алматы – множество дам прижимали к груди томики его романов, мечтая об автографе кумира. Но мода быстротечна. Из авторов-детективщиков била все рекорды популярности Дарья ДОНЦОВА, которая подняла на немыслимую высоту жанр иронического детектива. Сколько сплетен о ней ходило – например, что она держит чуть ли не в подвале своего дома целую бригаду литературных "рабов". Из российских авторов выделялась троица СОРОКИН-ПЕЛЕВИН-АКУНИН, впрочем, они по-прежнему – флагманы русскоязычной литературы, но все трое нынче предпочитают жить за границами своего отечества.
На снимке: с Татьяной Устиновой.
Татьяна УСТИНОВА считалась главной в сегменте русского любовного детектива, я брала у нее интервью на одной из книжных ярмарок – милейшая в общении, остроумная, очень душевная дама, дружит, кажется, со всеми писателями мира… Дмитрий БЫКОВ, поэт и прозаик, ныне иноагент, преподающий в США, тогда был в моде еще и благодаря проекту "Гражданин поэт", для которого он написал массу едких и очень смешных стихов и которые бесподобно читал Михаил ЕФРЕМОВ, ныне арестант. Еще был очень востребован и моден Леонид ПАРФЕНОВ с проектом "Намедни".
- Как известно, из хороших книголюбов вырастают хорошие писатели, литераторы.
- А из плохих кто вырастает? Хулиганы и бомжи? Бросьте, тут нет никакой корреляции. Бывают мудрые начитанные дворники и весьма ограниченные люди с тремя высшими образованиями, которые, кажется, и двух книг не осилили. Но до сих пор люди почему-то думают так: если хочешь стать писателем или поэтом – поступай на филфак. Так вот, люди, это не так. На филфаке не учат писательскому мастерству, а если хотите им овладеть – поступайте в литературные школы, институты, запишитесь на курсы.
Конечно, чтение развивает - дает знания, кругозор, опыт постижения печатного слова. Но само по себе оно вас писателем не сделает.
Есть такая легенда, что МАЯКОВСКИЙ, например, вообще читать не любил. Не знаю – правда это или нет, но в бытность свою главным редактором "Книголюба" мне приходилось сталкиваться со многими пишущими людьми – и далеко не все из них были, что называется, книголюбами.
- Ваше первое произведение - "Роман с кровью" - возникло под воздействием какой литературы, книги?
- Мы писали эту повесть об алматинских вампирах вместе с подругой, однокурсницей – Диной ГОРОХОВОЙ. Источники вдохновения – немногочисленная мистика в русской литературе (ГОГОЛЬ, БУЛГАКОВ, Алексей ТОЛСТОЙ), в очень большой степени – Стивен КИНГ, которого наше поколение открыло поздно, после развала СССР. Я всегда любила фантастику, мистические сюжеты меня просто покорили. Это повесть во многом пародийна… Писали мы ее в начале 90-х, бросали, переделывали, так и не довели до ума. А в 2005 году с согласия соавтора я отредактировала черновики и выпустила книгу "Роман с кровью и другие повести". Закрыв таким образом филфаковский гештальт.
- Как в дальнейшем будет развиваться автор Лиля Калаус?
- Ничего нового ни с точки зрения технологии – по-прежнему пишу в соавторстве и с Зирой Наурзбаевой, и с Диной Гороховой, ни в жанровом отношении.
С Зирой продолжаем серию о приключениях Бату и его друзей, с Диной пишем новую серию с условным названием "Золотой Казахстан" - это ироническое фэнтези о попаданцах и путешественниках в параллельный мир, в параллельный Казахстан – в чем-то узнаваемый, в чем-то нет. Кроме того, пишу, хоть и нечасто, колонки для нескольких казахстанских СМИ.
Справка:
Лиля Калаус - автор 11 книг, Лауреат I и III премий литературного конкурса "Сорос-Казахстан-Дебют" (1996), Лауреат Третьего Открытого книжного форума и литературного фестиваля стран Центральной Азии (2014), Лауреат международного литературного конкурса "Рух" (2017, 1 премия в номинации "Детская литература. Проза"). Член Казахского ПЕН-клуба, Член Союза писателей Казахстана, автор и редактор Ratel.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!