Трайб-плейсмент казахской историографии

4386 просмотров
0
Айдос САРЫМ
Четверг, 06 Ноя 2014, 14:40

Сценарист, режиссер, продюсер исторического сериала - это расстрельные должности

Выступая на днях в Службе центральных коммуникаций, министр культуры и спорта страны Арыстанбек Мухамедиулы поведал о том, что в 2015 году будет снят 20-серийный фильм об истории Казахского ханства. Естественно, по прямому поручению главы государства. Праздник, по словам министра, будет отмечаться концептуально, как-то сдержанно, не по-казахски скупо...

Совершенно естественно, что в сети, в общественных кругах тут же развернулись споры о том, кто должен снимать сериал, какие события должны непременно найти отражение в повествовании. Более опытные и сдержанные наблюдатели, которые уже давно не испытывают никаких чувств в отношении национального синематографа, ограничились лишь сухими замечаниями: лишь бы это не превратилось в очередную сверхсовременную, актуальную апологию, в очередное «нур-сияние». Каюсь, и сам горько шутил на сей счет, вспомнив старый советский анекдот об операции «Багратион», генералиссимусе Сталине, согласующим все свои действия с молодым полковником Брежневым.

Кто будет снимать фильм-эпопею? Да важно ли это? У нас уже есть не только дворцовые поэты, но и дворцовые режиссеры. Наверное, с большей вероятностью режиссером сериала станет Ахан Сатаев, Рустем Абдрашев или кто-то еще. Не зря же они, не щадя животов, нервов и других своих экзистенциальных органов, трудились на ниве госпропаганды! Проблема даже не в этом. Проблема в том, что времени очень мало, а за короткий период написать хороший, согласующийся с разумом, историческими фактами и ожиданиями общества сценарий крайне непросто, почти невозможно. Ответственность очень большая. Можно уже сейчас сказать, что сценарист, режиссер, продюсер сериала - это расстрельные должности. Многие, очень многие ждут этого сериала, спрос будет очень большим. Причем спрос взыскующий, требовательный. Если честно, в данном случае с учетом временного цейтнота я не завидую ни министру, ни режиссеру, ни иным сопричастным.

Да и как вообще снимать хорошие исторические фильмы и сериалы, если в стране нет более или менее общей исторической картины, нет новой методологии и периодизации истории, когда история зияет «черными дырами» и «белыми пятнами», когда история не пережита, философски не осмыслена? Как тут не вспомнить, что только год назад с легкой руки чиновников гуманитарная программа тогдашнего государственного секретаря Марата Тажина по выработке новых подходов к национальной истории была поспешно свернута и публично названа «базаром». Причем свернута по основаниям глупым, внутриаппаратным, поскольку кое-кто откровенно испугался растущего недовольства северного соседа, озабоченного «попытками переписывания истории на постсоветском пространстве», а кое-кому явно не понравилось то, что количество упоминаний в СМИ имени госсека М.Тажина превысило допустимые лимиты и нормативы по негласной акординской шкале. Вот и получается, что мы все время пытаемся либо «Тальго» лошадями тянуть, либо ставим старую свою арбу впереди паровоза.

Являясь наследниками великих культур и цивилизаций, будучи продолжателями традиций выдающихся степных империй, мы до сих пор спорим о том, была ли у нас граница, государство. Польский режиссер Анджей Вайда как-то сказал: «История только тогда становится частью национального сознания, когда о ней снимается кино». А сколько фильмов по истории Казахстана снято за последние тучные 10 лет? Можно перечесть по пальцам одной руки. И самое жуткое в том, что у массового зрителя уже сложились нехорошие стереотипы о том, что историческое кино дело убыточное, коррупциогенное. История наша еще с советских времен замкнулась на теме войны с джунгарами: их уже давно и в природе нет, но мы упорно продолжаем с ними воевать, тогда как вся иная история или по боку, или табу. Или же история превращается в елбасы-плейсмент (вспомните операцию «Багратион»), когда вся историческая канва, богатая история служит прологом к нынешнему 20-летию и ее главному носителю и выразителю. И мы еще имеем смелость и глупость смеяться над тем, что в драматических театрах Туркменистана идет пьеса по роману Гурбангулы Бердымухаммедова «Döwlet guşy»? Пьеса, к слову сказать, посвящена отцу действующего Аркадага, мытарствам молодого родителя Мяликуглы после войны, который в конце пьесы благодарит собственного сына за все-все-все.

Но природа, в том числе человеческая, как известно, не терпит пустоты. Государственное безмолвие и государственная пустота постепенно заполняется иным контентом и содержанием. Если сегодня в стране официально зарегистрировано свыше 27 тысяч НПО, не менее 500-600 из них так или иначе занимаются историко-культурной деятельностью, носят имена батыров, биев и ханов. Растет число исторических клубов, семинаров, на которых ученые, журналисты, обыватели собираются и пытаются делать то, что не сделали государственные институты и организации. Уже сегодня можно говорить о том, что в стране существует неофициальный фолк-хистори бизнес и соответствующий фандрайзинг. Общественные активисты уже научились самоорганизации, научились делать эндаументы, аккумулировать частные средства для выпуска книг, установки памятников, проведения пышних мероприятий в честь своих великих предков.

Сказать, что у нас в стране совсем нет гражданского общества, наверное, нельзя, но его значительная часть зреет, растет именно на исторической ниве, тратит энергию на архаическую тематику. Ну, а кого в этом упрекать? Политикой заниматься нельзя, властям это не понравится. Единой исторической картины, государственных подходов и общенациональных конвенций относительно истории нет. Вот и занимается кто чем горазд. Есть проекты успешные, а есть и культурный трайб-плейсмент, когда появляются псевдоисторические, фэнтезийные книги, культурные продукты (не без этого). К чему все это приведет? Хочется верить, что в итоге все образуется, а нынешние мощные искания и глубинные архитектонические процессы, которые происходят внутри, в самом сердце общества станут позитивными.

А если нет?

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента