Банковский омбудсман: зачем он нужен и когда к нему обращаться

1406 просмотров
0
FinGramota
Пятница, 30 Авг 2024, 15:00

Какие законодательные новшества вступят в силу зимой и как от этого выиграют заёмщики

В августе 2024 года Агентством по регулированию и развитию финансового рынка принято постановление касательно деятельности банковского омбудсмана. Его полномочия будут расширены с 21 декабря 2024 года.

Читайте также
Микрофинансовый омбудсман: какие вопросы он будет рассматривать

Постановление правления Агентства от 16 августа 2024 года №53 "Об утверждении Правил избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности банковского омбудсмана" принято в реализацию нового закона, подписанного главой государства 19 июня т.г. Речь идет о законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства".

Так, законом предусмотрено, что банковский омбудсман с 21 декабря т.г. будет рассматривать споры по всем займам, в том числе потребительским. А до этого времени банковский омбудсман продолжит заниматься урегулированием разногласий только по договорам ипотеки между заемщиками и банками, а также организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. Данную работу он проводит с 2011 года.

Какие споры решает банковский омбудсман сейчас?

Банковский омбудсман – это независимое в своей деятельности физическое лицо, и по закону банки обязаны исполнять его решения. В настоящее время он решает споры по договорам ипотечного займа между заемщиками-физлицами и банками, не доводя их до суда. К слову, полномочия омбудсмана прописаны в законе РК "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

В офисе банковского омбудсмана граждане могут получить консультацию по всем видам займов, банковским продуктам. 

Читайте также
Микрофинансовый сектор – игра по новым правилам

Банковский омбудсман выступает посредником, который помогает заемщикам и банкам найти компромисс. Он поможет, если банк нарушит условия договора ипотечного займа или закон. Например, банк повысил процент по ипотеке, из-за чего вырос ваш ежемесячный платеж. Или проконсультирует по вопросам просрочки по кредиту, подскажет алгоритм действий в нелегкой финансовой ситуации, в том числе связанной с оформлением мошеннических кредитов, и другое.

Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмана бесплатны.

Стоит отметить, что банковский омбудсман не подменяет третейский или гражданский суд. Институт банковского омбудсмана вырабатывает конкретные рекомендации по обращениям заемщиков, касающиеся изменения условий исполнения обязательств по договорам ипотечного займа. Он также помогает в части организации встреч и переговоров сторон, выступая квалифицированным консультантом в переговорном процессе.

Заседания и встречи по урегулированию разногласий происходят в офисе банковского омбудсмана в Алматы. В случае необходимости, банковский омбудсман может рассматривать обращения с выездом на место, а также проводить встречи в онлайн-режиме. При этом финансовый омбудсмен рассматривает не все споры.

Какие обращения не вправе рассматривать банковский омбудсман?

Читайте также
Кредит – большая ответственность: что делать, если возникла просрочка

Омбудсман откажется помогать по обращениям граждан, которые приняты к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу. Либо же направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.

Также не стоит обращаться к банковскому омбудсману, если у заемщика отсутствует письменное доказательство его обращения в банк.

С какими проблемами можно обращаться к банковскому омбудсману с 21 декабря 2024 года?

Компетенции банковского омбудсмана будут расширены на все виды банковских займов, а также на все займы физических лиц, уступленные по договору цессии в коллекторские компании и иные финансовые институты. Цессия – это уступка права требования.

Если у заемщика возникли спорные моменты с банками по действующим кредитам, кредиторы не соблюдают условия договора и ущемляют права потребителей финансовых услуг, к примеру, совершив ошибку в расчетах, неправомерно отказывая в обслуживании, либо в реструктуризации займа и т.д., то граждане могут обратиться с этими вопросами к уполномоченному финансовому посреднику.

Таким образом решения банковского омбудсмана будут обязательными для банков и коллекторских агентств, чьи займы им были переуступлены. Для заемщиков, имеющих кредиты на неотложные нужды, это позволит усилить защиту их прав. В целом расширение полномочий омбудсмана позволит снизить количество обращений в государственные органы, повысить роль института омбудсмана в обществе и повысить эффективность системы урегулирования просроченной задолженности граждан.

Кто является банковским омбудсманом в Казахстане?

Читайте также
В чём отличие между банковским займом и микрокредитом

С 13 июля 2023 года на должность банковского омбудсмана официально назначен Дархан НУРПЕИСОВ. Согласно закону, омбудсман избирается на два года, но с 21 декабря т.г. в соответствии с новым постановлением Агентства банковский омбудсман будет избран Советом представителей путем проведения тайного голосования из числа кандидатов, согласованных финрегулятором, сроком на три года.

В Совет представителей банковского омбудсмана входят по одному представителю от Агентства, Национального банка, ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана", банков второго уровня, ипотечных организаций, общественного объединения, осуществляющего защиту прав потребителей финансовых услуг, ассоциации коллекторов.

Этапы рассмотрения обращений ипотечных заемщиков

  • Запрос в банк о предоставлении расчета задолженности и иных необходимых для рассмотрения документов (при необходимости) – три дня с момента регистрации обращения.
  • Получение ответа от банка – 10 рабочих дней.
  • Рассмотрение и выработка приемлемого варианта реструктуризации – три рабочих дня.
  • Рассмотрение банком предложенного варианта реструктуризации — 30 дней. (Этот срок зависит от предоставления заемщиком требуемых документов в банк. Согласно внутренним правилам и регламенту банковского омбудсмана, указанный срок может быть изменен).
  • Организация встреч, ведение переговоров со сторонами, для достижения взаимоприемлемого решения – в течение всего периода рассмотрения обращения.
  • Достижение взаимоприемлемого решения (оформление и подписание протокола) – три рабочих дня.
  • При недостижении взаимоприемлемого решения (вынесение решения) – три рабочих дня.

