Зато учителям малокомплектных школ объяснили, что знание английского – гарантия безопасности и развития государства
Об этом сказал директор департамента юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Нурсеит БАЙЖАНОВ на августовском педагогическом совещании в Петропавловске. Разговор о качестве образования начали с информации: из-за низкого уровня знаний учащихся ряд школ области не прошел аттестацию.
По словам руководителя управления образования Северо-Казахстанской области Шолпан КАРИНОВОЙ, из общего количества школ, подлежащих в этом году государственной аттестации, не смогли пройти ее более 56 процентов (40 школ). Кроме того, 11 учебных заведений не справились с повторной аттестацией. Речь в основном о сельских малокомплектных школах, по количеству которых СКО – лидер страны.
- Хуже всех эта ситуация в Акжарском, Айыртауском, Тимирязевском, Уалихановском районах, - сказал аким области Ерик СУЛТАНОВ. – В Айыртауском районе за слабые знания учащихся уволены три директора, освобождены от занимаемой должности четыре заместителя директора, получили дисциплинарные взыскания четыре методиста отдела образования. Такая ситуация недопустима!
Тем временем в системе среднего образования грядут большие перемены, в том числе – обучение на трех языках. Уже со следующего года во всех школах, вне зависимости от языка обучения, преподавать географию и историю Казахстана будут на государственном языке, а всемирную историю – на русском.
- В школах СКО с русским языком обучении работают 307 учителей географии и 290 – истории Казахстана, из которых 311 готовы вести преподавание на казахском языке, - сообщила Шолпан КАРИНОВА. – Всемирную историю в школах с казахским языком обучения преподают 160 учителей. Для них будут организованы курсы повышения квалификации с этого года. В рамках внедрения преподавания предметов естественно-математического цикла на английском языке в старших классах 200 учителей будут направлены на четырехмесячные языковые курсы. 53 педагога уже сейчас проходят курсы на базе казахско-турецкого лицея.
Нурсеит Байжанов отметил, что поэтапный переход к обучению на трех языках в 10-11 классах планируется с 2019 года. До этого момента по стране ежегодно около пяти тысяч педагогов будут проходить подготовку. Речь о курсах сроком от пяти до девяти месяцев с сохранением зарплаты.
- Это требование сегодняшнего дня, - пояснил Байжанов. – Давайте вспомним историю. Советский Союз проиграл холодную войну, поскольку отгородился от всего мира. Для того чтобы сохранить нашу конкурентоспособность, наше государство, мы должны интегрироваться во всемирную систему. А для этого необходимо знание английского языка. Я сам пять лет обучался за рубежом, недавно приехал из США. И я вижу: без знания английского тяжело знать, что происходит в это время. Поэтому это – не только дань моде, это вопрос выживаемости нашей государственности. Знание английского – гарантия нашей безопасности, нашего дальнейшего развития!
В кулуарах некоторые учителя на условиях анонимности делились опасениями по поводу предстоящего эксперимента. Эти люди имеют за плечами большой стаж работы, прекрасно знают свой предмет, но уверены, что не смогут качественно преподавать его на другом языке. Мол, в результате либо придется заниматься профанацией, либо дети вообще ничего знать не будут. Они считают, что у школьников, особенно сельских, должна оставаться возможность постигать дисциплины на родном языке. Однако в зале ничего подобного не звучало. Наоборот, все докладчики выражали одобрение инновациям, которые позволят «воспитывать креативных людей».
- Количество языков, на которых человек может излагать свои мысли, всегда было показателем образованности и уровня культуры, - сказала директор лингвистической гимназии «БЭСТ» Надежда ЗАИЧЕНКО. – Ежедневно в мире появляется большое количество научной и технической информации, в основном – на английском языке. Но владеют им, по результатам исследования МОН, только 20 процентов казахстанцев. А в международном рейтинге по индексу владения английским РК занимает только 54 место из 63 стран. Нашей гимназией накоплен богатый методический опыт, которым мы готовы поделиться.
Призвала коллег не бояться перемен и Людмила СТРОКИНА, которая успешно преподает физику на английском языке в казахской гимназии. Но это результат огромной работы: после института педагог 14 лет учила детей физике и астрономии, потом получила второе высшее образование и 23 года преподавала иностранный язык. И только после этого объединила оба предмета, разработав авторскую программу. Так или иначе, но учителям придется сесть за парты, выбора просто нет.