А в Караганде канализацию будут ремонтировать за 70 млрд тенге
Около трёх месяцев мы договаривались с пресс-службой, чтобы записать интервью с акимом Карагандинской области Ермаганбетом БУЛЕКПАЕВЫМ. По разным причинам его откладывали. Время, наконец, нашлось во время одной из его поездок в район области. С этого года чиновники не зачитывают отчёты, а проводят встречи с населением, где люди персонально задают вопросы акиму или руководителю управления. Поэтому длительность интервью была ограничена дорогой в Нуринский район. У акима мы постарались узнать, какие проблемы в ближайшие месяцы и, возможно, годы будут решать в Карагандинской области.
Вода и отопление в Темиртау
- По Караганде работает семь коллекторов, средний срок работы больше 40 лет. Требуется ремонт. За все эти годы отремонтировали только один из них, и то там остались проблемы, сейчас "Караганды Су" и акимат города сами устраняют. Отдельно строить канализацию или коллекторы возможности нет, город уже застроен, документацию разрабатывают на санацию канала. Канализация и коллекторы лежат на глубине от 5 до 10 метров. Поэтому город разрабатывает проект, там отрезки будут разной длинны, они в разном состоянии. Какую-то часть "Караганды Су" сами будут делать за счёт своих инвестиционных проектов. Проект по канализационно-очистительным сооружениям (КОС) дорогостоящий. Мы над ним уже давно работаем. Разные варианты были, за счёт тарифа в том числе, но оказалось, что это невыгодно. Около 70 млрд тенге это нам будет стоить. Землю мы уже дали. Частично будет субсидировано, частично через тариф. Но существующие КОС изношены на 90 процентов. Там советские технологии очистки воды. Проблема не только в Караганде, в Балхаше вообще нет КОС, там тоже мы разрабатываем проект. В Темиртау КОС принадлежат "АрселорМиттал Темиртау", но они его более или менее поддерживают, - говорит аким области.
Помимо основной части Караганды, будут отстроены локальные сооружения по очистке стоков в Пришахтинске, туда же будет сбрасывать Сарань. Ермаганбет Булекпаев считает, что нынешняя ситуация с городскими КОСами - очень большая проблема. Сравнительно недавно сделали КОС в городе Абай, а также разрабатывают для Шетского района и в Актогае начали стройку – здесь тоже никогда не было очистных сооружений и центральной канализации.
- В Караганде КОС будут тоже с нуля. Вкладывать деньги в старый - смысла нет. Сейчас специалисты работают в плане соблюдения всех экологических требований,- пояснил аким.
По словам Булекпаева пока в Караганде дефицита питьевой воды не предвидится. Того объёма, который перекачивают через канал, достаточно.
- В любой сельский округ мы обязательно даём деньги на разведку воды, и районы сами это проводят. Что касается водовода Темиртау, он был в своё время на балансе АМТ. Там 27 километров, он изношен на 80 процентов. В этом году отремонтируем 5 километров, аварийный участок. Уже на следующий год отремонтируем полностью. Есть ещё частная компания там "АкваТрейдинг", у них был дефицит летом, потому что люди активно поливают. Сейчас они сделали скважины, там достаточные объёмы воды. Они должны всё оформить и узаконить. Как сейчас планируется, что следующим летом из Караганды воду будем поставлять, но пока идут работы, должно хватить на город из новых скважин, - говорит аким. Не везде поливочная вода и питьевая разделены, в будущем придётся строить отдельные водоводы, но на это нужны большие деньги.
В регионе большое количество отдельных ТЭЦ и котельных, которые находятся в разном состоянии. Зима 2022-2023 оказалась очень сложной в этой сфере для многих городов страны. В Карагандинской области в шаге от коммунальной катастрофы был Темиртау.
- У нас наибольшую озабоченность вызывает и постоянно на контроле это - конечно, ТЭЦ2 "АрселорМиттал" в Темиртау. Ремонт идёт, где-то они идут по графику, где-то отстали. Но пока у нас есть уверенность, что мы пройдём сезон стабильно. В прошлом году, конечно, была ситуация очень напряжённая. Во-первых, они не провели нормально капитальный ремонт. Во-вторых, использовали непроектный уголь. Этот непроектный уголь для этой станции сильно износил котлы. В итоге им приходилось останавливать котлы, чтобы проводить ремонт. Это сильно отразилось на теплоснабжении города. И мы настояли, чтобы они перестали использовать дешёвый уголь. В этот отопительный сезон зайдём с четырьмя котлами. Этого на ноябрь вполне достаточно. Каждый из четырёх котлов несёт по 350 тонн, в прошлом году доходило до 150 тонн, они давали пара и тепла, был недогрев. В октябре после ремонта введут пятый котёл, а в ноябре шестой. Насчёт седьмого котла - его строительство затягивается. Были у генподрядчика проблемы с АМТ, связанные с платежами и самой работой подрядчика. Но сейчас там работают 150 человек, мы ждём завершения седьмого котла в марте 2024 года. Он нам нужен, но он больше как резервный. Но я надеюсь, что в этом году мы нормально зайдём в отопительный сезон. Помимо ремонта на ТЭЦ, сделали ремонт четырех магистральных трубопроводов города. В ближайшие два-три года мы будем капитально заниматься отопительной системой Темиртау.
