
Залог выживания - выявление новых перспективных ниш для развития в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 и начавшееся перед карантином резкое падение тенге, которые Алматы переживает последние два месяца, выявили ряд системных проблем в структуре экономики города, но, с другой стороны, открыли новые возможности для некоторых секторов. По словам специалистов, если принять оперативные меры, имеются шансы превратить проблемы в возможности и кардинально перестроить экономику города. Тем более, такие шаги важны на фоне прогнозируемых новых волн пандемии коронавируса, так как эффективные методы лечения и вакцина пока не найдены.
Потенциальные резервы развития экономики Алматы в посткарантинном периоде специалисты видят в развитии новых ниш – информационно-коммуникационных технологиях (далее - ИКТ), медицине, производстве фармацевтики и медицинских изделий, инфраструктуре по обеспечению продовольственной безопасности и стройиндустрии.
ИКТ и смежные направления с их использованием
Во всём мире с введением карантинного режима значительно возросла роль интернета и онлайн-услуг: от торговли до онлайн-образования. Многие крупные компании использовали ситуацию для стресс-тестирования своих наработок и убедились, что движутся в верном направлении. Да и у населения значительно снизились психологические барьеры в отношении интернета. Тем более, что практически у каждого гражданина имеется смартфон с подключением к сети.
Это открывает новые возможности для бизнеса как в Алматы, так и в целом по стране, в ряде традиционных секторов - профессиональных услугах, образовании, медицине, торговле, перспективы развития которых существенно возрастают благодаря использованию и массовому распространению цифровых технологий.
Специалисты считают, что Алматы в сравнении с другими городами стран Центральной Азии и регионов страны имеет преимущественно высокую концентрацию квалифицированных специалистов в образовании, медицине, профессиональных услугах и IT. Что при оказании необходимой поддержки со стороны государства даёт шанс занять новые ниши оказания услуг в этих секторах в онлайн режиме.
Основными затратами в этих секторах являются расходы по аренде и на персонал. Поэтому специалисты предлагают оказать меры поддержки в виде организации специальных хабов на базе пустующих бизнес-центров и зданий с льготной арендой платой, внедрения инструмента финансирования оборотного капитала без залогового обеспечения, а также предоставления временных налоговых преференций.
Актуальным вопросом в свете новых перспектив остается качество услуг, оказываемых вузами. В этой связи, предлагается разработать региональный проект по трансформации высших учебных заведений Алматы, направленный на реформирование управления в вузах, привлечение профессиональных управленцев в менеджмент и зарубежных стратегических партнеров. С привлечением передовых университетов предлагается создать новые платформы для развития онлайн образования.
По данным госорганов, оборот рынка электронной коммерции составляет порядка 300 млрд тенге в год по стране. Отечественный рынок онлайн торговли представлен как отечественными, так и зарубежными компаниями. Однако, ввиду отсутствия мер государственной поддержки в части льготного кредитования и налогообложения, отсутствия необходимой инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы и роста рынка электронной коммерции, а также уступающими возможностями отечественных компаний перед международными компаниями с многомиллиардными оборотами, местные предприятия и сервисы онлайн-торговли испытывают сложности. Особенно актуальным становится вопрос своевременного занятия данной ниши отечественными игроками, во избежание "оккупации" рынка Центральной Азии зарубежными гигантами.
Поэтому специалисты предлагают пересмотреть налоговое регулирование в части снижения НДС на услуги онлайн, внедрить новые инструменты финансирования предприятий этой отрасли, создать необходимую логистическую инфраструктуру для обеспечения роста рынка электронной коммерции.
Ежегодный объем импорта оборудования и программного обеспечения в сфере ИКТ составляет порядка 900 млрд тенге, а спрос государственного и квазигосударственного секторов на данную продукцию оценивается порядка 300 млрд тенге. При этом по сравнению с другими регионами Алматы располагает всеми возможностями освоить данную нишу. При условии предоставления государством гарантированных заказов и субсидирования части инвестиционных вложений и затрат, предоставляется возможным привлечение крупных стратегических брендов для организации производства оборудования и разработки программного обеспечения. Это не только решит вопрос обеспечения внутреннего спроса на ИКТ, но также способствует в целом развитию малого и среднего бизнеса в данной сфере.
При этом сроки запуска проекта по внедрению технологии 5G в городе Алматы будут играть ключевую роль в успешной реализации всех мер, поскольку скорость передачи данных и мощность интернет-инфраструктуры являются важнейшими факторами.
Медицина, производство фармпрепаратов и медизделий
В связи с повышенным спросом на фармацевтические товары и медицинские изделия, в первую очередь средств индивидуальной защиты в период пандемии и огромным их дефицитом в стране по причине отсутствия производственных ресурсов и сильной зависимости от зарубежных стран (почти на 90%), возникла необходимость создания собственных производственных мощностей при поддержке государства.
Последствия пандемии показали, что государству необходимо уделять особое внимание медицинской инфраструктуре, как путем реформирования и укрепления базовой государственной медицины, так и создания современных медицинских центров с исследовательской базой совместно с мировыми лидерами в данной индустрии.
При этом Алматы с его высокой концентрацией научно-исследовательских институтов, подготовленными кадрами, особенно в частном секторе, имеет преимущественные возможности для создания медицинского кластера: исследования, лечения, разработки, производства фармпрепаратов и медизделий.
Уже сейчас совместно с Министерством здравоохранения прорабатывается механизм ГЧП с привлечением турецких и японских инвесторов по созданию медицинского кластера на базе СЭЗ "ПИТ "Алатау": исследовательский университет, пять научных центров, многопрофильная больница с клиникой на 1400 койко-мест. До конца 2020 года планируется завершить разработку документации и с 2021 года начать строительные работы. Также по аналогичному подходу прорабатывается еще один проект совместно с австрийской компанией "VAMED" и немецкой клиникой "Charite".
В случае включения производства фармпрепаратов и медизделий в перечень видов деятельности СЭЗ, внедрения инструментов субсидирования частично инвестиционных вложений и затрат, специалисты считают возможным привлечение международных стратегических инвесторов для создания полноценного кластера разработки и производства фармацевтических препаратов.
Несмотря на затратность этих предложений для государства, в долгосрочной перспективе с точки зрения обеспечения безопасности страны предлагаемые меры являются весьма оправданными и окупаемыми.
Продовольственная безопасность и регулирование цен на продукты питания
Основными составляющими обеспечения продовольственной безопасности являются максимальное развитие организованных торговых сетей, выстроенная эффективная логистика, вывод из тени "магазинов у дома", а также создание местного производства пищевых товаров.
Практика показала, что прозрачная система в розничной торговле играет значимую роль в стабилизации цен, особенно на продовольственные товары. На сегодняшний день половина рынка розничной торговли продовольственных товаров в Алматы состоит из продовольственных рынков и "магазинов у дома", деятельность которых в большинстве остается непрозрачной, а потому именно там происходит спекуляция цен при кризисных ситуациях.
Впрочем, несмотря на явную эффективность и прозрачность продуктовых торговых сетей, они столкнулись во время карантина с серьёзными проблемами: потерей продаж от сокращения часов работы и перебоев/прекращения поставок из соседних государств, ограничением передвижения людей и транспорта, ценовым и курсовым давлением при осуществлении импортных закупок, переплатой транспортным компаниям из-за ограничений в работе складов.
Поэтому специалисты предлагают поддержать торговые сети через предоставление рефинансирования текущих займов и предоставление оборотных займов по льготной ставке 8%, а также освобождение до конца года от уплаты налогов, отчислений и взносов с фонда оплаты труда и налога на имущество и землю.
Кроме того, в целях снижения логистических затрат продовольственных торговых сетей, а также создания инфраструктуры для хранения товаров, акиматом начата реализация проекта по созданию оптово-распределительного центра на территории города. Его планируют сдать в эксплуатацию в апреле 2021 года.
Другая проблема, которая требует оперативного решения, состоит в том что на сегодняшний день городские производители пищевых товаров обеспечивают только 60% от потребности Алматы. Необходимо направить дополнительные усилия на создание вокруг мегаполиса продовольственного пояса.
Строительство и стройиндустрия
Во время кризиса при поддержке государства эта отрасль является основным драйвером экономики, создавая огромное количество рабочих мест. При этом здесь имеются огромные резервы.
В частности, специалисты предлагают активнее реализовывать в Алматы программу реновации. Для этого предлагается принять законодательные меры по принудительному выселению жильцов ряда районов города, возврату в госсобственность земельных массивов, заложенных в БВУ по рыночной цене, а также внедрению новых более гибких механизмов ГЧП для реализации проектов. Для их реализации необходимы льготные финансовые инструменты на уровне правительства.
Кроме того, акиматом Алматы прорабатывается такие крупные якорные девелоперские проекты, как "Новый деловой центр "Almaty city", Тематический парк, Ритейл парк и ряд других. Как показывает мировой опыт, реализация таких проектов даёт дополнительный импульс развитию прилегающих кварталов, значительно повысив их инвестиционную привлекательность.
Однако специалисты признают, что строительный сектор является одним из самых непрозрачных. Проблематичным остается мониторинг деятельности субподрядных организаций, особенно в части трудовых кадров и использовании отечественных стройматериалов. Поэтому предлагается осуществить принудительно переход всех строительных компаний и их субподрядных организаций в онлайн-платформы, что также позволит финансировать их по механизму проектного финансирования без залоговых обеспечений.
Другая проблема стройиндустрии - без собственного производства стройматериалов высоки риски удорожания стоимости проектов из-за девальвации национальной валюты, а также банкротства строительных компаний из-за нарушения расчетов в финансовой модели. Поэтому необходимо срочно принять меры по максимальной локализации производства стройматериалов.
Фото: © Sputnik / Максим Блинов.