Почему в Казахстане не решается языковой вопрос?
Недавно состоялся съезд русских, казачьих и славянских организаций Казахстана. На съезде известный казахстанский общественный деятель, поэт Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, присутствовавший там в качестве почетного гостя, заявил, что «те мелкие чиновники, независимо от рангов, мелкие политики, которые нарушают закон о языках, выступают против Казахстана, против нашей независимости, против нашего будущего. А это значит, что большая мина заложена под Казахстаном, и часы тикают».
Публикации этого материала вызвала такой шквал комментариев, что редакции сайта Ratel.kz пришлось закрыть дискуссию под данной статьей, так как комментаторы от дискуссии очень быстро перешли ко взаимным оскорблениям.
Мы задались вопросом, почему в электоральный период кто-то обязательно поднимает языковой вопрос? Дискуссия возникает либо по поводу ущемления прав носителей русского языка, либо представители казахской интеллигенции требуют немедленного перехода на казахский язык во всех сферах жизни. Потом рефери разгоняет спаринг-партнеров по углам…
И хотя после выборов языковой вопрос возвращается на периферию общественного обсуждения, казахстанцы каждый раз остро реагируют на такой заурядный, хотя и беспроигрышный прием политтехнологов.
Почему каждый раз возникают острые дискуссии? Причину уже почти ритуальных языковых споров по нашей просьбе прокомментировали известные политологи.
Толганай УМБЕТАЛИЕВА, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии, политолог:
- Ни у казахского, ни у русского языков нет понятного для всех политического статуса, хотя юридически: казахский – государственный язык, русский – язык межэтнического общения. Власти пока не могут открыто обозначить казахский язык как ведущий, в то же время не могут придать конкретный статус русскому языку, они просто не понимают, что с ним делать.
Дело в том, что городское население еще говорит на русском языке, наш ближайший сосед - Россия, в Казахстане очень большая этническая группа - носители русского языка, причем это не только русские. Все эти факторы сдерживают власти от конкретных шагов в языковой политике.
Но при этом они ничего не делают и для развития казахского языка. Политическая элита в качестве баланса предлагает третий язык - английский. Но в любом случае и трехъязычие - это не решение языкового вопроса. Пока мы не обозначим политический статус казахского и русского языков, который будет соблюдаться в повседневной жизни, эта тема будет периодически возникать.
Решение вопроса возможно, если будет общественный консенсус, т.е. если основные заинтересованные группы договорятся и закрепят эти договоренности в правовом акте. Одно дело, когда решение спускается сверху для общества, другое - когда люди договаривается между собой сами.
Другая проблема - это политическое заигрывание с определенным кругом людей, для которых эта тема важна как способ политической манипуляции. Власти используют как русский, так и казахский языки в политической игре.
В данном случае (выступление Олжаса Сулейменова – А.К.) используется русский язык, потому, что электорально активна именно русскоязычные граждане страны. Последние президентские выборы показали, что в городах голосовал русскоязычный электорат, тогда как казахов было очень мало на избирательных участках.
Есть и еще такая сторона вопроса - казахи в большинстве негативно относятся к существующей власти, тогда как другие этнические группы - уйгуры, узбеки или корейцы - поддерживают президента, потому что считают, что власти защищают их интересы. Но на самом деле это не совсем так, власти манипулируют их интересами, чтоб сохранить свой статус.
Но языковая проблема, к сожалению, не исчезает, ее будут использовать в определенные моменты, обостряя дискуссию вокруг применения то казахского языка, то русского. Двадцать лет общество поднимает вопрос об отсутствии методологии изучения государственного языка, социологические исследования показывают, что в качестве основной причины незнания казахского языка респонденты называют отсутствие качественной методики обучения. Однако до сих пор ничего в этом направление не сделано, хотя были выделены на это огромные финансовые ресурсы. Что касается русского языка - хоть его статус как язык межэтнического общения и закреплен в Конституции, в реальной жизни роль русского языка неясна и непонятна.
Эмоциональное обсуждение языковых вопросов я связываю с тем, что это наиболее чувствительная сфера, потому что до сих пор не были приняты меры для решения этого вопроса. Кроме того, есть очень большая группа людей, которая считает, что их права ущемляются в языковой сфере.
Максим КРАМАРЕНКО, политолог, руководитель "ИАЦ "Институт Евразийской политики:
- Слава богу, большинство казахстанцев как раз не "ведется" на языковой развод. Действительно, в предвыборной период у нас пытаются посеять зерна раздора, но без особого результата. Конечно, если делать замеры общественного мнения только по социальным сетям, где сейчас происходят основные баталии между радикалами различного толка, то можно сделать ошибочный вывод, что вот-вот разразится гражданская война. Но социальные сети – очень искривленное зеркало нашего общества. Нельзя отрицать, проблемы есть - как в сфере соблюдения прав русскоязычного населения, так и в распространении государственного языка. Но эти проблемы не являются определяющими раздражителями в межэтнических отношениях. Тем не менее эти проблемы приобретают гипертрофированный вид в электоральный период по ряду причин.
Во-первых, это помогает мобилизовать электорат по этническому признаку. Этническое начало сидит в человеке очень глубоко, с помощью него можно манипулировать его настроениями в предвыборный период.
Во-вторых, актуализация языковых проблем служит способом давления на правящий режим. Иногда для этого используют угрозы объявить бойкот проводимым выборам, если проблемы той или иной части населения не будут решены. Это во многом походит на элементарный шантаж. И зачастую за словами о защите прав своей этнической группы кроется эгоистичное желание конкретных лиц любой ценой попасть во власть.
Ну и, в-третьих, выборный период обладает опасностью "раскачки" негативных протестных процессов в интересах, скажем так, третьей силы. Когда псевдопатриоты отрабатывают свои гонорары, понимая при этом, что обрекают свой народ на ужасы гражданской войны. Как показали события на
Украине, самый простой путь к ней – нарушение баланса межэтнических отношений.
Айдос САРЫМ, политолог:
- На сегодняшний день в нашем обществе есть с десяток вопросов, которые до сих пор не получили ясного ответа. Во многом это происходит из-за того, что власти неправильно артикулируют и неправильно ставят акценты, либо занимаются оттягиванием сроков принятия неизбежного решения.
Можно много говорить о популистской составляющей этих дискуссий, но тем не менее эти вопросы в общественном сознании существуют, вызывая жаркие споры. Проблема в том, что это обсуждается людьми на кухне, потому, что в парламенте или маслихатах у нас ничего не обсуждается, хотя вопросы есть. И то, что они появляются в период выборов, это более, чем закономерно.
Основная проблема заключается в том, что наша власть не может определиться, чего она хочет. С одной стороны, быть для всех хорошей, а с другой – усидеть на двух стульях. Многие люди живут в разных ментальных, языковых и исторических измерениях. Эти вопросы многие не любят поднимать, особенно представили городского населения, которые считают их не актуальными.
Уже 25 лет власть не может определить перечень профессий, для которых знание языка обязательно. В мире нет таких стран, в которых государственных чиновник или депутат не знал бы государственный язык. Нам надо четко определиться, поставить сроки, например, через три года все государственные служащие, вне зависимости от ранга и категории, должны знать государственный язык. И если мы, наконец, определимся в этом, то и таких заявлений (Олжаса Сулейменова – А.К.) уже не будет, все будут четко знать, что язык обязателен. Я надеюсь, что будущий парламент примет изменения в Закон «О языках», в котором эти вещи будут четко обозначены. Тогда и пропадут все эти разговоры на кухнях и в сетях.
У нас ведь нет четкого понимания, в какой стране мы живем и в какой должны жить. У некоторой части населения нет понимания, что Казахстан – независимое государство, которое строит свою собственную политику, которая не всегда будет совпадать с тем, что хочет эта часть населения, и будет отличаться от того, что происходит в России.
Но когда мы все это осознаем и сделаем свой моральный, интеллектуальный, человеческий и гражданский выбор, то примем свои правила игры, даже если это кому-то не нравится.
Никому не нравится платить налоги, но это законодательная обязанность, не всем хочется служить в армии, но это долг гражданина, не всем хочется ездить по правилам дорожного движения, но и их надо соблюдать. И если мы языковой вопрос, вопрос идентичности и культуры превратим в такие же правила, тогда и закончатся все эти споры. Но для этого нужны открытые общественные дискуссии, но не на кухнях или в социальных сетях, а в Ассамблее народа Казахстана и в парламенте.
А сейчас всех развели по своим комнатам и сказали сидеть тихо, молчать, пока власти что-то решают. Все это откладывается на потом уже 25 лет, лишь бы не было шума.