В Караганде таких проблемы нет, ремонт плановый, а ТЭЦ готовы к сезону. В Абае тоже были проблемы, там отремонтировали аварийные участки.
- Помимо этого, мы утеплили 18 километров трубопровода, который идёт из Топара. Практика показала, что когда мы утеплили в Сортировке, там даже пошёл перегрев. На следующий год продолжим утеплять. В Балхаше идёт ремонт. На Топарской ГРЭС котлов достаточно. В Шахтинске капитальный ремонт делают на нескольких котлах, один будет в резерве, дали 1 млрд тенге. Там подняли тариф, там были очень маленькие зарплаты, поэтому в первую очередь деньги дали на это. Чтобы возвращались энергетики. В Сарани к концу года мы ожидаем завершение строительства котельной, но зимой запускать её не будут. В зимний период такие котельные не запускают. Там 26 мелких котельных, их подготовили к зиме. Помогли бесплатным шламом всем, акимат занимается доставкой.
На новой котельной в Сарани будут работать более сотни человек. Но пока персонал ещё не набирали. Всего там установлено четыре котла, но двух достаточно, чтобы отопить весь город.
А карагандинцам надеяться на горячую воду круглый год не стоит. Её подают только в тех районах, где могут. Для того, чтобы поменять систему, еще 10 лет назад выяснили, что нужно 300 млн долларов на весь город. Понятно, что этим деньгами из госбюджета есть более нужное применение.
Транспорт, сохранят ли трамвайный парк в Темиртау
Чем могут похвастаться карагандинцы, так это успешным внедрением системы "Онай". 95 процентов пассажиров платят по карточкам.
- Мы наблюдаем сильный дефицит водителей, зарплата у водителя в среднем 400 тысяч в месяц. Недавно "Автопарк №5" закупил 49 новых автобусов, половина вышла на линию, они сейчас ищут водителей. Мы планируем полностью закрыть потребность Пришахтинска, - обещает аким.
Автопарки продолжают субсидировать из бюджета, сейчас проезд в Караганде стоит 80 тенге, но в реальности он куда выше. В 2023 году автопаркам покрыли убытки на 60%, сумма субсидий 9,2 млрд тенге. При этом потребность перевозчиков куда выше.
- Мы неизбежно придём к увеличению тарифа. Но у нас сейчас задача другая. Сначала наладить систему, заменить автобусы, показать населению, за что они платят. Какая цифра там будет, я не знаю. Город этим вопросом будет заниматься совместно с маслихатом и общественным советом, - объяснил аким. Балхаш и Абай также скоро начнут закупать новые автобусы, сейчас вопрос прорабатывают и в Темиртау.
Кроме того, для водителей большегрузных машин и пассажирского транспорта строят автодром, чтобы была возможность получать права высоких категорий в Караганде.
В Темиртау хотят, чтобы остался трамвайный парк. В этом году его окончательно остановили, сняли провода, работников распределили на другие места, убирают шпалы.
- Трамваям там около 40 лет. Железнодорожные пути в непригодном состоянии. У АМТ содержать парк денег сейчас нет. Мы договорились так, пока ничего трогать не будут, потом, как ситуация улучшится, мы посмотрим. Были разные варианты, зайти 50 на 50. Парк все эти годы никто не субсидировал кроме АМТ, ездили там их же сотрудники бесплатно. Когда пандемия случилась, они пустили автобусы до цехов. Для их работников удобнее автобусами. Я лично хочу, чтобы трамваи остались. Сейчас думаем, как сделать. Предварительно посчитали, что на обновление парка нужно около 15 млрд тенге. Поэтому мы пока законсервировали, в следующем году уже что-то думать будем. Если мы трамвайный парк даже отремонтируем, ежегодно нужно будет около 700 млн тенге субсидий. Но сейчас экономическая ситуация города и АМТ не позволяет тратить на это деньги, - рассказал Булекпаев. Много лет АМТ не делали капитальный ремонт, и в итоге трамваи просто сгнили.
Будет ли в Караганде расти трава
Намного хуже обстоят дела с городским озеленением. Если клумбы начали оформлять, то к газонам большие вопросы. Травы в Караганде просто нет, её скашивают в жару до земли, и больше она не вырастает, пока не начнётся сезон дождей или не спадёт жара в августе. В результате не задерживается влага, в городе очень сухо и пыльно. Как только поднимается сильный ветер начинается пыльная буря. Между тем, это вредительство называется уходом за зелёными насаждениями. Из бюджета на покос травы и уход выделяются миллионы тенге. откровенно говоря, с таким результатом деньги просто жаль.
- Мы решили, что начнём заниматься городскими клумбами и парками. Потому что, пользуясь лазейками в правилах госзакупок, поставщики заходят, а потом начинают судиться друг с другом. Деньги есть, но они затягивают. Сейчас инициируется в парламенте изменения, чтобы не цена определяла, а качество услуг. У нас со скидками до 50-60 процентов получают тендеры, хотя все понимают, что это не возможно. В итоге они останавливают работу, а страдает население. Простой пример, была у нас компания "Данекер", выиграла около 60 конкурсов по водоснабжению. Зарегистрирована где-то в Улытауском районе. Ничего не сделала, везде по скидкам понабрала, работы встали. Да, ее признали недобросовестным участником госзакупок, но результата-то нет. Посёлок Рабочий, только в этом году завершаем водопровод, только из-за такой компании, которая всё бросила и ушла. Потом корректировка проекта, новая экспертиза, мы просто время потеряли. Зачастую говорят, что виноват акимат, но это не акимат виноват, а компания, которая, пользуясь лазейками в госзакупках, взяла подряд и не может выполнить.
В этом году в Караганде запустили фонтаны, которые не работали около трёх лет. Оказалось, что там практически сломано всё оборудование, технического обслуживания также не было. Булекпаев обещает, что по Караганде в ближайшее время восстановят и проложат новые системы автополива.
Аким области также считает, что живодёров, которые издеваются над животными необходимо привлечь к ответственности. Но, к сожалению, в этом плане наша полиция недорабатывает. Ни один громкий случай не доведён до суда, понятно, что для этого нужно искать виновных и проводить следствие. Однако, если ничего не делать, ссылаясь на занятость, ситуация точно не изменится.
Что будет с "АрселорМиттал Темиртау"
АМТ показал, что не может считаться надёжной компанией, по крайне мере на территории Казахстана. Помимо гибели рабочих, оказалось, что они не содержали многие социальные объекты в положенном состоянии. Пример тому водовод в Темиртау, который прогнил, ТЭЦ и даже трамвайный парк.
- У нас не стоит вопрос "за" или "против". Нужен нормальный инвестор. И он обещал (МИТТАЛ) ещё до трагедий. Говорил, что-то другое сделает. Были подписаны меморандумы с правительством. Но эти условия не исполняются, я не знаю почему. Всё-таки он же должен выполнять то, что обещает, те обязательства на себя взял. Правительство ведёт переговоры, я не знаю, как это будет. Главное, чтобы был нормальный инвестор, вкладывался в огромный комбинат, в безопасность шахтёров, в экологию, - говорит аким области. По словам Булекпаева, какую-то часть из обещанного АМТ всё же выполняет, но основная часть осталась на бумаге. Также в компании проводят технический и экологический аудит с согласия АМТ.
Повторения Талдыколя в Караганде не будет
По плану город должен застраиваться между Майкудуком и Юго-Востоком. Там появится ещё одна дорога, это будет продолжение улицы Муканова. В следующем году обществу представят обновлённый генплан Караганды. Социальные объекты пока хотят оставить на прежних местах, это школы и новый стадион, также в Майкудуке зарезервирована земля под строительство дополнительного железнодорожного вокзала. В этом районе расположены три пруда или "Немецкие озёра". Их не тронут.
- Они остаются, - уверенно ответил аким.
- То есть своего Талдыколя у нас не случится?
- Нет, там так и нельзя делать. Озёра остаются.
Железная дорога разделяет Караганду как река, поэтому рано или поздно могут построить путепровод либо в районе улицы Газалиева, либо Ерубаева. Но пока этого не предвидится.
Лежачий полицейский возле школы сделали за свой счёт
Возле одной из новых школ в Майкудуке аким Булекпаев и его коллеги оплатили устройство лежачего полицейского.
- Мы когда школу открывали, я обошёл место и понял, что будет проблема. Люди будут пешком ходить, дети в первую очередь. Оставалось два дня. Стояли с коллегами, говорим: "Нужно, чтобы был лежачий полицейский, в двух местах, со знаком, с освещением". Они объясняют - это конкурс нужно разыграть, деньги выделить. Поэтому пришлось вот так. Это вопрос безопасности, поэтому пришлось так сделать. Вообще, каждое совещание говорю: "Убирайте провода, какие-то штыри". По открытым колодцам у нас правило – закрыть за час. А потом уже разбираться: на чьем балансе этот колодец и кто за него отвечает. Главное безопасность.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Анастасия Багрова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!