И почему считают, что иностранным клубам - не место в независимом Казахстане
Жизнь казахстанского захолустья может быть серой и скучной, но только не в Уральске. Здесь много свободолюбивой молодежи, объединяющейся по интересам: рок-музыканты, стендаперы, граффитчики и, конечно же, байкеры - любители езды на мотоциклах. Последних - особо не любят автомобилисты, гаишники и консерваторы, что впрочем не сильно раздражает самих байкеров. Сильней их коробят дилетанты - мотоциклисты без принципов, создающие проблемы себе и окружающим.
Вице-президент уральского филиала мотоклуба WHEELS BROTHERS Максим ДМИТРУК в интервью корреспонденту Ratel.kz рассказал о том, чем живут провинциальные байкеры, с какими сложностями сталкиваются и какие стереотипы ходят вокруг их братства.
- Как правило, это интерес, тянущийся из детства. И я, и большинство моих знакомых начинали с дедовских мотоциклов советского производства, типа "Явы", "Ижа", "Юпитера" и "Урала". Мы катались, чинили, разбирали те мотоциклы, которые были, купить другие - возможности не было. Да, мотоцикл - не самый безопасный транспорт, тем не менее, езда на байке - это своего рода медитация на ходу, возможность созерцать, путешествовать и быть в одиночестве.
- Какие мотоциклы теперь в почете у уральских байкеров? Много ли нужно денег, чтобы приобрести и содержать хороший байк?
- Самые популярные - японские мотоциклы Honda, Kawasaki, Suzuki. Сейчас все подорожало, поэтому мотоциклы начинаются от трех миллионов тенге и выше. Это качественные, нормальные мотоциклы, но, конечно же, не "Харлей". Содержать мотоцикл ничуть не дешевле машины среднего класса, с тем лишь отличием, что это сезонный транспорт и зимой на него не тратишься. В Уральске мото-инфраструктура слабенькая, а точнее - ее нет, в отличие от Астаны и Алматы, где есть сервисы, специализирующиеся на мотоциклах. Поэтому запчасти мы заказываем в интернете, а ремонтируем все сами, это еще одна причина, почему мы состоим в мотоклубе - обмен опытом.
- Как люди относятся к байкерам в Уральске?
- С культурой у наших людей слабенько. Стоит байк на улице - подходят, садятся на него, фотографируются, трогают. И ладно бы это дети были, так это взрослые люди делают! Это равноценно тому, что я залезу в чужую машину и буду в ней сидеть, просто из любопытства. Что же касается водителей, то нас они, разумеется, недолюбливают, для них мы помеха на дороге. Нас всячески пытаются задеть, не понимая, что мы в более уязвимом положении, чем они: они в железной коробке, а мы открыты с четырех сторон.
- Когда в Уральске открылся филиал мотоклуба WHEELS BROTHERS?
- В Уральске наш клуб появился в 2017 году, наше материнское отделение находится в Атырау. На сегодняшний день мы единственный официально зарегистрированный мотоклуб в нашем городе, нас около 100 постоянных резидентов. До этого времени в нашем городе, в основном, были незарегистрированные мотосообщества.
- Самые значимые события для мотоциклистов - это путешествия, в том числе - дальние, члены мотоклуба ежегодно совместно выезжают в такие путешествия. Конечно, Казахстан в этом плане- не самая легкая страна. Мы ездим на большие расстояния между точкой "А" и точкой "Б", глаз не радуется, нет пестрого поля впечатлений. Но мы все равно любим мотопутешествия, ведь в каждом городе тебя ждут единомышленники.
- Для обывателя байкерские объединения могут показаться опасным...
- То, что объединение байкеров может быть опасным - это навязанный стереотип из кино. Отчасти корни этого заблуждения уходят в Америку начала ХХ века. Тогда действительно ветераны Первой мировой войны возвращались с фронта, а поскольку к жизни на гражданке они не были приспособлены, они объединялись в байкерские шайки, занимались грабежом и преступностью.
Но на самом деле, на постсоветском пространстве мотоклубы можно назвать клубами по интересам, но с оговоркой на то, что у нас есть четкий устав, строгие правила - как писаные, так и неписаные и определенные требования к репутации каждого нашего члена.
- Значит, и среднестатистический байкер - это не крутой дядя в косухе, который слушает рок?
- Это тоже стереотип. У нас есть разные байкеры, в Актобе есть 70-летний дедушка на мотоцикле. И, конечно же, мы не рокеры-беспредельщики, такое мнение могло сложится из-за дилетантов или из-за молодежи, бездумно нарушающих правила дорожного движения и не думающих о собственной безопасности.
- По каким правилам принимают членов вашего клуба?
- Мы соблюдаем законы страны, поэтому требование - чтобы было 18 лет, были права на вождение. Из специфических правил - мы не берем в свои ряды полицейских и военных, поскольку эти люди уже давали присягу другой организации и, соответственно, не могут присягнуть на верность клубу. В критической ситуации возникнет конфликт интересов. Исключение составляют полицейские и военные на пенсии.
Другое негласное правило - это постоянная помощь и выручка членов мотоклуба. Ты помогаешь и тебе помогают. Если брат попал в сложную ситуацию, мы все спешим на помощь вне зависимости от времени суток. Поэтому когда мы принимаем в члены клуба, мы задаем много вопросов человеку, особенно семейному, ведь не каждая жена сможет принять, что у мужа появилась еще одна своего рода семья. Если же наш брат хочет выйти из клуба, чтобы сохранить семью, мы отпускаем его и не осуждаем. Семья важней.
- Значит для того, чтобы стать членом вашего мотоклуба нужен байк, отсутствие полицейской "корочки" и понимающая жена?
- Не только. Еще нужно понимать, что у нас работает правило "один за всех и все за одного". Это значит, что мы будем друг за друга горой, даже если речь не идет о байках. В любых жизненных ситуациях, даже если нужно за кого-то из наших ребят постоять в физическом смысле этого слова.
Второй момент - репутация. Город маленький, если байкер надел жилетку WHEELS BROTHERS, он обязуется вести себя подобающе. Речь идет не только о соблюдении всех правил на дорогах. Даже если он сидит в баре и выпивает, он обязан следить и за словами и за поведением. По поступкам одного человека, мнение складывается о всем клубе.
- На что живет ваш мотоклуб?
- Мы состоим на самообеспечении, то есть не имеем спонсоров и живем на свои регулярные членские взносы. Членские взносы не покрывают всего, если намечается какое-либо мероприятие, мы скидываемся дополнительно. С государством сотрудничаем, но в минимальных объемах. К примеру, мы проводим фестивали на открытие и закрытие мотосезона и пишем заявление в акимат на предоставление площадки на природе, с установлением сцены. Акимат дает нам сцену, потом приглашает нас, например, на патриотические пробеги - в составе колонны мы ездим с казахстанскими флагами.
- То есть казахстанское государство в вас заинтересованно?
- Не особо. А между прочим, зря. Сейчас в Казахстане уже действуют два иностранных мотоклуба, которые подкупают своих членов деньгами. Люди особо не задумываются, они рады, что оплачиваются мероприятия, что есть финансовая помощь, и идут к ним. В дальнейшем эти объединения могут сыграть против государства, например, в ходе проплаченных иностранными государствами революций. Ради сферы влияния в той или иной стране, иностранцы влезают даже в досуг граждан.
Сейчас и государство, и бизнес неохотно идут с нами на контакт, и поэтому наши путешествия окупаются только за счет взаимопомощи байкеров. Как-то раз было такое, что "Казмунайгаз" нам оплачивал бензин, взамен - мы ездили с их флагами. Но это единичный случай. А ведь мы, мотоциклисты, путешественники, мы могли бы вносить свой вклад в развитие казахстанского туризма. Собирали бы больше иностранных гостей на фестивали, рекламировали мы Казахстан как страну для путешествий
- Какие планы у вашего клуба на будущее?
- Главное - это продвижение субкультуры байкеров в Казахстане, в том числе - среди молодежи. Ну и, конечно же, дальние путешествия на мотоциклах по городам и весям.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!