![](https://imagesratel.kz/cdn/innermain/i/2019/December/18/184bba305409f5c257af01360c605d32f49ebe58.jpg)
Transparency Kazakhstan: В 2018 году на публичное обсуждение было вынесено лишь 15 936 из 44880 проектов нормативно-правовых актов
Проблема коррупционности законодательства Казахстана заключается в его нестабильности и непрозрачной системе принятия нормативных актов на этапах обсуждения и согласования с гражданами, отраслевыми ассоциациями, государственными органами и депутатами.
К такому выводу пришли эксперты фонда Transparency Kazakhstan, изучившие процедуру принятия 5 000 нормативно-правовых актов (НПА) в 2018 году.
"Мы изучили открытые данные, опубликованные на правительственном портале "Открытые НПА" и Эталонный контрольный банк НПА, которые показали, что в 2018 году власти Казахстана приняли 44 880 нормативных актов, то есть ежедневно принималось 123 новых НПА", - сообщила исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга ШИЯН.
Согласно законодательству, все законопроекты должны пройти публичное обсуждение. Однако изучение государственных сайтов и портала "Открытые НПА" показало, что государственные органы выносили на публичное обсуждениелишь 15 936 проектов НПА.
Даже если учесть все законопроекты, вынесенные ранее на публичное обсуждение в 2017 году (2017 году выносилось 13 127 проектов НПА), то их количество меньше в 2,5-3 раза, нежели принятых только в одном 2018 году, - отмечается в докладе Transparency Kazakhstan.
Анализ участия населения в обсуждении поправок показал пассивность, на сайтах госорганов отсутствует информация о результатах согласования проектов НПА с общественными советами, отраслевыми ассоциациями и национальной палатой "Атамекен", что затрудняет возможности граждан оценить результаты публичного обсуждения тех или иных поправок.
Кроме того, данные Transparency Kazakhstan показали, что изучение качества законопроектной работы госорганов Казахстана также демонстрирует негативную тенденцию: в подавляющем большинстве обсуждение шло на уровне технических ошибок разработчиков.
Основные нарушения госорганов-разработчиков проектов НПА касались стилистических, грамматических ошибок, игнорирования замечаний и предложений участников публичных обсуждений, некорректные ответы,незнание норм вышестоящих и отсылочных НПА, процедур публичного обсуждения проектов НПА и т.д.
На концептуальные несогласия со стороны участников публичных обсуждений власти в основном ссылались на поручения вышестоящих госорганов или правительства.
В свою очередь Министерство юстиции Казахстана является ответственным за правовое просвещение граждан, государственных служащих-разработчиков проектов НПА и в официальных отчетах рапортует о полном освоении бюджета, отмечает Transparency Kazakhstan .
Результаты исследования "Индекс участия и влияния на законотворчество Казахстана" также показали, что снизить коррупционные нормы в законодательстве смогут только реальное повышение правовой грамотности граждан и чиновников, подотчетности и прозрачности этапа публичного обсуждения законопроектов, а также снижение оборотов законотворческой деятельности в стране.
Эксперты Transparency Kazakhstan разработали памятку о способах участия граждан законопроектной деятельности. Результаты исследования "Индекс участия и влияния на законотворчество Казахстана" опубликованы на сайте организации и разосланы во все государственные органы.
Для справки:
За период 2015-2018 годов государственные органы Казахстана приняли 179 638 нормативных правовых акта, из которых 86 642 - новые НПА, 47 482 - изменения и дополнения, 45 514 – поставлены на утрату.
В 2018 году госорганы Казахстана приняли 44 880 НПА, из которых 22 048 НПА приняты впервые, 13 594 – подверглись изменениям и дополнениям, 9 238 – подлежали утрате.
Фото: Caucasus Times.