Банковский омбудсман рассматривает обращения в течение двух месяцев.

Вниманию заемщиков! Если у вас возник спор с банком, который обязан подчиняться решениям омбудсмана, то возьмите на вооружение следующую информацию.

Рекомендация № 1. Попытайтесь сначала сами уладить проблему с кредитной организацией

Найдите электронный адрес для обращений в банке на его официальном сайте или в реестре АРРФР и отправьте претензию. Либо подайте претензию через личный кабинет на сайте банка. Кредитор должен ответить в течение 15-30 рабочих дней.

Рекомендация № 2. Если ответ вас не устроил или не пришел вовремя, можно обращаться к банковскому омбудсману.

Читайте также
Основные нюансы при оформлении и закрытии потребительских кредитов

Офис банковского омбудсмана находится в Алматы по адресу: пр. Н.Назарбаева, 175, оф. 302. Есть несколько способов, как обратиться к нему.

Проще всего подать обращение и записаться на прием, зайдя на сайт: www.bank-ombudsman.kz. Здесь на главной странице расположены соответствующее опции. Заполнив анкету, можно подать обращение или записаться на прием, а также найти ссылки на необходимые законодательные акты. Немаловажный момент – прием осуществляется по предварительной записи.

Также записаться на прием можно по телефонам: +7 (727) 2612 216; +7 (708) 983 30 16. Еще один вариант – обратиться к омбудсману посредством обычной почты, по электронной почте: office@bank-ombudsman.kz, по Skype: bank-omb Skype Me™, или через приложение JivoSite, интегрированное в сайт банковского омбудсмана.

На сайте размещена "Форма обращения к банковскому омбудсману". Обращение и документы, вне зависимости от того, каким из выше названых вариантов они были поданы, обязательно регистрируются. К обращению надо приложить ответ банка, либо, если кредитная организация не направила свой ответ, то копию своей претензии, доказательство ее отправки. Можно прикрепить скриншот переписки. Обязательно приложите документы, подтверждающие ваши претензии: сканы договоров, квитанций, переписок и другие.

Рекомендация № 3. Если вы не согласны с решением омбудсмана, то можете решить спор с финансовой организацией через суд. При обращении в суд нужно будет приложить ко всем имеющимся документам решение омбудсмана. Следует помнить, что банк тоже может обратиться в суд, чтобы обжаловать решение уполномоченного финансового посредника.

Читайте также
"Помогу урегулировать задолженность с банком и МФО": не доверяйте недобросовестным посредникам

Рекомендация №4. Если банк проигнорировал решение омбудсмана и не выполнил его в нужный срок, можно снова обратиться к банковскому омбудсману. Но обычно финансовые организации заинтересованы в том, чтобы улаживать споры с клиентами до решения омбудсмана. Теперь в этом будут заинтересованы также и коллекторские агентства, когда в декабре вступят поправки в закон по расширению полномочий банковского омбудсмана.

Рекомендация № 5. Если вы считаете, что банковский омбудсман нарушил ваши права как потребителя финансовых услуг, к примеру, раскрыл банковскую тайну, то необходимо обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка:

- письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;

- с помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/);

- в Управление региональных представителей Агентства (по территориальной принадлежности).

Источник: fingramota.kz

Фото: из открытых источников.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




автор цифрового контента
Осы Германияда немістер жол полициясына ұсталып қалса “неміспіз ғой, жібере салсаңызшы” деп айта ма екен?
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Как будет газифицироваться Астана, когда исчезнет смог в Алматы и сколько должен стоить газ
В эксклюзивном интервью Ratel.kz генеральный директор АО "QazaqGaz Aimaq" Бауыржан Аскаров отвечает на эти и другие вопросы, волнующие казахстанцев
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Политика 47: повторить “манёвр Киссинджера”
Америка при первой каденции Трампа не влезла ни в одну новую войну
Академик Скрябин: как неистовый борец с казахстанскими паразитами получил "ключ от Чимкента"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Как молодые казахстанцы, выпив лишнего, падали и умирали
Два приговора судов для обвиняемых, которые никого не хотели ни бить, ни, тем более, убивать, прозвучали на днях в судах Казахстана
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Актюбинский чиновник пострадал из-за президента и премьер-министра
Охрана главы государства потребовала нанести дорожную разметку, несмотря на то что она уже была на дороге
Как суды области Абай борются с нелегальной застройкой
С момента обретения статуса областного центра в Семее стало проблематично возводить многоэтажные строения без соответствующих документов
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
Праздновать Крещение на реке Есиль в Петропавловске не будут
Купели решили устроить на льду озера в сельском районе
Почему главный полицейский Жетысу генерал Кусаинов затаскал по судам пенсионеров-общественников
Оказывается, те осмелились написать на него жалобу
Покупатель разоблачил ОПГ чёрных риелторов, но они всё равно отказались вернуть ему задаток
И даже взяли с него расписку, что он не будет его взыскивать
Как бухгалтеры районного управления образования подвели своих начальников под приговор
Бухгалтеры платили зарплату мёртвым душам, но руководители якобы ничего об этом не знали
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.