О чём спектакль “Алма-Ата'89" и как разные поколения реагируют на перемены в городе
Один из последних спектаклей с участием Чингиза КАПИНА на сцене театра ARTиШОК – “Алма-Ата 89”. Также скоро актёр примет участие в съемках исторической картины Ардака АМИРКУЛОВА о голодоморе 1932-33 годов. Мы увидим Чингиза Капина в роли военнослужащего-антагониста.
“Я обычно играю современных гадов, а тут мне предложили сыграть исторического гада”, - шутит Чингиз.
Кроме того, 21 ноября на сцене ГАТОБ им.Абая состоится премьера спектакля “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”. В этой постановке на казахском языке сплавили воедино степную легенду, джаз в исполнении Ирэн АРАВИНОЙ и творческие эксперименты.
Чингиз Капин рассказал об этих проектах, их связи с мировыми событиями и личным переосмыслением.
- Если говорить о спектакле “Алма-Ата' 89”, посвященном прошлому нашего города и концерту Виктора ЦОЯ, насколько, по твоему, сейчас важно помнить о таких вещах?
- Да, сейчас важно помнить о том, что нас объединяет. Мы живем в одно время с разными поколениями и уважать то, что для них ценно – это очень важно. Более того, Виктор Цой и тот период, когда он выступал во Дворце спорта, мне кажется, ко мне тоже имеет прямое отношение. Я, конечно, был очень маленький, но тем не менее помню, что в первом классе песни Виктора Цоя гремели. И для меня очень интересно то время.
Понятно, что я тогда не был в полной осознанности, но точно знаю, что мои родители были подкреплены какой-то идеей. Они верили, что вкладываясь в работу они будут чем-то поощрены – квартирой, зарплатой, где-то даже едой. Казалось, что была какая-то стабильность, но благодаря этому спектаклю я понял, что это была скорее видимость стабильности. Завидовать людям Советского Союза я перестал, но являюсь большим поклонником того периода. Мне очень нравятся фильмы, музыка, артисты того времени. И сегодня как никогда я понимаю, что мы, артисты, должны говорить о том, что чувствуем, о правде.
- По твоим наблюдениям, как разные поколения алматинцев реагируют на сегодняшние перемены, которые коснулись и нашего города – поток миграции и т.д.?
- Мне кажется, в Казахстане есть общая такая тенденция - все расположены помочь людям. Я видел, как кто-то столкнулся в центре города на почве этих событий, но проходящие мимо люди не были такими равнодушными, как это бывает, например, в Москве. Алматинские прохожие - это через два или три рукопожатия братья или сестры.
В какой-то степени нашему поколению адаптироваться проще. Но мои родители, например, с трудом, но всё-таки как-то приноровились к современному миру. Они отключили телевизор, и я им объяснил, что не каждому, например, Telegram-каналу можно доверять, они тоже покупаются.
Мне кажется, старшему поколениюсейчас нужна помощь и поддержка от нас. Мы лучше ориентируемся в инфополе, с опытом вырабатывается критическое мышление. И я в свою очередь благодарен своим родителям, что они привили мне правильные ценности. Сейчас я понимаю, что в военное время не только для России и Украины, но для всей планеты важно 250 раз подумать, прежде чем что-то сказать, опубликовать или сделать.
- Сегодня тема пандемии отошла на второй план, но всё же – как тебя и возможно зрителей поменял длительный карантин?
- Сейчас заметно, как зрители ценят то, что вместе переживают какие-то эмоции. Как для них после карантина, пребывания в четырех стенах стало важно это совместное сопереживание, которое раньше мы как-то даже не замечали.
Что касается личного опыта, то я понял, что когда проводишь время в одиночестве, ты можешь сконцентрироваться на чем-то. Во время пандемии я купил краски, альбом, и по сей день, когда надо отвлечься, начинаю рисовать. Также выезжаю один в горы. В единении с природой есть большой смысл, ты понимаешь, насколько ты материален. Горы дают правильные мысли.
Ну и, конечно, мы стали более мобильны в плане онлайн-пространства. Сейчас словосочетание “виртуальный мир” даже немного устарело, настолько он смешался с реальностью. Да, меня это пугает, но прогресс так велик, что его нельзя игнорировать. Конечно, есть плюсы: можно оперативно провести собрание в Zoom или, например, наша театральная школа ARTиШОК проводит онлайн-лекции.
- Если мы заговорили об обучении, чему тебе хотелось бы научиться – возможно, не только в профессиональном плане?
- Я всегда стремлюсь к каким-то знаниям. Например, мне интересно, как работает та или иная техника. Сейчас, когда я проживаю самостоятельно, интересуют бытовые вещи – как повесить гардины, лучше обустроить что-то в доме.
Если говорить о более масштабных вещах – я бы хотел получить знания, как быть человеком. Как уметь оставаться человеком, как уметь прощать. Это ежедневная работа.
Мне очень хочется найти любовь. Есть какие-то обычные человеческие эмоции, которые пока прошли стороной. Потому что я был занят профессией, творчеством. Но сегодня, когда я уже кое-что себе доказал, возможно, и кому-то еще – родителям, зрителям – мне в первую очередь хочется быть человеком, а потом артистом.
- Какая роль сейчас отвечает твоему внутреннему состоянию? Кого бы ты хотел сыграть?
- Мне бы очень хотелось сыграть человека, который пытается познать жизнь. В казахском эпосе есть Коркыт-Ата, он искал бессмертие. Ещё есть поэма о Гильгамеше – полубоге, который понял, что он смертен и все свои последние силы бросил на то, чтобы понять, сможет ли он быть бессмертным. Мне интересно исследовать человека и понять, что им движет: почему он хочет быть выше других людей, почему он считает, что имеет право убивать других людей, сталкивать их между собой, управлять ими? Мне бы хотелось понять, что там не так, почему. Для меня сегодня это главный вопрос.
Фото из архива Чингиза Капина.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!