Асанали Ашимов: Облей меня сейчас ушатом грязи – инфаркта не получу!

7883 просмотров
0
Эльвира САФИНА
Воскресенье, 01 Янв 2017, 15:00

В московском  издательстве «Художественная литература» пятитысячным тиражом вышла мемуарно-биографическая книга Асанали Ашимова «С любовью Ваш…»

* Карьера «вдовьего сына»

* «В 18 лет я не знал этих слов – «театр» и «филармония»»

* «Три года я стеснялся говорить в ауле, что учусь на актера»

* «Мое первое появление на сцене актеры встретили смехом»

* Молчаливые уроки Шакена Айманова

* Как стать Асанали Ашимовым? 

Карьера «вдовьего сына»

Прежде чем выйти в Москве, книга выдержала три (!) издания в Казахстане. Яркий, эмоциональный, предельно искренний рассказ от первого лица о том, как мальчик из далекого казахского аула, «вдовий сын», как актер себя называет, сделал блистательную карьеру в театре и кино, сразу понравился читателю.   

- Всю жизнь я слышу одни и те же слова: «Везет человеку!», - признается актер. - Но за славу, за известность, за успех на сцене и в жизни я платил бессонными ночами и слезами. Не единожды мое имя за глаза пытались смешать с грязью, хотя в глаза никто из моих недругов не упрекнет меня в том, что я кого-то предал или оболгал, потому что этого не было никогда.  

«В 18 лет я не знал этих слов – «театр» и «филармония»»

Он сыграл на сцене Ауэзовского театра около 30 ролей, но в 18 лет ни о какой актерской профессии не то что не помышлял - даже не знал таких слов, как «театр» или «филармония». Все его познания в культуре ограничивались фильмами «Чапаев» и «Амангельды», которые аульный мальчишка смотрел по десятку раз.

- Для этого я, босоногий подросток, шел пешком в соседние колхозы, - вспоминает Асанали-ага. - И каждый раз молил Бога, чтобы Чапаев и Амангельды остались живыми! А они каждый раз погибали… Каково же было мое удивление, когда я увидел «живого» Амангельды в театре! Я был до того простодушен, что до встречи с Елубаем Умурзаковым не воспринимал его как актера. Это был Амангельды - святой, с моей точки зрения, человек. И – точка!

«Три года я стеснялся говорить в ауле, что учусь на актера»

На актерский факультет консерватории он поступил без любви и без желания -  в общем, вынужденно-случайно. Как и все аулчане, считал актеров легкомысленными, распущенными людьми. Поэтому года три даже стеснялся говорить в ауле, на кого он учится. Любовь к профессии пришла после встречи с корифеями казахской сцены – Калибеком Куанышбаевым, Серке Кожамкуловым, Идрисом Ногайбаевым, Рахилей Койшибаевой, Сабирой Майкановой, Шакеном Аймановым…

- Меня потрясла их образованность и интеллигентность! – актер не скрывает своего восхищения кумирами юности. - Сам-то я в те годы был неловок, неуклюж, по-деревенски стеснителен. Тогда мне никто не предлагал играть героев-любовников. Начинал я с «фундамента», то есть с массовок. И - слава Богу! Иначе, наверное, не стал бы тем, кто есть сегодня. Это было бы равносильно попытке начать строить дом с крыши. Так было с Сергеем Гурзо. Он в 22 года стал лауреатом Сталинской премии за роль Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия», не выдержал славы и рано исчерпал себя творчески. Зато Михаил Ульянов и Иннокентий Смоктуновский, начинавшие в провинциальных театрах, были подготовлены к славе, которая обрушилась на них уже в зрелые годы. Так и я: поставь мне сейчас хоть десять памятников из золота или вдруг облей ушатом грязи – все выдержу и инфаркта уже не получу. 

«Мое первое появление на сцене актеры встретили смехом»

Первой его самостоятельной работой на сцене стала роль во втором составе трагедии «Абай». Юный Асанали играл тогда Айдара, ученика поэта.

-  Когда режиссер постановки Азербайжан Мамбетов скомандовал: «Давай, выходи!» - актеры встретили мое появление на сцене смехом. Смеяться было над чем! От того, что я не знал, куда девать руки и ноги, у меня, кажется, и мысли одеревенели. Но больше всего смущала партнерша. Шолпан Жандарбекова годилась мне в матери, но в спектакле она играла мою возлюбленную. Несмотря на ее уговоры: «Мы же с тобой всего лишь партнеры!» - я не знал, как сказать ей слово «люблю».

«Я вам еще покажу, кто есть кто», - пообещал я мысленно труппе, которую в тот момент ненавидел. Смех старших коллег так подстегнул меня, что дальше я работал над ролью как проклятый, да еще успевал бегать вечерами в театр (он тогда был объединенным) на спектакли и русской, и казахской труппы. И зритель принял моего Айдара! Маленький успех окрылил. Так начинался мой роман с театром – с упрямства, настырного желания постичь все его секреты. Любовь к нему входила в мою жизнь постепенно вместе с первыми поощрительными, а потом уже бурными, идущими от сердца аплодисментами зрителей.

Молчаливые уроки Шакена Айманова

А потом было кино!

И хотя «злые языки» часто связывают кино-успех Ашимова с тем, что он был зятем Шакена Айманова (первой женой «атамана» была Майра Айманова, дочь Шакена), на самом деле знаменитый тесть снял его только в одной, но самой знаменитой картине – «Конец атамана».

По словам Ашимова, их связывали не просто родственные узы, но и отношения сурового учителя и благодарного ученика.

- Шакен Кенжетаевич  никогда не учил – как надо жить или играть на сцене, но его молчаливые уроки дали мне больше, чем все институтские лекции вместе взятые, - говорит актер. - Этому же принципу старался следовать и я. С сыновьями я мало общался. И, значит, мало учил. Пока они были маленькие, нотации читать мне было некогда, да и не умел я этого. Видели меня и курящим, и выпивающим, и неправедным, но, странное дело, они меня боготворили даже будучи уже взрослыми, семейными мужчинами. Как-то перед спектаклем один молодой актер сказал мне: «Ага, я работал на летних каникулах у Мади грузчиком, когда мне было лет 14. Он вас считал за Бога».

Видя, что я сник после этих слов, он вышел из гримерной. Минут через 15 вернулся: «Простите, что я вас расстроил перед спектаклем». «Что ты, - сказал я ему. – Ты, напротив, настроил меня на образ».

Когда ушла из жизни Майра, и Мади, и Саги страшно переживали за меня. Я это чувствовал по вскользь брошенным тревожным и любящим взглядам, по тому, как они старались не оставлять меня одного. Когда я вскоре женился, ни единым словом не упрекнули, хотя, я чувствовал: мачеха была им не по душе.

Как стать Асанали Ашимовым?

Еще одна фраза – вернее, вопрос, который в последние годы очень часто слышит Асанали Ашимов: как стать таким, как он? Как стать Асанали Ашимовым?

- Вначале я пытался что-то сформулировать, - говорит актер, - найти какие-то нужные слова… А сейчас отвечаю: никак. И рассказываю одну степную притчу. Степного мудреца однажды спросили: как вы стали таким мудрым в окружении глупых, завистливых, ленивых людей? «Я учился у них», - ответил мудрец.

Фото: из архива Асанали Ашимова и otyrar.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером